г. Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-28114/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ГЕРМЕС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-28114/21
по заявлению ООО "ГЕРМЕС"
к МИ ФНС России N 46 по г. Москве
о признании незаконным решения N 550319А от 03.11.2020,
при участии:
от заявителя: |
Сивоченко С.С. по дов. от 18.09.2020; |
от ответчика: |
Чиж А.А. по дов. от 06.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГЕРМЕС" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения МИ ФНС России N 46 по г. Москве (далее также - ответчик) N 550319А от 03.11.2020 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением суда от 04.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ГЕРМЕС", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 27.10.2020 ООО ГЕРМЕС
в МИФНС
46 по г. Москве были представлены документы для государственной
регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (смена генерального директора и увеличение уставного капитала), вх.
550319А.
03.11.2020 регистрирующим органом МИФНС N 46 по г. Москве было вынесено решение об отказе в государственной регистрации по форме Р70001 по следующим основаниям:
В связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
подпункт "г" несоблюдение нотариальной Формы представляемых документов.
подпункт "ц" представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Не согласившись с решением N 550319А МИФНС России N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации юридического лица от 03.11.2020, заявитель 10.11.2020 обратился с заявлением (жалобой) об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона No129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (действующий на момент принятия решения) и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001 (Заявление по форме N Р14001), утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст.23 Закона N 129-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (пп. г) п.1 ст.23 Закона N 129- ФЗ).
27.10.2020 в регистрирующий орган по каналам связи, в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации, заявка - U020102711802668 поступило заявление о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "ГЕРМЕС", содержащиеся в ЕГРЮЛ, предусмотренное п.2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ в связи с прекращением полномочий Артамонова СЕ и возложением полномочий на Рязанову С.Ю., вх. N 550319А.
В соответствии с п. 1.1 и п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2).
Согласно п.5.3.1. Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая службы, которая осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (действующий на момент принятия решения) утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" определен порядок направления в территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме (далее - электронные документы) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - Порядок) (действующий на момент принятия решения).
В соответствии с п.2 Порядка участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Порядком являются: физические лица, которые в соответствии со ст.9 Закона N 129-ФЗ могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - заявитель); нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов; инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.
Исходя из положений п. 1.3 ст.9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно п. 11 Порядка файл с отсканированным с бумажного носителя образом направляемого в регистрирующий орган заявления (уведомления, сообщения) подписывается электронной подписью нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) на бумажном носителе.
Файлы с отсканированными с бумажных носителей образами иных направляемых в регистрирующий орган документов подписываются электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).
Таким образом, в данном случае, заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (ч.1 ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Закон N 63-ФЗ)).
Пунктом 1 ст.П, ст. 13, ст. 17 Закона N 63-ФЗ установлено, что усиленная квалифицированная электронная подпись имеет сертификат аккредитованного удостоверяющего центра, который гарантирует ее подлинность.
Перечень документов, необходимых для представления в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа квалифицированной подписи установлен ст. 18 Закона N 63-ФЗ.
Применительно к юридическому лицу это: учредительные документы; выписка из ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на налоговый учет; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя действовать от лица организации.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28.11.2011 No976 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи", от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации", Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее - Министерство) является уполномоченным органом в области использования электронной подписи, на который возложены полномочия по установлению формата электронной подписи (п.5 ч.4 ст.8 Закона N 63-ФЗ).
Министерство действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации".
Согласно п.1 указанного Положения Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
На основании вышеизложенного Министерство Приказом от 13.08.2018 N 397 "Об утверждении требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей" (Зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2018 N 53026) утвердило требования к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнение им своих обязанностей.
Таким образом, требования обязательны для аккредитованного удостоверяющего центра, так как являются для него нормативным актом, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пп."д" п.7 данных требований установлен порядок проверки аккредитованным удостоверяющим центром достоверности документов и сведений, представленных заявителем, а именно для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с п.2 ст. 17 Закона N 63-ФЗ аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов сведения, предусмотренные п.2.2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ и только в случае если полученные из государственных информационных ресурсов сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром установлена личность заявителя - физического лица или получено подтверждение правомочий лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, на обращение за получением квалифицированного сертификата, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата.
При этом, в соответствии с п.2.2. ст. 18 Закона N 63-ФЗ аккредитованный удостоверяющий центр должен с использованием инфраструктуры осуществить проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с п.2 и п.2.1 настоящей статьи.
Для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с п.2 ст. 17 настоящего Федерального закона аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов: выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя - юридического лица.
Кроме того, согласно п.2.3. ст. 18 Закона N 63-ФЗ в случае, если полученные в соответствии с п.2.2 настоящей статьи сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром идентифицирован заявитель, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае, а также в случаях, установленных пп.5 и пп.6 п.2 ст. 13 настоящего Федерального закона, аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата.
На основании изложенного, данные требования устанавливают именно обязанность для аккредитованного удостоверяющего центра включать в квалифицированный сертификат только ту информацию, которая подтверждается государственными информационными ресурсами.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что поскольку с заявлением о получении ЭЦП может обратиться от имени юридического лица только лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, и сведения о котором имеются в ЕГРЮЛ, то и с заявлением в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в налоговый орган также может обратиться лишь лицо, сведения о котором имеются в ЕГРЮЛ как о лице, имеющим право действовать без доверенн ости от имени юридического лица.
Поступившие образы документов ООО "ГЕРМЕС", вх. N 550319А, засвидетельствованы ЭЦП Рязановой СЮ, как руководителя постоянно действующего исполнительного органа, лицом, имеющем право без доверенности (генеральный директор) действовать от имени ООО "ГЕРМЕС".
Между тем, ЕГРЮЛ, являющийся официальным государственным информационным ресурсом, в отношении ООО "ГЕРМЕС" не содержит информацию о Рязановой СЮ, как о руководителе общества.
Согласно п.1 ст.5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В силу п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Закон N 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст.4,5 Закона N 129-ФЗ, ст.З, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 49-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В силу п.1 ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Пунктом 2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Следовательно, в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи, юридическое лицо, будучи владельцем сертификата, не вправе ссылаться на данные действующего от его имени физического лица, сведения о котором не включены в ЕГРЮЛ.
Таким образом, оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации в полной мере соответствует закону.
Таким образом, Инспекция, вопреки доводам заявителя, правомерно отказала в государственной регистрации при создании юридического лица.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Инспекции соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем вывод суда перовой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-28114/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28114/2021
Истец: ООО "ГЕРМЕС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ