г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-223135/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2021 по делу N А40-223135/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ТОР-АВТО"
к 1. Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1. ООО "Легат", 2. Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий, об обязании,
в присутствии:
от заявителя: |
Рощин П.А. по доверенности от 05.11.2020; |
от заинтересованных лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Скиперский А.А. по доверенности от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1. Захариков Н.Б. по доверенности от 01.02.2021; 2. Аугулис Р.Р. по доверенности от 23.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "ТОР-авто" (заявитель, Общество) о признании недействительными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений:
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.);
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.);
Суд обязал Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права ООО "Тор-Авто" в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу, путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения:
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.);
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.).
Суд также обязал Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права ООО "Тор-Авто" в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу, путем включения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о:
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 81 514 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), (дата начала применения с 01.01.2019 г.);
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 340 850 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019) (дата начала применения с 01.01.2019).
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание не явился представитель Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (Учреждение), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, считая, что вынесенный судебный акт не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене в порядке ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители третьих лиц ООО "Легат", Департамент городского имущества письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, доводы апелляционной жалобы отклонили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ТОР-авто" принадлежит на праве собственности Здание, с кадастровым номером 77:07:0001001:1189, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 35, стр. 3.
До 16.06.2020 ООО "ТОР-авто" также принадлежало на праве собственности Здание, с кадастровым номером 77:07:0001001:1056, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 35, стр. 2.
16.06.2020 июня 2020 года здание с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 было продано ООО "Легат" (третье лицо по делу).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы (Департамент) от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.", определена кадастровая стоимость:
- для Здания 77:07:0001001:1056 - 131 872 447,70 рублей;
- для Здания 77:07:0001001:1189 - 716 139 916,98 рублей.
Данная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2019 (на период 2019 - 2020 гг.).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, 4 определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
ООО "ТОР-авто" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. На основании решения Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), вступившего в законную силу 24 июля 2019 года, определена кадастровая стоимость:
- для Здания 77:07:0001001:1056 - 81 514 000 рублей;
- для Здания 77:07:0001001:1189 - 340 850 000 рублей.
Данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 18.08.2019 г. и подлежит применению с 01.01.2019.
Судом установлено, что 22.09.2020 ООО "ТОР-авто", получив выписку из ЕГРН узнало, что кадастровая стоимость объектов недвижимости была изменена вновь, ранее оспоренная кадастровая стоимость объектов была возвращена, а именно внесены записи о кадастровой стоимости:
- для Здания 77:07:0001001:1056 - 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019);
- для Здания 77:07:0001001:1189 - 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019).
01.10.2020 ООО "ТОР-авто" обратилось с запросом в Управление Росреестра по Москве (вх. N 157521 от 01.10.2020), о том, на каком основании в 2019 году была вторично (до истечения 2-х лет с момента утверждения очередной кадастровой стоимости) изменена кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ООО "ТОР-авто", а именно была установлена ранее оспоренная кадастровая стоимость.
С аналогичным запросом ООО "ТОР-авто" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы.
Письмом от 30.12.2020 N 51-7728/2020 Управление сообщило, что во исполнение статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" был направлен Перечень объектов, в отношении которых были осуществлены изменения сведений ЕГРН, содержащий в том числе сведения о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ТОР-авто".
ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сообщило, что на основании поступившей из Управления информации о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, направило в Управление Росреестра по Москве Акт 27.09.2019 N 02-9659/19-1-ОКС об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0001001:1056, установленной по состоянию на 19.08.2019 в размере 131 872 916,98 рублей, и объекта с кадастровым номером 77:07:0001001:1189, установленной по состоянию на 19.08.2019 в размере 716 139 916,98 рублей, что соответствует стоимостям, утвержденным Распоряжением Департамента от 29 ноября 2019 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года.
Также ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" письмом направило в Управление Росреестра по Москве перечень объектов, кадастровая стоимость которых не изменилась, в состав которого включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, в связи с чем у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений:
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09.09.2019, дата начала применения 19.08.2019);
- о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.).
Однако Управление вносит в ЕГРН сведения о данных объектах недвижимости.
Считая действия Управления Росреестра по Москве незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемые действия Управления незаконными и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Оспаривая решение суда, Управление заявляет, что судом указано на необоснованность перерасчета кадастровой стоимости Управлением; судом не было учтено, что органом, сделавшим расчет кадастровой стоимости, является ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Кроме того, считает, что довод суда о том, что Управление должно было учесть, что изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, не является основанием для расчета кадастровой стоимости и не является обоснованным, поскольку Управление не производило переоценку объектов недвижимости.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что из решения суда не следует, что судом был установлен факт проведения Управлением перерасчета кадастровой стоимости.
Судом установлено, что Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
В силу п.п. 2-4 ч. 3 ст. 3 Закона о недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений:
- о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
- о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о категории земель (в отношении земельного участка);
- о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
- о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
- об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Никаких из вышеприведенных изменений сведений в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056, 77:07:0001001:1189, принадлежащих ООО "ТОР-авто", не произошло с момента постановки данных объектов недвижимости на кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, не является основанием для расчета кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке".
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу, что правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056,77:07:0001001:1189, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3A-435/2019), вступившего в законную силу 24 июля 2019 года, равно как и для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, отличных от установленных Московским городским судом в рамках дела N 3A-435/2019, не имеется.
Издание последующего акта Управления определения кадастровой стоимости объектов недвижимости противоречит закону.
Управление, с учетом наличия решения Московского городского суда не имело правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 в размере 131 872 447,70 рублей и Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 в размере 716 139 916,98 рублей.
Судом учтена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2020 года No305-ЭС21-3221, согласно которой если внесены изменения в ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда и количественные и (или) качественные характеристики объекта недвижимости не изменялись правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не были признаны незаконными акты ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", что говорит об отсутствии нарушений со стороны Управления при внесении сведений на основании именно этих актов, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Во-первых, на заседании Арбитражного суда города Москвы 14 марта 2021 года Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" пояснил, что ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании поступившей из Управления информации о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, направило в Управление Росреестра по Москве Акт 27.09.2019 N 02 -9659/19-1-ОКС об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0001001:1056, установленной по состоянию на 19.08.2019 г. в размере 131 872 916,98 рублей, и объекта с кадастровым номером 77:07:0001001:1189, установленной по состоянию на 19.08.2019 в размере 716 139 916,98 рублей, что соответствует стоимостям, утвержденным Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2019 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года.
Также ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" письмом направило в Управление Росреестра по Москве перечень объектов, кадастровая стоимость которых не изменилась, в состав которого включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных зданиях.
Во-вторых, Управление Росреестра по Москве, заявляя в апелляционной жалобе, что судом не были признаны незаконными акты ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", не указывает в апелляционной жалобе какие, в связи с этим имеются основания, предусмотренные ст. 270 АПК РФ для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд не обратил внимание на то, что внесение сведений о стоимости на основании актов ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" является обязанностью Управления в силу действующего законодательства, Управление не наделено полномочиями по исключению сведений и документов, направленных в порядке статьи 32 Закона о регистрации, Управлением в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с представленными XML- документами осуществлено внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов, установленной Актами, направленными в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Закона N 237-ФЗ".
Между тем, данные доводы не находят своего подтверждения в силу нижеследующего.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона о недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о недвижимости и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление Росреестра по Москве.
В силу п.п. 2-4 ч. З ст. 3 Закона о недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Следовательно Управление Росреестра по Москве, руководствуясь п.п. 2-4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", при получении документов из ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обязано было провести проверку на предмет действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ органа власти. Однако данную проверку Управление Росреестра по Москве не провело.
Таким образом, очевидно, что Управление Росреестра по Москве внесло в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вышеуказанных объектах недвижимости в нарушение статьи 3 Закона о недвижимости.
Ссылка Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2021 года по делу N А40-115113/20, которым было удовлетворено требование ООО "Бирпарк" о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении регистрационных действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009005:10, не может повлечь отмену правильного по существу решения. Данное постановление не является преюдициальным для данного дела, а требования тождественными.
В деле N А40-155113/20 заявитель оспаривал незаконный отказ Управления Росреестра по Москве о внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением разрешенного использования земельного участка, при этом управление Росреестра по Москве игнорировало поступившие документы, являющиеся законным основанием для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "ТОР-авто", в свою очередь, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости объектов недвижимости, так как оснований для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ТОР-авто" не было.
К рассматриваемому делу применима позиция, сформулированная в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2021 г. N Ф05-21770/20 по делу N А41-7662/2020, а именно в соответствии с частями 4 и 5 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года, с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
С момента принятия Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.", двухлетний срок не истек.
При изложенных обстоятельствах очевидно, что правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ООО "ТОР-авто", установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. дело N 3A-435/2019, равно как и для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, отличных от установленных Московским городским судом в рамках дела N ЗА-435/2019, не имеется. Издание последующего акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости противоречит закону.
Данная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2021 г. N Ф05-21770/20 по делу N А41-7662/2020 и подтверждена Верховным судом Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 305-ЭС21-3221. Верховным судом Российской Федерации при этом сформулирована правовая позиция, согласно которой если внесены изменения в ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда и количественные и (или) качественные характеристики объекта недвижимости не изменялись правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имеется.
Доводы Управления Росреестра по Москве о неверно выбранном ООО "ТОР-авто" способе защиты права, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с п.п. 11,12, 15 и 17 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943 разделам, записям, а также сведениям ЕГРН присваиваются статусы в соответствии с пунктами 12-14 Порядка.
В кадастре недвижимости:
- статус "актуальная" присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости;
- статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
В записи об объекте недвижимости со статусом "актуальная":
- статус "актуальные" присваивается актуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости;
- статус "погашенные" присваивается неактуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости.
В записи об объекте недвижимости со статусом "архивная" всем сведениям присваивается статус "архивные".
При внесении изменений и иных дополнительных сведений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются:
- кадастровый номер объекта недвижимого имущества либо номер регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, в запись о котором вносятся изменения (дополнения);
- изменяемая и измененная характеристика объекта недвижимости или изменяемое и измененное содержание записи о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке;
- сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (дополнений) в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка (если изменения вносятся на основании данных базового информационного ресурса, в отношении документов-оснований дополнительно указывается наименование базового государственного информационного ресурса).
При внесении изменений, иных дополнительных сведений в записи реестра прав на недвижимость электронному документу, предусмотренному пунктом 5 Порядка, присваивается номер, который состоит из номера регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки, в записи о которых вносятся изменения, иные дополнительные сведения, и через знак "/" порядкового номера изменений (дополнений) в соответствующую запись.
При внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических и реестровых ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом "погашенные", если иное не предусмотрено Порядком.
При присвоении сведениям, записям ЕГРН статусов "погашенные" или "архивные" такие сведения, записи не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи в установленном порядке сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН.
Присвоение статуса "актуальные" сведениям, имеющим статус "погашенные" не предусмотрено Порядком. Равно как не предусмотрено одновременное наличие двух актуальных записей.
В связи с этим в настоящее время в ЕГРН имеются записи о:
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 81 514 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело No3A-435/2019), (дата начала применения с 01.01.2019 г.);
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 340 850 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело No3A-435/2019) (дата начала применения с 01.01.2019 г.) имеющие статус "погашенные".
А также вновь внесенные ЕГРН записи о:
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.);
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09.09.2019 г., дата начала применения 19.08.2019 г.) имеющие статус "актуальные".
Следовательно внесение в ЕГРН записей со статусом актуальные о:
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 81 514 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело No3A-435/2019), (дата начала применения с 01.01.2019 г.);
- кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 340 850 000 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело No3A-435/2019) (дата начала применения с 01.01.2019 г.) полностью будет соответствовать действующему законодательству, не приведет к нарушению Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943, а равно к нарушениям публичных интересов государства и нарушению прав заявителя.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемых действий, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Следовательно, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно возложил на Управление Росреестра по Москве обязанность восстановить нарушенные права ООО "ТОР-авто" осуществить регистрационные действия.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.04.2021 по делу N А40- 223135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223135/2020
Истец: ООО "ТОР-АВТО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "ЛЕГАТ"