г. Чита |
|
18 августа 2021 г. |
дело N А19-5120/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангаранефтегаз" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2021 года по делу N А19-5120/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангаранефтегаз" (664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Сурикова, дом 2, офис 5, ОГРН: 1193850022046, ИНН: 3808269181) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Российская, 17, ОГРН: 1043801036311, ИНН: 3808110930) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2021 N НА-898-в/1 о назначении административного наказания,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ангаранефтегаз" (далее - заявитель, ООО "Ангаранефтегаз" или общество) обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, Управление или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.03.2021 N НА-898-в/1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2021 года постановление от 11.03.2021 N НА-898-в/1 признано незаконным и изменено в части назначенного наказания. Суд первой инстанции пришел к выводу наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и об отсутствии нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, обществу определена мера наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ангаранефтегаз" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1193850022046 и согласно лицензиям ИРК 16619 НЭ, ИРК 16620 НР на пользование недрами, зарегистрированным Федеральным агентством по недропользованию 08.11.2019, осуществляет деятельность в границах участка недр, находящегося на территории Усть-Удинского района Иркутской области.
На основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 03.11.2020 N 1163-од "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" в период с 09.11.2020 по 04.12.2020 в отношении ООО "Ангаранефтегаз" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки произведено совместное обследование скважины N 1 Автовского газоконденсатного месторождения, находящейся в урочище "Абрамовская" в 4,5 км от населенного пункта Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области и скважины, не имеющей опознавательных признаков, находящейся в координатах 53°59'52.4" С.Ш. 103°33'34.3" В.Д., находящейся в 4 км от населенного пункта Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области.
Согласно акту проверки от 04.12.2020 НА-898-в в результате проверки установлено, что при осмотре скважины
1 установлено газопроявление через межколонное пространство 146
324, колонны подвергнуты длительному тепловому воздействию. Возгорание отсутствует. Скважина находится в аварийном состоянии. Устье скважины обвязано оборудованием, изготовленным и установленным с нарушением требований действующих нормативных документов. Скважина представлена обсадной колонной (направлением) 530 мм, которая находится под землей на глубине 30 см, обсадная колонна (тех. колонна) 324 мм подвешена на элеваторе, установленном на направлении. Эксплуатационная колонна 146 мм также подвешена на элеваторе, установленном на тех. колонне 324 мм. На эксплуатационной колонне 146 мм смонтирована заглушка с металлической плитой, где нанесена информация
Площадь Атовская 1958 г. скв.
1
(п. 1292
Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности
в редакции Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015
1).
Замер газовоздушной смеси показал превышение ПДК скважинных газов и составил:
СО (угарный газ) = 68 мг/м3;
СН4 (метан) = 40% от нижнего концентрационного предела воспламенения:
S02 (оксид серы) = 5,4 мг/м3.
Скважина, располагается в непосредственной близости от лесного массива. В результате разгерметизации скважины в атмосферу выделяются метан и тяжелые углеводороды. Имеется вероятность возникновения возгорания.
На момент осмотра, спутниковым навигационным оборудованием Garmin GPSmap 62 stc произведено определение координат устья скважины. Координаты скважины 54°00'33.30" С.Ш., 103°32'16.70" В.Д.
Иркутским филиалом ФГБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (вх. N 16566 от 27.10.2020) предоставлен акт Главнефтегазразведки Министерства нефтяной промышленности СССР на ликвидацию опорной скважины N 1 Атовской площади от 15.11.1959, согласно которому бурение данной скважины производилось в период с 20.10.1957 по 03.11.1959, фактическая глубина скважины составляет 2 789,4 метра, по состоянию на 15.11.1959 скважина N 1 ликвидирована.
Исходя из данных Федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система лицензирования недропользования" (далее - ФГИС "АСЛН"), скважина расположена в границах лицензионного участка, в соответствии с лицензией на право пользования недрами ИРК 16620 HP, выданной обществу с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.11.2019 N 474.
ООО "Ангаранефтегаз" представлен журнал осмотров технического состояния скважин, согласно которому ликвидированная скважина N 1 принята к наблюдению 10.09.2020 за период наблюдения в журнале указана информация об отсутствии признаков газопроявления, что не соответствует действительности по следующий основаниям.
В ходе проведения выездной части проверки 11.11.2020 вблизи ликвидированной скважины N 1 специалистами Ангарского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Иркутск отобраны пробы атмосферного воздуха на наличие метана, азота оксида, азота диоксида, сажи, углерода оксида, паров углеводородов нефти, а также бенз(а)пирена, что зафиксировано протоколом отбора проб атмосферного воздуха N АН601А от 11.11.2020.
Согласно протоколу измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе N АН949А от 24.11.2020 и протоколу испытаний атмосферного воздуха N АН1073А-20 от 02.12.2020 выявлено следующее:
Номер скважина |
Определяемый показатель |
Концентрация скважины загрязняющею вещества, мг/м |
1 |
Азот диоксид |
|
1 |
Азот оксид |
|
1 |
Сажа |
|
1 |
Углерода оксид |
1,54 |
1 |
Пары углеводородов нефти |
|
1 |
Беиз/а/пирен |
0,0000044 |
1 |
Метан |
84,1 |
Наличие метана, бензапирена, паров углеводородов нефти в атмосферном воздухе в непосредственной близости от законсервированных газовых скважины свидетельствует о наличии утечек, негерметичности устья и ствола скважины, негерметичность скважины подтверждается также актом обследования устья скважины от 22.10.2020 N 1.
При осмотре скважины N 8 Атовской площади, находящейся в координатах 53°59'52.4" С.Ш., 103°33'34.3" В.Д., находящейся в 4 км от населенного пункта Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области установлено, что скважина частично забетонирована. Проведение измерительных работ диаметров колонн невозможно, т.к. верхняя и нижняя часть забетонированы. Отсутствует репер высотой не менее 0.5-м с металлической таблицей, на которой электросваркой указываются: номер скважины, дата ее ликвидации, месторождение, организация-пользователь недр (п. 1292 "Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" в редакции Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 N 1).
При осмотре скважины установлено газопроявление через образовавшуюся трещину бетонной площадки (пропуски через межколонное пространство). Возгорание отсутствует. Скважина находится в аварийном состоянии. Вокруг скважины в радиусе шести метров обнаружены остатки металлолома, строительных отходов, сухие деревья.
Замер газовоздушной смеси показал превышение ПДК скважинных газов и составил:
СО (угарный газ) = 52 мг/м3;
СН4 (метан) = 100% от нижнего концентрационного предела воспламенения:
S02 (оксид серы) = 5,2 мг/м3.
Скважина в аварийном состоянии находится в непосредственной близости от лесного массива. В результате разгерметизации скважины в атмосферу выделяются метан и тяжелые углеводороды. Имеется вероятность возникновения возгорания.
На момент осмотра, спутниковым навигационным оборудованием Garmin GPSmap 62 stc произведено определение координат устья скважины. Координаты скважины - 53°59'52.4" С.Ш., 103°33'34.3" В.Д.
Согласно письму Иркутского филиала ФГБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (вх. N 17987 от 24.11.2020) в районе указанных координат находится скважина N 8 Атовской площади. В адрес Управления предоставлен акт треста "Востсибнефтегеология" Министерства геологии СССР на ликвидацию опорной скважины N 8 Атовской площади от 15.11.1961.
Согласно акту бурение скважины N 8 производилось в период с 09.03.1960 по 15.07.1960, фактическая глубина скважины составляет 2 789,4 метра, по состоянию на 15.11.1961 скважина N 8 ликвидирована.
Исходя из данных ФГИС "АСЛН" скважина находится в границах лицензионного участка, в соответствии с лицензией на право пользования недрами ИРК 16619 НЭ.
ООО "Ангаранефтегаз" представлен журнал осмотров технического состояния скважин, согласно которому, ликвидированная скважина N 8 принята к наблюдению 11.11.2020, в журнале указана информация по состоянию на 11.11.2020 с отметкой об отсутствии признаков газопроявления, что не соответствует действительности.
В ходе проведения выездной части проверки 11.11.2020 вблизи ликвидированной скважины N 8 специалистами Ангарского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Иркутск отобраны пробы атмосферного воздуха на наличие метана, азота оксида, азота диоксида, сажи, углерода оксида, паров углеводородов нефти, а также бенз(а)пирена, что зафиксировано протоколом отбора проб атмосферного воздуха N АН601А от 11.11.2020.
Согласно протоколу измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе N АН949А от 24.11.2020 и протоколу испытаний атмосферного воздуха N АН1073А-20 от 02.12.2020 выявлено следующее:
Номер скважины |
Определяемый показатель |
Концентрация скважины загрязняющею вещества, мг/м |
8 |
Азот диоксид |
<0,02 |
8 |
Азот оксид |
<0,03 |
8 |
Сажа |
< 0,025 |
8 |
Углерода оксид |
<1,5 |
8 |
Пары углеводородов нефти |
< 1 |
8 |
Беиз/а/пирен |
110,6 |
Наличие метана, паров углеводородов нефти в атмосферном воздухе в непосредственной близости от законсервированных газовых скважины свидетельствует о наличии утечек, негерметичности устья и ствола скважины. Негерметичность скважины подтверждается также актом обследования устья скважины от 22.10.2020.
Таким образом, установлено, что ООО "Ангаранефтегаз" осуществляет деятельность в границах участка недр, находящегося на территории Усть-Удинского района Иркутской области, предоставленного в пользование в соответствии с лицензиями на пользование недрами ИРК 16620 HP, ИРК 16619 НЭ с нарушением пункта 10 Условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии на пользование недрами ИРК 16620 HP, ИРК 16619 НЭ), пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 46, пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 8.1 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Указанное обстоятельство послужило поводом для составления в отношении ООО "Ангаранефтегаз" протокола от 22.01.2021 N НА-898-в/1 об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 11.03.2021 N НА-898-в/1 о назначении административного наказания ООО "Ангаранефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.3 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (пункт 8 части 2 статьи 23.22 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу пункта 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 (далее - Положение N 293), действовавшем в рассматриваемом периоде, государственный геологический контроль осуществляется, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и ее территориальными органами.
В силу указанных норм права протокол об административном правонарушении от 22.01.2008 N НА-898-в/1 составлен государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Голиком Д.А. и вынесено обжалуемое постановление от 11.03.2021 N НА-898-в/1 о назначении административного наказания в соответствии с полномочиями, предоставленными ему КоАП РФ.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые нормами законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Субъектом такого правонарушения может являться должностное или юридическое лицо.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а так же в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов и морей.
Согласно статье 1.2. Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
На основании статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу положений статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования владельцы лицензии обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);
8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Обязанности пользователя недр установлены частью 2 статьи 22 Закона о недрах, в частности согласно пунктам 1, 8.1 и 10 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; выполнение условий, установленных лицензией.
Как указывалось выше, установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ангаранефтегаз" обладает лицензией ИРК 16619 НЭ сроком действия до 31.08.2034 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых и лицензией ИРК 16620 НР сроком действия до сентября 2024 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в Усть-Удинском районе Иркутской области.
ООО "Ангаранефтегаз" осуществляет деятельность в границах участка недр, находящегося на территории Усть-Удинского района Иркутской области.
В границах лицензионного участка ООО "Ангаранефтегаз" находятся скважина N 1 Автовского газоконденсатного месторождения в урочище "Абрамовская" 54°00'33.30"С.Ш. 103°32'16.70" В.Д. в 4,5 км от населенного пункта Новая Уда и скважина N 8 в координатах 53°59'52.4" С.Ш. 103°33'34.3" В.Д. в 4 км от населенного пункта Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области.
Скважины находятся в аварийном состоянии. Замер газовоздушной смеси показал превышение ПДК скважинных газов. В результате разгерметизации скважин в атмосферу выделяются метан и тяжелые углеводороды. Имеется вероятность возникновения возгорания.
Бурение скважины N 1 производилось в период с 20.10.1957 по 03.11.1959, фактическая глубина скважины составляет 2 789,4 метра, по состоянию на 15.11.1959 скважина N 1 ликвидирована.
Бурение скважины N 8 производилось в период с 09.03.1960 по 15.07.1960, фактическая глубина скважины составляет 1 975,9 метра, по состоянию на 15.11.1961 скважина N 8 ликвидирована.
Наличие метана, бензапирена, паров углеводородов нефти в атмосферном воздухе в непосредственной близости от законсервированных газовых скважины свидетельствует о наличии утечек, негерметичности устья и ствола скважин, негерметичность скважин подтверждается также актами обследования устья скважин от 22.10.2020.
В соответствии с пунктом 10 Условий пользования недрами, указанных в Приложениях N 1, к лицензиям пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования об охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции, что ООО "Ангаранефтегаз" на период пользования участками недр, те есть с момента получения права пользования недрами по настоящее время, предоставленными обществу в соответствии с лицензиями ИРК 16619 НЭ и ИРК 16620 HP, не проводит мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, не принимает необходимые меры по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду и его снижению, не обеспечена безопасность буровой скважины N 1 и скважины N 8 Атовской площади, тем самым нарушает требования законодательства в области охраны недр и окружающей среды, вопреки требованиям, предусмотренным пунктом 10 Условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензиям).
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, лицензиями серии ИРК 16619 НЭ и ИРК 16620 HP, актом проверки от 04.12.2020 N НА 9898-в., протоколом от 22.01.2021 N НА-898-в/1 об административном правонарушении, другими материалами дела в полной мере подтверждается факт пользования ООО "Ангаранефтегаз" на производственном участке недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями серии ИРК N 16619 НЭ и ИРК N 16620 HP.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, пользование недрами состоит не только в активном поведении, связанном с совершением каких-либо действий на предоставленном месторождении, но и в не совершении действий, установленных лицензионным соглашением, поскольку пользование недрами обусловлено лицензией и лицензионным соглашением, наличие которых свидетельствуют о начале пользования месторождением и возникновении обязанностей, связанных с реализацией такого пользования.
Наличие лицензии и лицензионного соглашения уже свидетельствуют о начале пользования предоставленным месторождением в соответствии с лицензионным соглашением. В свою очередь, невыполнение пользователем недр условий лицензионного соглашения, в том числе в виде бездействия, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что событие вмененного обществу административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Как правильно указал суд первой инстанции, из материалов дела не следует, что общество в связи с объективными причинами не имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения заявителем требований природоохранного законодательства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена, отражена в оспариваемом постановлении, является доказанной, поскольку доказательства своевременного принятия необходимых мер по соблюдению требований законодательства при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств заявителем не представлены.
В силу указанного является обоснованным вывод суда первой инстанции, действия (бездействие) юридического лица в рассматриваемом случае образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ,
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции, не установлено.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.
Санкция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, административный орган назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, то есть в минимальном размере.
При этом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административным органом не установлено.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что обществом были приняты меры к устранению нарушения, получению лицензии.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В подтверждение тяжелого финансового положения в материалы дела представлены данные исполнительных производств, бухгалтерский баланс на 31.12.2020 и справка об обязательных платежах.
В силу указанного, а также, что нарушение лицензионных требований совершено обществом впервые суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что назначение обществу наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В своих Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 19.03.2003 N 3-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 14.02.2013 N 4-П, от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что назначение наказания должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение.
Учитывая вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также принимая во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости снижения размера наложенного на общество административного штрафа, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, его значительный размер в данном случае имеет карательный характер и выходит за рамки возложенной на законодательство об административных правонарушениях задачи по защите порядка осуществления государственной власти, собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, влечет избыточное ограничение прав юридического лица и существенные для лицензиата обременения, которые при привлечении его к административной ответственности могут оказаться непосильными и привести к серьезным последствиям.
Исходя из критериев, обозначенных Конституционным Судом Российской Федерации, таких как справедливость и соразмерность административного наказания, суд на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств правомерно определил обществу наказание в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а именно, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2021 года по делу N А19-5120/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5120/2021
Истец: ООО "Ангаранефтегаз"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории