город Москва |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А40-223135/20-84-1500 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Тор-Авто": Рощина П.А. (дов. от 22.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Скиперского А.С. (дов. N Д-5/2021 от 11.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования": Асташкиной Е.Е. (дов. N КД-49/21 от 29.12.2021 г.);
от третьего лица ООО "Легат": Захарикова Н.Б. (дов. от 01.02.2021 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 11 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г.
по делу N А40-223135/20-84-1500
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тор-Авто"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования"
об оспаривании действий,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Легат"; Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Тор-Авто" (далее - ООО "Тор-Авто", общество, заявитель) является собственником зданий с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 35, стр. 2 и стр. 3.
16 июня 2020 г. здание с кадастровым номером 77:07:0001001:1056, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д. 35, стр. 2, по договору купли-продажи здания было передано в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Легат" (далее - ООО "Легат").
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г." (далее - Распоряжение N 40557) определена кадастровая стоимость зданий с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 в размере 131 872 447,70 руб. и с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 в размере 716 139 916,98 руб.
Данная кадастровая стоимость применяется с 01 января 2019 г. (на период 2019 - 2020 годов).
Установленная кадастровая стоимость была оспорена обществом в судебном порядке.
Решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. по делу N 3А-435/2019 была установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 г., в размере 81 514 000 руб. и нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 в размере 340 850 000 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 18 августа 2019 г. и подлежала применению с 01 января 2019 г.
22 сентября 2020 г. ООО "Тор-Авто" была получена выписка из ЕГРН, из которой следовало, что кадастровая стоимость объектов недвижимости была вновь изменена, ранее оспоренная кадастровая стоимость объектов была возвращена, а именно: внесены записи о кадастровой стоимости в отношении здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 в размере 131 872 447,70 руб. (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.) и в отношении здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 в размере 716 139 916,98 руб. (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.).
01 октября 2020 г. ООО "Тор-Авто" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением (вх. N 157521 от 01 октября 2020 г.) о предоставлении информации на основании каких данных в 2019 году была вторично (до истечения 2-х лет с момента утверждения очередной кадастровой стоимости) изменена кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности обществу, в связи с чем была установлена ранее оспоренная кадастровая стоимость.
С аналогичными заявлениями ООО "Тор-Авто" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы и в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Учреждение).
Согласно полученным из ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" ответам (от 20 октября 2020 г. N 02-11922/20-1 и от 12 ноября 2020 г. N 02-13286/20-1), на основании поступившей из Управления Росреестра по Москве информации о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189 после 01 января 2019 г., учреждением был осуществлен расчет кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и составлен Акт об определении кадастровой стоимости от 27 сентября 2019 г. N 02-9659/19-1-ОКС в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0001001:1056, установленной по состоянию на 19 августа 2019 г. в размере 131 872 916,98 руб., и объекта с кадастровым номером 77:07:0001001:1189, установленной по состоянию на 19 августа 2019 г. в размере 716 139 916,98 руб., что соответствует стоимостям, утвержденным Распоряжением N 40557, который был направлен в регистрационный орган. Также Учреждением в Управление Росреестра по Москве был направлен перечень объектов, кадастровая стоимость которых не изменилась, в состав которого включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189.
Считая свои права нарушенными, ООО "Тор-Авто" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве и ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 г. в размере 131 872 447,70 руб. (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.); о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 руб. (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.) и обязании Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права ООО "Тор-Авто" в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 руб. (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.) и о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.), а также включить в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 01 января 2018 г. в размере 81 514 000 руб., установленной решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), дата начала применения с 01 января 2019 г. и о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 01 января 2018 г. в размере 340 850 000 руб., установленной решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), дата начала применения с 01 января 2019 г. (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Легат" и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены регистрационным органом на основании подготовленного ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27 августа 2019 г. N 02-9659/19-1-ОКС, который в установленном законом порядке оспорен не был.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тор-Авто" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Тор-Авто", ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" и ООО "Легат" с доводами кассационной жалобы не согласились.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание кассационной инстанции не явился.
Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме "онлайн-заседания", однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом того, что средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно статье 16 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ.
В силу статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 г. N 514 (далее - Порядок определения кадастровой стоимости объектов).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности действий Управления Росреестра по Москве, поскольку не представлены доказательства изменения качественных или количественных характеристик в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056, 77:07:0001001:1189.
При этом судами установлено, что сведения о кадастровой стоимости внесены на основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 08 мая 2019 г. по делу N 3А-435/2019.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве о том, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены регистрационным органом на основании подготовленного ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27 августа 2019 г. N 02-9659/19-1-ОКС, который в установленном законом порядке оспорен не был, суды указали на то, что ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в адрес регистрационного органа был направлен перечень объектов, кадастровая стоимость которых не изменилась, в состав которого также были включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0001001:1056 и 77:07:0001001:1189, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных зданиях.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права ООО "Тор-Авто" и в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу исключить из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 131 872 447,70 рублей (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.) и о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 19 августа 2019 года в размере 716 139 916,98 рублей (дата внесения 09 сентября 2019 г., дата начала применения 19 августа 2019 г.), а также включить в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1056 по состоянию на 01 января 2018 г. в размере 81 514 000 руб., установленной решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), дата начала применения с 01 января 2019 г. и о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:07:0001001:1189 по состоянию на 01 января 2018 г. в размере 340 850 000 руб., установленной решением Московского городского суда от 08 мая 2019 г. (дело N 3А-435/2019), дата начала применения с 01 января 2019 г.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 г. N 514 (далее - Порядок определения кадастровой стоимости объектов)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 января 2022 г. N Ф05-26563/21 по делу N А40-223135/2020