г. Саратов |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А12-4875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" Жирнова М.М., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 08-34/51, представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" Кудиновой С.Р., действующей на основании доверенности от 13.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2021 года по делу N А12-4875/2021 (судья Лесных Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" (414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 1, ОГРН 1063017045662, ИНН 3017048662)
к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" (400005, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 56А, ОГРН 1023403856123, ИНН 3445916210)
об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Астрахань" (далее - ООО "Центр Диализа Астрахань", общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными (незаконными) акта проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) ООО "Центр Диализа Астрахань" от 23.11.2020 N 36 в части требования возвратить в бюджет государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области" (далее - ТФОМС Волгоградской области, фонд) средства, полученные ОМС ООО "Центр Диализа Астрахань" на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за период с 01.04.2018 по 30.06.2020, в сумме 16 124 919,39 руб., требования об оплате от 20.01.2021 N 06-18/20, требования об оплате от 03.02.2021 N 06-18/37, требования об оплате от 04.03.2021 N 06-11/58.
Решением суда первой инстанции от 07 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
ТФОМС Волгоградской области не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Центр Диализа Астрахань" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16 июля 2021 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2014 года ООО "Центр Диализа Астрахань" в ТФОМС Волгоградской области подано уведомление об осуществлении деятельности в сфере ОМС Волгоградской области с приложением лицензии от 25.04.2012 N Л0-30-01-000548, выданной Министерством здравоохранения Астраханской области на осуществлении медицинской деятельности по адресу: 414024, г. Астрахань, ул. Кубанская, д.1, литер А.
Фактически медицинская организация начала осуществлять деятельность в сфере ОМС Волгоградской области с февраля 2015 года с момента получения лицензии от 06.02.2015 N Л0-34-01-002428, выданной Комитетом здравоохранения Волгоградской области.
На основании приказов директора ТФОМС Волгоградской области от 21.09.2020 N 481, от 28.09.2020 N 507, от 10.11.2020 N 602 в период с 15.10.2020 по 23.11.2020 в отношении ООО "Центр Диализа Астрахань" проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства в области использования средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 30.06.2020.
В ходе проверки специалистом Фонда установлено нецелевое использование средств ОМС в размере 16 124 919,39 руб., из которых: 13 125 195,49 руб. направлены медицинской организацией на платежи по договору займа от 29.08.2014 N 29.08/01, заключённому ООО "Центр Диализа Астрахань" до начала осуществления им деятельности в сфере ОМС Волгоградской области в 2015 году; 2 999 723,90 руб. направлены медицинской организацией на погашение процентов по договорам займа от 29.08.2014 N 29.08/01 и от 24.12.2015 N R3-R6/2015-02.
По результатам проверки составлен акт от 23.11.2020 N 36 внеплановой комплексной проверки использования средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в ООО "Центр Диализа Астрахань" (далее - акт проверки) (т.1 л.д.70-105).
В акте проверки уполномоченным органом сделан вывод о нецелевом использовании заявителем средств ОМС в общей сумме 16 124 919,39 руб., а также на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) на общество наложен штраф на общество в сумме 1 612 491,93 руб.
На данный акт заявитель подал письменные возражения (т.1 л.д.126-144), однако ТФОМС, оставил акт проверки без изменений (т.2 л.д.1-9) и предъявил обществу требования от 20.01.2021 N 06-18/20, от 03.02.2021 N 06-18/37, от 04.03.2021 N 06-11/58 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, штрафа и пени по акту комплексной проверки от 23.11.2020 N 36 (т.2 л.д.11-12, 14-15, 32-33).
Посчитав акт проверки и требования об уплате нецелевого использования средств ОМС незаконными, ООО "Центр Диализа Астрахань" оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия факта нецелевого использования обществом средств ОМС. Все затраты, произведённые обществом в спорный период, были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Волгоградской области. Без несения спорных затрат общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной помощи.
Согласно доводам апелляционной жалобы расходы, произведённые медицинской организацией за счёт заёмных средств в 2014 году, не связаны с оказанием медицинской помощи в сфере ОМС Волгоградской области. Возмещение данных расходов произведено в 2018 году. Указанные расходы являются расходами сверх тарифа на оказание медицинской помощи, утверждённого Тарифными соглашениями в сфере ОМС, в периоды, в течение которых ООО "Центр Диализа Астрахань" осуществляло деятельность в системе ОМС Волгоградской области. Федеральным законом N 326-ФЗ не предусмотрено возмещение за счёт средств ОМС расходов, произведённых медицинской организацией до начала деятельности в системе ОМС. В тариф на оказание медицинской помощи возмещение таких расходов также не включено. Фонд считает, что целевое использование средств, полученных по договорам займа от 29.08.2014 N 29.08/01 и от 24.12.2015 N R3-R6/201502, не подтверждено. Федеральным законом N 326-ФЗ и Правилами обязательного медицинского страхования, утверждёнными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС) не предусмотрена уплата медицинской организацией за счёт средств ОМС процентов за пользование заёмными денежными средствами по договору займа.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена указанная совокупность условий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федерального закона N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 38 БК РФ определён принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечёт за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признаётся использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждёнными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлёкшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая её состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства (письмо Минфина России от 21.01.2014 N 02-10-11/1763).
На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС, территориальный фонд), утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждённым приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения N 73 по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть, включающую обобщённую информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщённая информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определённом Законом N 326-ФЗ.
Таким образом, составленный территориальным фондом акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является основанием для возврата медицинской организацией в бюджет территориального фонда использованных ею не по целевому назначению средств ОМС.
В силу статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Статьёй 38 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включённой в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счёт средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В ходе проведённой Фондом проверки установлено, что за проверяемый период времени за счёт территориальной программы ОМС произведены выплаты на погашение долга и процентов по договорам процентного займа от 29.08.2014 N 29.08/01 и от 24.12.2015 N R3-R6/2015-02. В соответствии с договорами займа займы предоставлялись обществу для пополнения оборотных средств ООО "Центр Диализа Астрахань" (заёмщика).
Фонд признал такое использование средств ОМС нецелевым, поскольку возмещение расходов на уплату медицинской организацией за счёт средств ОМС задолженности и процентов за пользование заёмными денежными средствами по договору займа не предусмотрено Федеральным законом N 326-ФЗ и Правилами ОМС. В тариф на оказание медицинской помощи возмещение таких расходов также не включено. Кроме того, Федеральным законом N 326-ФЗ не предусмотрено возмещение за счёт средств ОМС расходов, произведённых медицинской организацией в 2014 году до начала деятельности в системе ОМС (февраль 2015 года).
Аналогичные доводы указаны Фондом в апелляционной жалобе.
Статьёй 30 Федерального закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчёта тарифов на оплату медицинской помощи, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных названным Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается названным Федеральным законом.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), в соответствии с пунктом 158 которых в расчёт тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе её предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пункт 158.1 Правил ОМС определяет состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), который включает следующие: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие затраты: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закреплённого за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретённым медицинской организацией за счёт средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 158.3 Правил ОМС).
Таким образом, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение "прочих расходов" без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
Учитывая изложенное, доводы Фонда о том, что на затраты по ОМС отнесены расходы, произведённые заявителем до заключения договоров со страховыми медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и до получения лицензии по осуществлению медицинской деятельности на территории Волгоградской области, то есть на покрытие расходов, возникших до осуществления деятельности в сфере ОМС, отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные.
Из материалов дела следует, что договоры займа заключались обществом на пополнение оборотных средств - на текущие нужды, связанные с организацией и процессом оказания медицинской помощи по направлению деятельности, которые необходимы были до получения возмещения затрат из бюджета.
Предоставленные в материалы дела счета, на оплату которых направлялись заёмные средства, свидетельствуют о расходовании средств именно на нужды, связанные с организацией и процессом оказания медицинской помощи.
Нормы законодательства, регулирующие отношения в системе обязательного медицинского страхования, не содержат запрета на привлечение медицинскими организациями заёмных денежных средств в целях оказания медицинских услуг; размер процентов, установленных договорами займа, не только не превышает средний размер процентов по банковским кредитам, но и составляет значительно меньшую величину.
Возврат заёмных денежных средств не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 306-КГ16-10953.
Уплата процентов является факультативным обязательством по договорам займа, в связи с чем установленное целевое использование заёмных средств распространяет указанный вывод и на обязательство по уплате процентов. Данный вывод соответствует сложившейся судебной практике (дела N А49-8014/2015, N А62-8014/2016, N А36-2564/2017, N А14-26223/2019 и N А71-16877/2020).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, все затраты, произведённые обществом в спорный период, были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Волгоградской области, иная деятельность обществом не осуществлялась. Без несения спорных затрат общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Учитывая изложенное, факт нецелевого использования обществом средств ОМС в спорный период отсутствует. Доказательства обратного Фондом в материалы дела не предоставлено.
Следовательно, акт проверки от 23.11.2020 N 36 в части требования возвратить в бюджет ТФОМС Волгоградской области средства, полученные ОМС ООО "Центр Диализа Астрахань" на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, и использованные не по целевому назначению за период с 01.04.2018 по 30.06.2020, в сумме 16 124 919,39 руб. является незаконным и нарушает права общества в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности.
В связи с этим, требования об оплате от 20.01.2021 N 06-18/20, от 03.02.2021 N 06-18/37, от 04.03.2021 N 06-11/58, выставленные обществу на основании данного акта, также являются незаконными.
Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии установленной совокупности условий для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2021 года по делу N А12-4875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4875/2021
Истец: ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА АСТРАХАНЬ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11192/2021
17.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6533/2021
06.07.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4875/2021
07.06.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4875/2021