г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-47724/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 г. по делу N А40-47724/20
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо: Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Томаров В.В. по доверенности от 30.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Никитина Е.Г. по доверенности от 05.11.2020; |
от третьего лица: |
Иоселиани Е.К. по доверенности от 09.06.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - Заявитель, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Заинтересованное лицо, МИ ФНС по КН N 1, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным Решения МИ ФНС N 1 по КН N 2.21-11/3917р от 31.05.2019 г. в части в части предложения уплатить недоимку по НДПИ в сумме 436 324 523 руб. за налоговые периоды с января по декабрь 2016 года включительно.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - МИ ФНС по КН N 2).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители МИ ФНС по КН N 1, МИ ФНС по КН N 2 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 15.01.2019 г. N 52-22-11/2138а и дополнение к этому акту от 12.04.2019 г.
Налоговым органом 31.05. 2019 г. вынесено решение N 2.21-11/3917р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за налоговые периоды с января 2014 года по декабрь 2016 года включительно.
Решением Федеральной налоговой службы от 19.11.2019 г. N СА-4-9/23546@ (получено Заявителем 28.11.2019 г.) апелляционная жалоба Заявителя на указанное решение Инспекции была оставлена без удовлетворения.
Заявитель просит признать незаконным решение Инспекции в части предложения уплатить недоимку по НДПИ в сумме 436 324 523 руб. за налоговые периоды с января по декабрь 2016 года включительно, что послужило основание для обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Как указал суд первой инстанции, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2020 г. по делу N А40-316237/19-107-737 установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" неправомерно при определении коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), учитывало показатели начальных извлекаемых запасов нефти отдельно по каждому блоку недр: Костюкской зоне и Южной переклинали, поскольку Обществу по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ предоставлен в пользование один участок недр, в связи с чем, доначисление НДПИ за 2014- 2015 годы является правомерным, а решение Инспекции от 31.05.2019 г. N 2.21-11/3917р в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 г. решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-316237/19-107-737 от 10.09.2020 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2021 решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 г. по делу N А40-316237/19-107-737 оставлены без изменения, а кассационная жалоба Общества - без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2021 г. N 305-ЭС21-12831 ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций по делу N А40-316237/19-10-7375, рассматривая дело по существу, с учетом имеющихся в нем доказательств, опровергли позицию Общества, о том, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в соответствии с лицензией СЫК 11066 НЭ в пользование предоставлено два участка недр (Костюкская зона и Южная Переклиналь) и установили, что по спорной лицензии Обществу предоставлен в пользование один участок недр - Возейский участок недр.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы Общества установлена правильность применения норм материального права судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В Постановлении от 21.12.2011 г. N 30 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал: "Признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения".
В Определении от 14.06.2016 г. N 305-ЭС15-17704 Верховный Суд Российской Федерации также указал: "Оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимость ситуации, при которой одни и те же документы получают диаметрально противоположное толкование судов в разных делах без указания каких-либо причин для этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной".
На основании вышеизложенного, поскольку судами первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А40-316237/19-10-7375 установлено, что по лицензии СЫК 11066НЭ ООО "Лукойл-Коми" предоставлен в пользовании один участок недр, а в судебных делах N А40-316237/19-107-7375 и N А40-47724/20-140-845 Обществом оспаривается один ненормативно-правовой акт от 31.05.2019 г. N2.21-11/3917р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятый Инспекцией по аналогичным основаниям, то в вышеуказанных судебных делах подлежали исследованию аналогичные обстоятельства, а данные дела являются однородными, связанными между собой по основаниям возникновения заявленных требований, то Арбитражным судом г. Москвы по настоящему делу не может быть дана противоположная оценка фактов, установленных судом.
При принятии судебных актов по делу А40-316237/19-107-7375, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций основывались на следующих фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела.
Суд кассационной инстанции при принятии Постановления от 21.04.2021 г. по делу N А40-316237/19-107-7375 установил, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") в следующем их толковании.
В связи с отсутствием в налоговом законодательстве до 01.01.2017 определения понятия "участок недр" на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) данный термин следует применять в том значении, в котором оно применяется в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии с положениями Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, являющимся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий.
Недра предоставляются в пользование, как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В статье 6 Закона "О недрах" перечислены виды возможного пользования недр, предопределяющие соответствующие правовые режимы недропользования, в том числе: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно статье 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Предоставление лицензии на право пользования участком недр, не имеющим статуса геологического отвода или горного отвода, Законом "О недрах" не предусмотрено. Этот факт подтверждается приложением 4 к Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 г. N 315, согласно которому на бланке лицензии по установленной форме обязательно указывается статус участка недр - геологический или горный отвод.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений закона, участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод - геометризованный блок недр, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
В зависимости от этого участок недр предоставляется пользователю либо в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых), либо в виде геологического отвода (для геологического изучения).
Лицензия на пользование недрами, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся ее неотъемлемой составной частью и определяющие основные условия пользования недрами, должны содержать данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона "О недрах", лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Таким образом, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальное право недропользователя по ведению добычи и проведению геологических работ на участке недр и определяющим территорию, на которой предоставляемые права осуществляются.
Обществу в пользование предоставлена лицензия на пользование участком недр от 27.12.2001 г. N СЫК 11066 НЭ со статусом горный отвод.
Согласно условиям вышеуказанной лицензии, а также сведениям, которые содержатся в изменениях к лицензии от 07.09.2016, Обществу в пользование предоставлен один участок недр - Возейский участок.
При вынесении судебных актов по делу N А40-316237/19-107-7375 судами первой, апелляционной и кассационной инстанций учтены сведения, содержащиеся в изменениях к лицензии СЫК 11066 НЭ от 07.09.2016 г., которые опровергли довод Общества, о том, что ему по спорной лицензии в пользование предоставлено два участка недр: Костюкская зона и Южная переклиналь, что легло в основу судебных актов.
Так, в соответствии с распоряжением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 19.02.2015 г. N АХ-П9-1017 об обеспечении выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12.02.2015 г. N Пр-254 в целях развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации Роснедра обязали Департаменты по недропользованию различных федеральных округов до 31.12.2016 г. проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами.
На основании вышеуказанного Приказа Роснедр от 27.02.2015 г. N 177, Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу был издан приказ от 23.05.2016 г. N 361 об актуализации спорной лицензии СЫК 11066 НЭ, целью которой было внесение изменений в бланк лицензии и ее неотъемлемые составные части.
При этом изменение границ участка недр не производилось, что подтверждают схема расположения участка недр и описание пространственных границ участка недр, содержащиеся в приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ и являющиеся идентичными пространственным границам, закрепленным в приложении N 2 к лицензии СЫК 11066 НЭ, до внесения в нее изменений.
Кроме того, в приложении N 1 к лицензии СЫК 11066 НЭ, до внесения в нее изменений также указано, что площадь Южной переклинали Возейского месторождения составляет 15 400 га, а площадь Костюкского поднятия составляет 10 300 га, что соответствует данным приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ после внесения в нее изменений.
Таким образом, приказом от 23.05.2016 г. N 361 об актуализации Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу не изменял пространственные границы участка недр, предоставленные в пользование по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ.
Данные, отраженные в приложении N 3 к лицензии СЫК 11066 НЭ указывают, что общая площадь участка недр составляет 257 км. кв., в том числе 154 км. кв. -Южная переклиналь Возейского поднятия и 103 км. кв. - Костюкская зона Возейского месторождения, что свидетельствует о том, что Обществу изначально в пользование был предоставлен один участок недр с общей площадью.
Невозможность изменения пространственных границ участка недр при проведении актуализации лицензий на пользование недрами также вытекает из пункта 2 Приказа Роснедр от 27.02.2015 г. N 177 "О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами".
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Приказа Роснедр при проведении актуализации лицензий необходимо обеспечить обязательное определение в них следующих условий пользования недрами:
- сроки подготовки проектной документации;
-сроки начала проведения геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых;
сроки ввода месторождений в эксплуатацию;
обязательства по представлению геологической отчетности;
виды, объемы и сроки проведения геологоразведочных работ на участках недр континентального шельфа;
иные обязательные условия конкурса или аукциона, по результатам которых была выдана лицензия.
Изменение пространственных границ участка недр может осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 11 Положения, изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется:
а) при наличии технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности), - на основании технического проекта, имеющего положительные заключения государственной экспертизы, согласованного в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", а также документов, определяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек);
б) при наличии полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленных на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс. При этом изменение границ участка недр осуществляется таким образом, чтобы в эти границы вошел весь объем поставленных на баланс запасов полезных ископаемых на нижележащей части недр за пределами участка недр, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр;
в) в случае наличия полезных ископаемых за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, которые являются частью месторождения этого полезного ископаемого; - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс.
г) в случае выявления в процессе геологического изучения месторождения полезных ископаемых выходящих за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых - на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс. При этом изменение границ участка недр осуществляется таким образом, чтобы в эти границы вошел весь объем поставленных на баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр.
Таким образом, изменение пространственных границ участка недр может быть осуществлено только при наличии заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которая не производилась.
В Приложении N 6 к лицензии СЫК 11066 НЭ, после внесения в нее изменений, также указано, что за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. на участке недр добыто 459 тыс. т. нефти, 8 млн. куб. газа, что также свидетельствует о том, что Обществу изначально в пользование был предоставлен один участок недр.
При этом судами не был принят довод Общества, о том, что ссылка на изменения к лицензии, не может быть принята во внимание, поскольку эти изменения вступили в силу в день их регистрации - 07.09.2016 г., поскольку в приложении N 6 к лицензии СЫК 11066 НЭ, указано, что за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. на участке недр добыто 459 тыс. т. нефти, 8 млн. куб. газа и вышеуказанные сведения, относительно количества добытых полезных ископаемых Обществом в 2015 году, не могут распространять свое действие с 07.09.2016 г.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций при принятии судебных актов N А40-316237/19-107-7375 также руководствовались письмами Минприроды России от 07.04.2020 г. N 11/30-8693 и от 06.03.2020 г. N ОК-03-28/3661, которые полностью подтвердили позицию Инспекции, о том, что Обществу по спорной лицензии в пользование предоставлен один участок недр.
Минприроды России в письме от 07.04.2020 г. N 11/30-8693 разъяснило, что в связи со сложным геологическим строением Возейского нефтегазового месторождения его блоки - Южная переклиналь и Костюкская зона, оформленные самостоятельными горными отводами и находившиеся в разработке по самостоятельным техническим проектам соответственно с 1973 и 1980 годов, были оформлены в единую лицензию, позднее переоформленную в лицензию СЫК 11066НЭ.
При этом Минприроды России в вышеуказанном письме разъяснило, что хозяйствующему субъекту предоставляется право пользования участком недр, оформленное в виде лицензии. Участок недр, соответствующий лицензии, может включать одно и более месторождений и иных учетных единиц полезных ископаемых, для разработки которых в соответствии с законодательством могут оформляться отдельные горные отводы, а также составляться самостоятельные технические проекты, устанавливающие индивидуальные показатели извлечения углеводородов для соответствующих месторождений.
В письме от 07.04.2020 г. N 11/30-8693 Минприроды России указало, что по спорной лицензии СЫК 11066 НЭ Обществу предоставлен в пользование один участок недр-Возейский участок недр.
Роснедра письмом от 06.03.2020 г. N ОК-03-28/3661 также подтвердили позицию Инспекции, указав, что предоставленный в установленном порядке на основании лицензии на пользование недрами лицензионный участок представляет собой геометризированный блок недр и может включать в себя как единый геометризированный блок недр, так и несколько, расположенных на отдалении друг от друга, отдельных геометризированных блоков, включающих в себя схожие по геоморфологическим признакам геологические тела одного и того же месторождения.
Таким образом, Минприроды России разъяснило, что Южная переклиналь и Костюкская зона являются блоками Возейского нефтегазового месторождения, оформленные в единую лицензию СЫК 11066НЭ, в соответствии с которой Обществу предоставлено право пользования одним участком недр.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклонил довод Общества, о том, что Минприроды России в вышеуказанном письме не подтвердило позицию Инспекции, о предоставлении Обществу в рамках лицензии СЫК 01066 НЭ в пользование одного участка недр, поскольку вышеуказанный довод противоречит действительному содержанию данного письма.
Минприроды России в вышеуказанном письме, указал, что хозяйствующему субъекту предоставляется право пользования участком недр, оформленное в виде лицензии. Участок недр, соответствующий лицензии, может включать одно и более месторождений и иных учетных единиц полезных ископаемых, для разработки которых в соответствии с законодательством могут оформляться отдельные горные отводы, а также составляться самостоятельные технические проекты, устанавливающие индивидуальные показатели извлечения углеводородов для соответствующих месторождений.
При этом, судом учтено, что границы участка недр могут быть определены, как с учетом контуров месторождения, так и с учетом иных факторов. Законодательство о недропользовании фактически не содержит императивных норм, обязывающих ограничивать "участок недр" определенным образом, относя вопрос определения границ "участка недр" к компетенции специальных органов (статья 3 Закон "О недрах", постановление Правительства РФ от 03.05.2012 г. N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование").
При этом анализ подзаконных нормативных актов в области составления проектной документации указывает на то, что технологические проекты разработки месторождений и технологическая схема месторождений по общему правилу составляются в разрезе месторождения. Кроме того, проекты разработки месторождений могут составляться как на группы месторождений, так и на отдельные эксплуатационные объекты в рамках одного месторождения. Порядок составления технологической схемы разработки месторождения и технологического проекта разработки месторождения никоим образом не связан с тем, включены ли месторождения в единый участок недр, либо же нет.
Порядок составления технической документации регламентирован разделом III приказа Минприроды России от 14.06.2016 г. N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья".
Согласно пункту 3.9 приказа Минприроды России от 14.06.2016 г. N 356, технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения и дополнений к ним составляется для месторождения в целом. Пунктом 3.10 указанного приказа Минприроды России предусмотрено, что для крупных и уникальных месторождений допускается составление технологической схемы разработки месторождения, технологического проекта разработки месторождения и дополнений к ним с утверждением проектных технологических показателей разработки для одного или нескольких эксплуатационных объектов. Допускается составление единых технологических схем разработки месторождения, технологических проектов разработки месторождения и дополнений к ним для группы мелких и очень мелких месторождений и подготовки продукции с разделением технологических показателей разработки по месторождениям.
Таким образом, как установлено вышеприведенными правилами, составление отдельной проектной документации никак не взаимоувязано с границами "участка недр". Более того, правила составления проектной документации предусматривают гибкие правила, исходя из которых, отдельные проекты разработки могут составляться как в отношении группы месторождений, так и, наоборот, в отношении отдельных объектов разработки крупных месторождений.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты во взаимоувязке с фактическими обстоятельствами дела N А40-316237/19-107-7375, также учтены судами при принятии судебных актов.
Судами первой, апелляционной и кассационной инстанций была поддержана позиция Минфина России, о том что, участком недр является лицензионный участок в целом.
Минфин России в письме от 07.04.2020 г. N 11-30-8693 со ссылкой на письмо Минприроды России от 07.04.2020 N 11-30-8693 и письмо Роснедр от 06.03.2020 N ОК-03-28/3661 полностью поддержал позицию Инспекции.
Так, Минфин России, со ссылкой на статью 336 НК РФ указал, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в целях указанной главы Кодекса под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы, а залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В соответствии с положениями Закона "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение определенного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, и определяющие основные условия пользования недрами, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование.
Таким образом, исходя из совокупности положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере недропользования, участком недр в целях налогообложения НДПИ признается часть недр, пользование которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке в пределах конкретных пространственных границ оформлено соответствующим разрешительным документом.
Установление в лицензии на пользование недрами и (или) технических проектах и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, границ выделенных на предоставленном в пользование участке недр зон, залежей, пластов, горизонтов, разрабатываемых, в том числе, по отдельным техническим проектам, не является основанием для признания их отдельными участками недр, поскольку данное выделение связано с соблюдением требований рационального пользования недрами, а не с удостоверением права пользования конкретным участком недр.
Таким образом, при расчете степени выработанное запасов конкретного участка недр в целях исчисления НДПИ, следует учитывать показатели начальных извлекаемых запасов полезного ископаемого по всем зонам, залежам, пластам, горизонтам, горным отводам, расположенным в пределах определенных лицензией на пользование недрами границах участка недр.
Отождествляя понятия "лицензионный участок" и "участок недр" Минфин России в вышеуказанном письме указал на необходимость переоформления спорной лицензии СЫК 011066НЭ на две лицензии, с целью расчета Кв (степени выработанное_ запасов конкретного участка недр) отдельно по Костюкской зоне и Южной переклинали.
При этом Арбитражный суд Московского округа поддержал вышеуказанную позицию Минфина, указав в постановлении от 21.04.2021 г. по делу А40-316237/19-107-7375, что Возейский участок недр является единым участком недр в рамках лицензии. Следовательно, участком недр, предоставленным в пользование в целях главы 26 НК РФ, является Возейский лицензионный участок в целом, а не его отдельные месторождения.
При принятии судебных актов по делу N А40-316237/19-10-7375 судами учтено, что оформление двух горноотводных актов в рамках лицензии СЫК 01066 НЭ обусловлено, прежде всего, исторически сложившимися обстоятельствами, что имеет существенное значение для определения понятия "участок недр".
Так, Южная переклиналь и Костюкская зона Возейского месторождения были введены в разработку в 1973 и 1980 годах на основании самостоятельных технических проектов и горноотводных актов. Право на разработку Южной переклинали и Костюкской зоны Возейского месторождения принадлежало ОАО "Коминефть". Впоследствии с согласия решения Совета директоров ОАО "Коминефть" лицензия СЫК 00143 НЭ - 17.06.1996 года была переоформлена на ОАО НК "Коми ТЭК", а далее -27.12.2001 г., переоформлена в спорную лицензию СЫК 11066 НЭ.
В соответствии с Основами Законодательства Союза СССР и Союзных Республик о недрах от 09.07.1975 г. и Кодексом РСФСР "О недрах" от 09.07.1976 г., недра предоставлялись в пользование для добычи полезных ископаемых в виде горных отводов. В соответствии со статьей 16 Кодекса РСФСР "О недрах", горные отводы для разработки полезных ископаемых (кроме горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых) предоставляются органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР
Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.02.1968 г. N 69 утверждено положение о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министра СССР (Госгортехнадзор).
При этом, что следует из вышеуказанного Постановления, Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей и транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и за охраной недр.
Также, одной из главных задач Госгортехнадзора РСФРС являлся контроль за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых. И за охраной недр.
Таким образом, органами Госгортехнадзора РСФСР первоначально были выданы два горноотводных акта в связи с нахождением между Костюкской зоной и Южной переклиналью зоны нарушений, и связано это обстоятельство, прежде всего, с безопасностью ведения работ по добыче нефти и газа, а не с удостоверением границ двух участков недр, как указывало Общество.
Лицензирование пользования недрами было введено с принятием Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" в связи, с чем два горноотводных акта на Костюкскую зону и Южную переклиналь были оформлены в единую лицензию СЫК 00143 НЭ, впоследствии переоформленную в лицензию СЫК 11066 НЭ, поскольку являлись двумя блоками единого участка недр.
Вышеуказанные, установленные судами обстоятельства, также свидетельствуют, что Обществу в пользование по лицензии СЫК 11066 НЭ предоставлен в пользование один участок недр - Возейский участок недр.
Судами первой, апелляционной и кассационной инстанций при принятии судебных актов по делу N А40-316237/19-107-7375 также были учтены изменения в налоговом законодательстве, а именно определение понятие "участок недр".
С 01.01.2017 г. статья 336 НК РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым под участком недр понимается блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы. Данное дополнение лишь ввело в Налоговый кодекс Российской Федерации определение понятия "участок недр" в целях исчисления НДПИ, ранее уже содержащееся в отраслевом законодательстве.
Изменения, внесенные в статью 336 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ, являются логичным и последовательным результатом формирования судебной практики и позиции государственных органов (Минприроды России, Минфина России, ФНС России) по вопросу определения термина "конкретный участок недр".
При этом Общество за 2017 год исчисляло понижающие коэффициенты в целях исчисления НДПИ по всему лицензионному участку в целом, что также подтверждает позицию Инспекцию, поскольку законодателем прямо указано, что под участком недр понимается блок недр, включая все входящие в него горные и геологические отводы.
В спорной лицензии отражены границы всего лицензионного участка в целом, в которые входят два горных отвода, что подтверждает позицию налогового органа.
В постановлении от 21.04.2021 г. по делу А40-316237/19-107-7375 Арбитражный суд Московского округа указал, что месторождения в границах Возейского участка недр не образуют самостоятельных участков недр с оформлением в отношении этих горных отводов отдельных лицензий на пользование недрам в целях добычи полезных ископаемых, Возейский участок недр является единым участком недр в рамках лицензии. Следовательно, участком недр, предоставленным в пользование в целях главы 26 НК РФ, является Возейский лицензионный участок в целом, а не его отдельные месторождения.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-47724/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47724/2020
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-КОМИ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1
Третье лицо: Межрегиональная инспекция ФНС по крупным налогоплательщикам N2