18 августа 2021 г. |
Дело N А84-4044/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием представителей от индивидуального предпринимателя Клюева Игоря Павловича - Скарбенчук М.А. по доверенности от 25.01.2019 N 92/14-н/92-2019-1-60,
в отсутствии Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клюева Игоря Павловича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 апреля 2021 года по делу N А84-4044/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Клюева Игоря Павловича об оспаривании решений Правительства Севастополя и Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Клюев Игорь Павлович (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Севастополя от 27.05.2020, оформленное протоколом заседания, в части отказа во включении в Схему места размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО), предложенного заявителем, по адресу: г. Севастополь, просп. Генерала Острякова, 123Б (троллейбусная остановка "ул. Ген. Хрюкина, в город"); признать незаконным решение Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее по тексту - Севастопольторг) об отказе во включении в Схему размещения НТО на территории города Севастополя места размещения НТО по адресу: г. Севастополь, просп. Генерала Острякова, 123Б (троллейбусная остановка "ул. Ген. Хрюкина, в город"), предложенное заявителем, оформленное письмом от 19.06.2020 N 2850/01-21-01-03-13/02/20. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит обязать Севастопольторг устранить допущенные нарушенные путем включения в месячный срок с момента вступления решения по данному делу в силу в Схему размещения НТО на территории города Севастополя места размещения НТО, предложенного ИП Клюевым И.П. в заявлении от 19.03.2020 вх. N 1416/01-21-01-03-21/01/20; обязать Правительство Севастополя утвердить в установленном порядке изменения в Схему размещения НТО на территории города Севастополя места размещения НТО, предложенного ИП Клюевым И.П. в заявлении от 19.03.2020 вх. N 1416/01-21-01-03-21/01/20.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13 апреля 2021 года в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным решения Правительства Севастополя в лице Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, оформленного протоколом от 27.05.2020 N 103, в части отказа во внесении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя места по адресу: г. Севастополь, просп. Генерала Острякова, 123Б (троллейбусная остановка "ул. Генерала Хрюкина, в город"), предложенного предпринимателем (заявление под вх. N 1416/01-21-01-03-21/01/20 от 19.03.2020), отказано. В части требований предпринимателя о признании незаконным решения Севастопольторга, изложенного в письме от 19.06.2020 за исх. N 2850/01-21-01-03-13/02/20 производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что использование земельного участка, определенное в предмете договора аренды земельного участка, не является видом разрешенного использования земельного участка в понимании законодательства Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Севастопольторгом представлен отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения которой возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.08.2004 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ИП Клюевым И.П. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - договор 2004 года), по условиям пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 5.1, 8.1, подпункта "б" пункта 9.2.1 которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок общей площадью 0,0080 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 123-Б, для строительства летней площадки без права капитального строительства; на земельном участке расположена летняя площадка некапитального строения; срок действия договора - 25 лет; земельный участок передается в аренду для коммерческого назначения на землях жилой и общественной застройки, предоставленной для розничной торговли и коммерческих услуг; на арендованный земельный участок установлены ограничения в охранных зонах инженерных коммуникаций площадью 0,0080 га; арендатор имеет право размещать на арендованном земельном участке без права капитального строительства временные строения и сооружения, а также объекты благоустройства в соответствии с целевым назначением земельного участка и проектной документацией, утвержденной управлением градостроительства и архитектуры.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по размещению малых архитектурных форм от 22.08.2007 ИП Клюеву И.П. разрешено дальнейшее делопроизводство по размещению объекта малой архитектурной формы (МАФ) площадью 18 кв.м по адресу: пр. Генерала Острякова, 123-б (район остановки "Хрюкинский рынок").
17.12.2008 Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации утвержден паспорт на установку, внешнюю отделку и благоустройство прилегающей территории объектов и сооружений, которым предусмотрена установка ИП Клюевым И.П. павильона МАФ по адресу: пр. Генерала Острякова, 123-б.
23.07.2012 Отделом градостроительства и архитектуры Ленинской районной государственной администрации города Севастополя выдан ИП Клюеву И.П. паспорт привязки временного сооружения - стационарного временного сооружения по адресу: пр. Генерала Острякова, 123-б, со сроком действия до 31.12.2013.
23.12.2015 сведения об арендуемом заявителем земельном участке площадью 0,0080 га внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с присвоением данному земельному участку кадастрового номера 91:03:002007:2247.
07.12.2018 между Департаментом (арендодатель) и ИП Клюевым И.П. (арендатор), в целях приведения договора 2004 года в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, заключен договор N 2510 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации - города федерального значения Севастополь (далее - договор 2018 года).
В силу пункта 1 договора 2018 года, предметом данного договора выступает переданный в рамках договора 2004 года земельный участок с кадастровым номером 91:03:002007:2247, площадью 80 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, N 123 "Б" (далее - земельный участок). Категория земель - "земли населённых пунктов". Разрешенное использование - "для строительства летней площадки без права капитального строительства". Срок действия договора аренды - 9 лет 11 месяцев (пункт 6.1 договора 2018 года).
10.01.2019 осуществлена государственная регистрация договора 2018 года (номер регистрации 91:03:002007:2247-91/001/2019-2).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в государственный кадастр недвижимости внесены следующие сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка соответственно: земли населенных пунктов; для строительства летней площадки без права капитального строительства.
19.03.2020, руководствуясь пунктом 3.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Порядок N 700), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 N 700-ПП, предприниматель обратился в Севастопольторг с предложением под входящим номерам 1416/01-21-01-03-21/01/20 о включении в Схему размещения НТО на территории города Севастополя (далее - Схема) в границах арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 91:03:002007:2247 нового места размещения НТО по адресу: пр. Генерала Острякова, 123-Б (троллейбусная остановка ул. Генерала Хрюкина "в город"), площадь НТО - 38 кв.м, площадь благоустройства - 42 кв.м, вид НТО - торговый павильон, специализация НТО - смешанная торговля, период функционирования НТО - круглогодично.
К указанным предложениям были приложены: схема границ места размещения НТО, выполненная на топографо-геодезической основе; графическое изображение предполагаемого к установке НТО с указанием линейных размеров НТО; копия договора 2018 года.
В рамках рассмотрения предложения предпринимателя о включении в Схему нового места размещения НТО, письмом от 25.03.2020 N 727/01-21-01-03-13/03/20 Севастопольторг запросил у исполнительных органов государственной власти города Севастополя (ДИЗО, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя) заключение о согласовании или об отказе в согласовании возможности включения предложенного заявителем места размещения НТО в Схему.
Письмом от 27.03.2020 N 184/01-30-02-22/03/20 Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя согласовало предложенное предпринимателем место размещения НТО, одновременно рекомендовано согласовать место размещения НТО с балансодержателем объектов сетей водоснабжения.
Письмами от 03.04.2020 N 4923/01 и N 4918/01 ДИЗО согласовал предложенное ИП Клюевым И.П. место размещения НТО.
27.05.2020 Севастопольторг передал предложение заявителя и приложенные к нему документы, а также поступившие по состоянию на указанную дату заключения исполнительных органов государственной власти города Севастополя, на рассмотрение Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя.
Решением Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя, оформленным протоколом от 27.05.2020 N 103, отказано во включении в Схему места размещения НТО с адресными ориентирами: пр. Генерала Острякова, 123-Б, в районе троллейбусной остановки ул. Генерала Хрюкина в город, предложенного ИП Клюевым И.П. заявлением от 19.03.2020 под вх.N 1416/01-21-01-03-21/01/2028.03.2019.
Как следует из содержания протокола заседания Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от 27.05.2020 N 103, основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что договор 2018 года предполагает иное целевое назначение.
Письмом от 16.06.2020 вх. N 2697/01-21-01-03-21/01/20 ИП Клюев И.П. обратился в Севастопольторг с запросом о предоставлении информации о результатах рассмотрения предложения о включении в Схему нового места размещения НТО по адресу: пр. Генерала Острякова, д. 123-Б (троллейбусная остановка ул. Генерала Хрюкина "в город").
Письмом от 19.06.2020 N 2850-01-21-01-03-13/02/20 Севастопольторг сообщил заявителю о принятом 27.05.2020 Комиссией по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя решении об отказе во включении в Схему предложенного места по адресу: пр. Генерала Острякова, д. 123-Б (троллейбусная остановка ул. Генерала Хрюкина "в город") и причинах его принятия.
ИП Клюев И.П., полагая, что вышеназванные решение Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от 27.05.2020 и письмо Севастопольторга от 19.06.2020 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что предлагаемый заявителем вид НТО не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, указанному в договоре 2018 года, а также о недоказанности предпринимателем факта нарушения его прав и законных интересов в результате принятия государственным органом такого решения. Кроме того, судом установлено, что письмо Севастопольторга от 19.06.2020 за исх. N 2850/01-21-01-03-13/02/20 является ответом на обращение ИП Клюева И.П. и содержит в себе исключительно информацию о результатах рассмотрения Комиссией предложенного предпринимателем места размещения НТО и причинах отказа его включения в Схему, то есть не несет в себе распорядительно-властного характера.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772).
Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Севастополя требования к размещению НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, порядок формирования схемы размещения НТО на территории города Севастополя, а также порядок заключения договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, установлены Порядком N 700, подпунктом 5 пункта 3.1 которого предусмотрено, что инициаторами включения в Схему места размещения НТО, а также внесения изменений в Схему, в том числе исключения места размещения НТО из Схемы (далее - заинтересованные лица), могут быть пользователь (арендатор) земельного участка (части земельного участка), находящегося в собственности города Севастополя, - относительно мест размещения НТО в границах территорий, переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, в течение срока пользования (аренды) земельного участка (части земельного участка), находящегося в собственности города Севастополя.
В рассматриваемом случае, предложение предпринимателя о включении в Схему нового места размещения НТО обосновано обстоятельствами наличия у него права аренды на земельный участок с кадастровым номером 91:03:002007:2247 на основании договора 2018 года, заключенного в целях приведения договора 2004 года в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города устанавливает Закон от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Частью 12 статьи 3 Закона N 46-ЗС установлено правило, в соответствии с которым стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2023 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом, исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, не должен ограничиваться формальным действием по заключению договора аренды, а, с учетом различного правового режима использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, должен установить действительные цели продолжения использования арендованного ранее земельного участка с учетом ограничений и особенностей места расположения земельного участка и его назначения в соотношении с правилами, предусмотренными земельным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей предусмотренных Законом N 381-ФЗ (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2018 по делу N А84-3035/2017).
Судом установлено, что договором 2004 года земельный участок общей площадью 0,0080 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 123-Б, передан в аренду ИП Клюеву И.П. для строительства летней площадки без права капитального строительства, то есть фактически для целей размещения НТО. Договором 2018 года предусмотрено то же самое целевое назначение земельного участка - "для строительства летней площадки без права капитального строительства".
Однако, как уже ранее было указано судом, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, то есть без предоставления земельного участка.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отметил, что договор 2018 года заключен между ДИЗО и ИП Клюевым И.П. без учета требований пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ и части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
Исходя из пунктов 1.5 и 3.2 Порядка N 700, для включения в Схему места размещения НТО, внесения изменения(й) в Схему либо исключения места размещения НТО из Схемы заинтересованное лицо подает в Уполномоченный орган предложение о включении в Схему места размещения НТО, внесении изменения(й) в Схему либо исключении места размещения НТО из Схемы (далее - предложение), которое оформляется по форме, утвержденной Севастопольторгом.
Как установлено судом, 19.03.2020 заявитель в установленном порядке обратился в Севастопольторг с предложениями о включении в Схему в границах арендуемого предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 91:03:002007:2247 нового места размещения НТО.
Указанные предложения и приложенные к ним документы в порядке пункта 3.7 Порядка N 700 уполномоченным органом возвращены не были, что свидетельствует об их соответствии требованиям названного Порядка.
В силу пункта 3.8 Порядка N 700, Уполномоченный орган в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения документов или сведений, содержащихся в документах, полученных по результатам запросов, предусмотренных в пункте 3.5 настоящего Порядка, письменно уведомляет заинтересованное лицо об отказе в рассмотрении вопроса о включении места размещения НТО в Схему либо о внесении изменений в Схему в следующих случаях:
1) несоответствия включения в Схему места размещения НТО либо внесения изменений в Схему требованиям земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, ограничениям, установленным законодательством, регулирующим оборот алкогольной продукции и табачных изделий, нормативам градостроительного проектирования, Правилам благоустройства территории города Севастополя или требованиям законодательства, регулирующего торговую деятельность;
2) наличия предусмотренного в пункте 3.5 настоящего Порядка мотивированного заключения об отказе в согласовании возможности включения места размещения НТО в Схему (внесения изменения в Схему).
При отсутствии оснований, предусмотренных в пунктах 3.7 и 3.8 Порядка N 700, предложение и приложенные к нему документы направляются на рассмотрение созданной Правительством Севастополя Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Комиссия) (пункт 3.9 Порядка N 700).
Постановлением Правительства Севастополя от 30.04.2020 N 36-РП утверждено Положение о Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Положение).
Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения Комиссия по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным Правительством Севастополя в целях рассмотрения вопросов о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед Правительством Севастополя.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения основными задачами Комиссии являются: координация работы по определению мест размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя; принятие решений об одобрении (согласовании) проектов Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема) и проектов изменений в Схему.
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач, в том числе: рассматривает предложения по формированию Схемы и изменению утвержденной Схемы; рассматривает проекты Схемы (изменений Схемы) и принимает решения об их одобрении (согласовании) либо необходимости их доработки (пункт 2.2 Положения).
Подпунктом 3 пункта 3.1 Положения предусмотрено право Комиссии рассматривать проект Схемы (изменений Схемы), вопросы о внесении изменений в утвержденную Схему и принимать решения об одобрении (согласовании) или о неодобрении (несогласовании) проекта Схемы (изменений Схемы) либо о необходимости доработки проекта Схемы (изменений Схемы).
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии (пункт 5.7 Положения).
Пунктом 6 Правил N 772 установлено, что орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Решением Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя, оформленным протоколом от 27.08.2020 N 103, отказано во включении в Схему места размещения НТО, предложенного предпринимателем заявлением от 19.03.2020 под вх.N 1416/01-21-01-03-21/01/20, по мотивам того, что договор 2018 года предполагает иное целевое назначение. Согласно пояснениям государственного органа, предоставленным в ходе судебного разбирательства, под несоответствием предлагаемого заявителем НТО разрешенному виду использования земельного участка следует понимать именно несоответствие вида запрашиваемого заявителем НТО (торговый павильон) условиям договора от 2018 года (летняя площадка).
Согласно пункту 2.2 Порядка N 700 размещение НТО должно соответствовать требованиям, в том числе земельного законодательства. Несоответствие включения в Схему места размещения НТО либо внесения изменений в Схему требованиям земельного законодательства является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о включении места размещения НТО в Схему либо о внесении изменений в Схему (подпункт 1 пункта 3.8 Порядка N 700).
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка N 700, в случае несоответствия размещения НТО на землях или земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя и переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, требованиям, указанным, в том числе в пункте 2.2 данного Порядка, место размещения НТО исключается в порядке, определенном разделом 3 данного Порядка.
На момент заключения договора 2004 года, которым установлен вид разрешенного использования для земельного участка, на территории города Севастополя действовал Порядок занятия торговой деятельностью, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 N 108.
Указанным нормативным правовым актом устанавливались следующие виды объектов, в которых может осуществляться торговая деятельность:
в сфере розничной торговли, в том числе: магазины - стационарные пункты розничной продажи товаров, которые занимают отдельные помещения или здание и имеют торговый зал для покупателей; палатки, киоски, которые занимают отдельные помещения, однако не имеют торгового зала для покупателей, - мелкорозничная сеть;
в сфере торгово-производственной деятельности (общественное питание), в том числе открытые летние площадки - стационарные пункты с количеством мест для обслуживания 20 человек и более (рабочие места должны быть оборудованы холодильным, торгово-технологическим оборудованием, иметь электроэнергию, холодную и горячую проточную воду, канализацию).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установленное договором от 2004 года целевое назначение земельного участка предусматривает возможность размещения на арендованном предпринимателем земельном участке именно летней площадки, как объекта торговли в сфере общественного питания.
Пунктом 1.3 Порядка N 700 установлены виды НТО, в том числе: торговый павильон - НТО, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса (подпункт 3); киоск - НТО, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение товарного запаса (подпункт 4); открытое кафе - специально оборудованное временное сооружение, расположенное в непосредственной близости (до 15 метров) от стационарного предприятия общественного питания либо от НТО в сфере общественного питания и представляющее собой площадку для оказания услуг общественного питания и (или) отдыха потребителей, размещения торгового оборудования (подпункт 11).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции и государственного органа о том, что установленное в договоре 2004 года целевое назначение земельного участка "для строительства летней площадки без права капитального строительства", которое продублировано в договоре 2018 года как вид разрешенного использования земельного участка, не предусматривало возможность размещения объектов розничной торговли, в том числе отдельных помещений или здания, имеющих торговый зал для покупателей. Наиболее близким по функциональному назначению к виду НТО "летняя площадка" (по законодательству Украины и условиям договора аренды земельного участка) является установленный подпунктом 11 пункта 1.3 Порядка N 700 вид НТО - "открытое кафе".
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, утвержденный в 2008 году Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации паспорт на установку, внешнюю отделку и благоустройство прилегающей территории объектов и сооружений, а также выданный в 2012 году Отделом градостроительства и архитектуры Ленинской районной государственной администрации города Севастополя паспорт привязки временного сооружения также не предусматривают возможность размещения на арендуемом предпринимателем земельном участке объекта розничной торговли с торговым залом для покупателей. В указанных документах содержатся сведения о киоске площадью 17,5 кв.м, в котором продажа товаров осуществляется с торгового окна.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку предлагаемый заявителем вид НТО не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002007:2247, указанному в договоре 2018 года, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Комиссии незаконным, а также о недоказанности предпринимателем факта нарушения его прав и законных интересов в результате принятия государственным органом такого решения, в связи с чем отказал в удовлетворении требования ИП Клюева И.П. о признании незаконным решения Правительства Севастополя в лице Комиссии, оформленного протоколом от 27.05.2020 N 103, в части отказа во внесении в Схему места по адресу: г. Севастополь, просп. Генерала Острякова, д. 123Б (троллейбусная остановка "ул. Генерала Хрюкина, в город").
Также суд первой инстанции правомерно прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требования о признании незаконным решения Севастопольторга, изложенного в письме от 19.06.2020 за исх. N 2850/01-21-01-03-13/02/20.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 и частей 1, 2 статьи 197 АПК РФ к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, наделенных публичными полномочиями. Данные споры рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Предметом судебного разбирательства по данной категории дел в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ является проверка законности принятого органом оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений, оспариваемых решений, совершенных действий, имевшего место бездействия.
Под ненормативным правовым актом государственного органа арбитражным процессуальным законодательством понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, порождающий, прекращающий либо изменяющий правоотношения и содержащий обязательные предписания, распоряжения.
То есть признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого он касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.
Судом установлено, что письмо Севастопольторга от 19.06.2020 за исх. N 2850/01-21-01-03-13/02/20 является ответом на обращение ИП Клюева И.П. (от 16.06.2020 вх. N 2697/01-21-01-03-21/01/20) и содержит в себе исключительно информацию о результатах рассмотрения Комиссией предложенного предпринимателем места размещения НТО и причинах отказа его включения в Схему, то есть не несет в себе распорядительно-властного характера.
Таким образом, в данном случае возможность обжалования письма Севастопольторга от 19.06.2020 за исх. N 2850/01-21-01-03-13/02/20, содержащего испрашиваемую заявителем информацию, действующим процессуальным законодательством не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы изучены и не приняты судом во внимание, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебные расходы по оплате государственной пошлины за ее подачу на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 апреля 2021 года по делу N А84-4044/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клюева Игоря Павловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4044/2020
Истец: Клюев Игорь Павлович
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ОСП ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Главное управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя, Правительство Севастополя, Скарбенчук Мария Анатольевна