город Ростов-на-Дону |
|
18 августа 2021 г. |
дело N А53-35102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель Лебедев А.Ю. по доверенности от 18.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.06.2021 по делу N А53-35102/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Азовский морской порт"
(ОГРН 1156188001232, ИНН 6140001622)
о взыскании платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Азовский морской порт" (далее - ответчик, ООО "Азовский морской порт") о взыскании платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования в размере 404 072,40 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20 727,01 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по дату оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что случаи задержки поездов в пути следования на промежуточных станциях допущены в связи с нарушением ответчиком (грузополучателем) технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора. Суд первой инстанции не дал правовой оценки памяткам приемосдатчика, подтверждающим нарушение ответчиком технологического оборота вагонов. Кроме того, истцом в материалы дела были представлены акты общей формы, в которых дословно указано, что причиной составления данных актов послужило отсутствие возможности приема груженых поездов на станции Азов в связи с нарушением технологических норм переработки вагонов на подъездных путях необщего пользования. Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Факт "бросания" поездов на пути общего пользования подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы на начало и окончание задержки доставки грузов, а также извещениями о задержании вагонов в пути следования на промежуточных станциях. Кроме того, о необходимости "бросания" поездов на промежуточных станциях в адрес ответчика были направлены уведомления о необходимости отставления вагонов в составе поездов в связи с невозможностью их приема станцией назначения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции. В свою очередь, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Азовский морской порт" (владелец) заключен договор N 305/1 от 29.09.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Азовский морской порт" при станции Азов Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 01.10.2015 и действующий до 30.09.2020.
В соответствии с п. 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к соединительному пути N 42 станции Азов стрелочным переводом N 25 Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно п. 11 договора, на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащем ООО "Азовский морской порт", устанавливается технологический срок оборота вагонов 8 часов 35 минут.
На основании п.п "г" п. 14 договора владелец (ООО "Азовский морской порт") уплачивает перевозчику (ОАО "РЖД") плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Истец указывает, что ОАО "РЖД" допущены следующие случаи задержки поездов в пути следования на промежуточных станциях по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования ООО "Азовский морской порт" (грузополучателя) и невозможности принятия к разгрузке спорных поездов ответчиком:
с 20.09.2019 по 27.09.2019 поезд с индексом 5804-235-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станции "Замчалово" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 27.09.2019 поезд с индексом 5804-235-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станции р-д "Замчалово" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 22.09.2019 поезд с индексом 5804-461-5103 был отставлен от Движения ("брошен") на станциях "Лихая", "Хотунок" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 22.09.2019 поезд с индексом 5804-461-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станциях "Лихая", "Хотунок" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 25.09.2019 поезд с индексом 8879-293-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станциях "Трубепкая", "Батайск" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 27.09.2019 поезд с индексом 5804-235-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станции "Замчалово" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 25.09.2019 поезд с индексом 8879-293-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станциях "Трубецкая", "Батайск" Северо-Кавказской железной дороги;
с 20.09.2019 по 28.09.2019 поезд с индексом 5804-236-5103 был отставлен от движения ("брошен") на станции "Грачи" Северо-Кавказской железной дороги.
Истец указывает, что данные случаи "бросания" поезда допущены в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора (8 часов 35 мин.).
Спорные вагоны были оформлены в перевозку дорожными ведомостями в составе поездов:
поезд с индексом 5804-235-5103 дорожными ведомостями N ЭР540642, ЭР541207;
поезд с индексом 5804-235-5103 дорожной ведомостью N ЭР544267;
поезд с индексом 5804-461-5103 дорожной ведомостью N ЭР566870;
поезд с индексом 5804-461-5103 дорожной ведомостью N ЭР488486;
поезд с индексом 8879-293-5103 дорожными ведомостями N ЭР262043, ЭР262721:
поезд с индексом 5804-235-5103 дорожными ведомостями N ЭР544267, ЭР540798:
поезд с индексом 8879-293-5103 дорожными ведомостями N ЭР262119, ЭР262653;
поезд с индексом 5804-236-5103 дорожными ведомостями N ЭР579385, ЭР578894, ЭР579095.
Как указывает истец, в рассматриваемых случаях груз прибыл на станцию "Азов" с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций "Замчалово", "Лихая", "Батайск", "Грачи", "Хотунок", "Трубецкая".
Факт "бросания" поездов на пути общего пользования подтверждается актами общей формы на начало и окончание задержки доставки грузов, а также извещениями о задержании вагонов в пути следования на промежуточных станциях:
поезд с индексом 5804-235-5103 4 по станции "Замчалово" акт общей формы на начало - от 20.09.2019 N 5968, акт общей формф на окончание - от 27.09.2019 N 6222, извещение о задержании вагонов 20.09.2019 N 64;
поезд с индексом 5804-461-5103 по станции "Лихая" акт общей формы на начало - от 20.09.2019 N 4/55782, акт общей формы на окончание - от 20.09.2019 N 279, извещение о задержании вагонов - от 20.09.2С 19 N 67; по станции "Хотунок" акт общей формы на начало - от 21.09.2019 N 2125, акт общей формы на окончание - от 22.09.2019 N 2134, извещение о задержании вагонов - от 21.09.2019 N 71, от 22.09.2019 N 76;
поезд с индексом 8879-293-5103 по станции "Трубецкая" акт общей формы на начало - от 20.09.2С 19 N 357, акт общей формы на окончание - от 23.09.2019 N 358, извещение о задержании вагонов - от 20.09.2С 19 N 63; по станции "Батайск" акт общей формы на начало - от 24.09.2019 N 6/19010, акт общей формы на окончание - от 25.09.2019 N 6/19106, извещение о задержании вагонов - от 24.09.2019 N 78, от 22.09.2019 N 76; поезд с индексом 5804-236-5103 по станции "Грачи" акт общей формы на начало - от 21.09.2019 N 1/2398, акт общей формы на окончание - от 28.09.2019 N 1/2424, извещение о задержании вагонов - от 21.09.2019 N 70.
Основанием для отставления от движения вагонов в составе спорных поездов явились следующие акты общей формы, составленные по станции "Азов", удостоверяющие факт занятости путей ответчика операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов:
поезд с индексом 5804-235-5103 явился акт от 20.09.2019 N 25335;
поезд с индексом 5804-461-5103 явился акт от 20.09.2019 N 25330;
поезд с индексом 8879-293-5103 явился акт от 20.09.2019 N 25328, от 24.09.2019 N 25748;
поезд с индексом 5804-236-5103 явился акт от 20.09.2019 N 25429.
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ответчика с нарушением нормативного срока доставки, на станции "Новороссийск" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены следующие акты общей формы на вагоны:
акт общей формы от 28.09.2019 N 26213 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР540642;
акт общей формы от 28.09.2019 N 26215 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР541207;
акт общей формы от 30.09.2019 N 26334 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР544267;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26265 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР566870;
акт общей формы от 26.09.2019 N 25989 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР488486;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26299 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР262043;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26298 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР262721;
акт общей формы от 28.09.2019 N 26213 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР544267;
акт общей формы от 28.09.2019 N 26211 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР540798;
акт общей формы от 25.09.2019 N 25927 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР262119;
акт общей формы от 25.09.2019 N 25929 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР262653;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26242 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР579385;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26244 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N ЭР578894;
акт общей формы от 29.09.2019 N 26246 на поезд, следовавший по дорожной ведомости N 579095.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии с требованиями внести плату за нахождение подвижного состава на путях общего пользования, требования претензии оставлены без финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств простоя вагонов в спорный период по причинам, зависящим от ответчика.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе:
задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;
отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз. Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, подписывается составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей уполномоченных представителей перевозчика, передавших сведения, удостоверяющие обстоятельства составления акта общей формы.
Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Факт несвоевременной уборки порожних вагонов с выставочных путей необщего пользования и возможности приема груженых вагонов подтверждается дислокацией вагонов в ООО "Азовский морской порт". Информация о дислокации вагонов ежедневно в 8-00 и 20-00 передается на станцию Азов. Вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателя. Ответчик в указанные даты принимал все груженые вагоны без ограничений.
По смыслу положений пп. 3.4, 3.5 Правил, перевозчик вправе издать распоряжение об отказе в приеме вагонов, применительно к ст. 39 УЖТ РФ только в случае отказа в их приеме самим грузополучателем при условии надлежащего уведомления последнего о предстоящей подаче вагонов.
Между тем, ответчик указал, что на каждое извещение о задержке вагонов на путях общего пользования извещал перевозчика о готовности принимать вагоны.
В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" ссылается на акты общей формы, которыми, по мнению истца, занятость путей необщего пользования вагонами, находящимися под выгрузкой, подтверждена, однако акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями. В возражениях ответчик указывал, что с актами не согласен, что причина задержки не связана с действиями ответчика. Представитель "Азовский морской порт" указал на необходимость осуществления срочной подачи вагонов на подъездной путь Порта. В представленных актах в качестве простоя вагонов на путях общего пользования значится: акт общей формы составлен для начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Азовский морской порт". Однако из представленных ответчиком разногласий к актам общей формы следует, что выставочные пути были свободны, при этом указаны номера свободных путей.
Таким образом, установлено, что представленные в материалы дела акты общей формы не содержат причины и обстоятельства задержки вагонов, доказывание которых необходимо для установления вины ответчика.
Из материалов дела следует, что задержка вагонов в пути следования произошла не по причинам, зависящим от ответчика. На станции назначения Азов ответчик был лишен возможности принимать вагоны из-за несвоевременной уборки вагонов истцом. К тому же, истец не подавал вагоны при наличии свободных путей.
Согласно предоставленной суду ведомости ж/д путей необщего пользования ООО "Азовский морской порт", на территории порта может находиться одновременно более 430 вагонов. Из анализа использования вагонов на ж/д путях необщего пользования ООО "Азовский морской порт" следует, что загруженность порта в указанный период составляла значительно меньшее количество вагонов.
В соответствии с п. 6 договора N 305/1 от 29.09.2015 вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на железнодорожные выставочные пути NN 7, 8, 9А, 10, 11, 12.
Из представленного истцом анализа использования вагонов на ж/д путях необщего пользования ООО "Азовским морским портом" на основании памяток ГУ-45 ВЦ следует, что подача вагонов в указанный период осуществлялась только на несколько путей, когда другие пути были свободны для приема/подачи согласно приложениям к АОФ и указанием номеров свободных путей.
Таким образом, вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателя. ООО "Азовским морским портом" в указанные даты принимало все груженые вагоны без ограничений.
По смыслу частей 11 и 12 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (в том числе на конечных и промежуточных станциях) только в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от указанных лиц.
Следовательно, для взыскания платы перевозчик должен обосновать не исполнение им самим перевозочных обязательств надлежащим образом, а нарушение грузополучателем норм и правил, действующих в сфере железнодорожной перевозки, а также договорных обязанностей, повлекших простой вагонов на путях общего пользования.
Суд первой инстанции верно констатировал, что из-за несвоевременного вывода порожних вагонов, порт не мог выставлять следующие порожние вагоны с фронтов выгрузки и ставить на фронты выгрузки новые груженые вагоны, следовательно, нарушение технологического времени оборота вагонов происходило по вине ОАО "РЖД".
Истцом не доказано, что простой вагонов произошел в указанный период по причинам, зависящим от ответчика.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, истец должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов порта были заняты по причинам, зависящим от порта, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Судом первой инстанции верно отмечено, что представленные истцом доказательства лишь констатируют случаи нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов и отсутствуют выводы, основанные на конкретных первичных документах, с анализом в динамике занятости путей необщего пользования ответчика в объемах, препятствующих подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношения в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования истца.
С учетом указанного апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истец представил достаточные доказательства, подтверждающие занятость фронтов выгрузки ранее поданными вагонами. Суд первой инстанции на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к правильному выводу, что указанные доказательства не подтверждают занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Акты общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования подписаны ответчиком с разногласиями, относящимися к указанной в акте причине задержки поездов, как зависящей от ответчика. Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагонов на ж/д путях общего пользования по причинам, зависящим от ООО "Азовский морской порт".
Представленные истцом памятки приемосдатчика не свидетельствуют о наличии причинной связи между нарушением ответчиком норм разгрузки и невозможностью принятия спорных вагонов на пути необщего пользования.
Доказательств самих нарушений ответчиком технологических норм выгрузки, несвоевременного сообщения о дате и времени окончания грузовой операции по выгрузке вагона и готовности его к уборке, направления истцу отказов в приеме вагонов под выгрузку и невозможности выгрузки вагонов, одномоментного направления в адрес ответчика товара поставщиками в объеме, превышающем разгрузочные мощности путей необщего пользования, и наличия иных причин задержки, связанных с ответчиком, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности, требование о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами также правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2021 по делу N А53-35102/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35102/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ"