город Омск |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А75-7940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Сафронова М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3278/2021) акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2021 по делу N А75-7940/2020 (судья Н.Ю. Яшукова), принятое по иску акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) к акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125) о взыскании 1 936 152 руб. 06 коп., а также по иску акционерного общества "ЮТЭК - Региональные сети" к акционерному обществу "Газпром энергосбыт Тюмень" о взыскании 705 068 руб. 11 коп. неосновательного обогащения, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Югорская региональная электросетевая компания",
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителей:
от акционерного общества "Газпром Энергосбыт Тюмень" Миргалеева Р.А. по доверенности от 23.07.2019 N ид009/цо/198;
от акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" Абрамовой М.Р. по доверенности от 11.01.2021;
от акционерного общества "Югорская региональная электросетевая компания" - Сеньковой З.Н. по доверенности от 01.02.2021, Зыкова С.Ю. по доверенности от 16.07.2020 сроком до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - АО "Газпром энергосбыт Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - АО "ЮТЭК - Региональные сети") о взыскании стоимости поставленной в январе - феврале 2020 электрической энергии в размере 1 936 152 руб. 06 коп., составляющей потери в сетях.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2020 по делу N А75-7940/2020 исковое заявление АО "Газпром энергосбыт Тюмень" принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Югорская региональная электросетевая компания" (далее - АО "ЮРЭСК", третье лицо).
АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к АО "Газпром энергосбыт Тюмень" о взыскании 705 068 руб. 11 коп. неосновательного обогащения за период с января по апрель 2020 года, возникшего в результате неосновательного сбережения суммы оплаты за услуги по передаче электроэнергии, фактически оказанные АО "ЮТЭК - Региональные сети".
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.07.2020 по делу N А75-9991/2020 исковое заявление АО "ЮТЭК - Региональные сети" принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2020 дела N А75-7940/2020 и N А75-9991/2020 объединены в одно производство с присвоением делу номера А75-7940/2020.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2021 исковые требования АО "Газпром энергосбыт Тюмень" удовлетворены, с АО "ЮТЭК - Региональные сети" в его пользу взыскан долг по оплате стоимости потерь электрической энергии за январь - февраль 2020 в размере 1 936 152 руб. 06 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 32 362 руб. АО "Газпром энергосбыт Тюмень" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 528 руб. В удовлетворении исковых требований АО "ЮТЭК - Региональные сети" отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его иска и отказе в удовлетворении иска АО "Газпром энергосбыт Тюмень".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что, удовлетворяя требования АО "Газпром энергосбыт Тюмень" о взыскании потерь электроэнергии по тарифу, применяемому к "прочим потребителям", судом не исследованы доводы АО "ЮТЭК - Региональные сети" о том, что общество является сетевой организацией на территории садовых и огороднических некоммерческих товариществ (СОНТов) и фактически оказывало услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям - членам СНТ "Нефтяник" и СНТ "Строитель". По мнению АО "ЮТЭК - Региональные сети" имеются основания для получения сетевой организацией платы за услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода тарифного регулирования, поскольку впоследствии возникший в тарифном распределении дисбаланс корректируется мерами тарифного регулирования в порядке пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по независящим от этих организаций причинам. Считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции опирался исключительно на практику, приведенную третьим лицом - АО "ЮРЭСК", в то время как по спорному вопросу сложилась и иная судебная практика.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, АО "ЮРЭСК" и АО "Газпром энергосбыт Тюмень" представили отзывы, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 22.04.2021 был объявлен перерыв до 28.04.2021. Информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
От АО "Газпром энергосбыт Тюмень" поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу с приложением копий кассационной жалобы от 27.04.2021 N ИД009/О2/133 по делу N А75-4272/2020, доказательства ее поступления в систему "Мой арбитр", письма Минэнерго N АН-9414 от 25.08.2017.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 производство по делу N А75-7940/2020 приостановлено до принятия Арбитражным судом Западно-Сибирского округа итогового судебного акта по делу N А75-4272/2020.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе и апелляционной жалобы по существу в случае положительного решения вопроса о возобновлении производства по делу назначено на 16.08.2021.
От АО "ЮРЭСК" и АО "ЮТЭК - Региональные сети" поступили письменные пояснения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители АО "Газпром Энергосбыт Тюмень", АО "ЮТЭК - Региональные сети" и АО "ЮРЭСК" не возражали против возобновления производства по делу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 19.07.2021 Арбитражным судом Западно-Сибирского округа принято постановление по делу N А75-4272/2020.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу, отпали, производство по делу возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ЮТЭК - Региональные сети" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, ответил на вопросы суда.
Представители АО "Газпром энергосбыт Тюмень" и АО "ЮРЭСК" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ответили на вопросы суда.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2021 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, между АО "Газпром Энергосбыт Тюмень" (продавец) и АО "ЮТЭК-Региональные сети" (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 31.01.2020 N ЭС-19/К/1664.
Между АО "ЮТЭК-Региональные сети" и СНТ "Строитель" 01.12.2019 заключен договор купли-продажи N 9815-пр/19, по условиям которого СНТ "Строитель" передало в собственность АО "ЮТЭК-Региональные сети" электросетевое имущество ВЛ-0,4 кВ протяженностью 4 090 м, расположенное по адресу: г. Когалым, территория ТСН "СНТ Строитель".
Кроме того, между АО "ЮТЭК-Региональные сети" и СНТ "Нефтяник" 01.12.2019 был заключен договор купли-продажи N 9801-пр/19, по условиям которого СНТ "Нефтяник" передало в собственность АО "ЮТЭК-Региональные сети" электросетевое имущество ВЛ-0,4 кВ протяженностью 5 750 м, расположенное по адресу: г. Когалым, территория ТСН "СНТ Нефтяник".
Ссылаясь на то, что в период с января по февраль 2020 на указанном элекросетевом имуществе имели место потери электрической энергии, АО "Газпром энергосбыт Тюмень" выставило универсальные передаточные документы (далее - УПД) от 31.01.2020 N 9010120190001077/19/00000, от 29.02.2020 N 7010220190000912/19/00000, применив тариф для "прочих потребителей".
Неисполнение АО "ЮТЭК - Региональные сети" обязательств по оплате стоимости потерь электрической энергии послужило основанием для обращения АО "Газпром энергосбыт Тюмень" в суд с рассматриваемым иском.
Ссылаясь на переток электрической энергии через приобретенное у СНТ "Нефтяник" и СНТ "Строитель" электросетевое имущество, АО "ЮТЭК - Региональные сети" предъявило в суд иск о взыскании с АО "Газпром энергосбыт Тюмень" неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по передаче электрической энергии, фактически оказанных АО "ЮТЭК - Региональные сети".
Удовлетворяя исковые требования АО "Газпром энергосбыт Тюмень" и отказывая в удовлетворении исковых требований АО "ЮТЭК - Региональные сети", суд первой инстанции исходил их того, что последнее в отношении приобретенного электросетевого имущества является иным владельцем (потребителем).
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2020 год АО "ЮТЭК - Региональные сети" были учтены электросетевые объекты по "СНТ Строитель", объекты по "СНТ "Нефтяник" при расчете НВВ не учитывались. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что, получив свою НВВ через утвержденные индивидуальные тарифы, сетевая организация не вправе претендовать на получение какого-либо дополнительного дохода из тарифного источника.
Помимо изложенного, судом первой инстанции учтено, что принятие сетевой организацией имущества после начала течения регулируемого периода (в декабре 2019 года) не является основанием для изменения взаиморасчетов, поскольку может ограничить получение смежными сетевыми организациями необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифов. Поскольку в указанный в иске период у АО "ЮТЭК - Региональные сети" не возникло право на получение котлового тарифа, суд первой инстанции пришел к выводу, что плата за передачу энергии может быть компенсирована в будущем периоде тарифного регулирования, в связи с чем у АО "Газпром энергосбыт Тюмень" не возникло неосновательного обогащения.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В подпункте 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электрических сетях: сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики.
В рассматриваемом случае лицами, участвующими в деле, не оспаривается наличие в вышеуказанном электросетевом имуществе, приобретенном АО "ЮТЭК - Региональные сети" у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник", потерь электроэнергии в период с января по февраль 2020 года в указанном АО "Газпром энергосбыт Тюмень" объеме.
Между сторонами имеются разногласия по порядку определения стоимости указанных потерь.
Как было указано выше, в рассматриваемом случае применение АО "Газпром энергосбыт Тюмень" тарифа для прочих потребителей обусловлено тем, что АО "ЮТЭК - Региональные сети" в спорный период в границах территорий СНТ не являлось сетевой организацией, поскольку не имело в 2020 году установленного для него тарифа на услуги по передаче электрической энергии в интересах потребителей - членов СНТ либо собственников земельных участков, расположенных на соответствующей территории, а АО "Газпром энергосбыт Тюмень" оплачивало услугу по передаче электрической энергии в адрес третьего лица - сетевой организации АО "ЮРЭСК".
АО "ЮТЭК - Региональные сети" полагает необходимым при оплате потерь электроэнергии применять тариф на уровне нерегулируемых цен, применяемых при расчетах с сетевой организацией, с учетом того, что из функционального назначения приобретенных им объектов электросетевого хозяйства следует их использование для передачи энергии присоединенным к сетям абонентам/потребителям.
Вместе с тем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации может быть как непосредственным, так и опосредованным через объекты электросетевого хозяйства, собственники (владельцы) которых не являются сетевыми организациями, а лишь осуществляют эксплуатацию данных объектов, в связи с чем потери электроэнергии в данных объектах приравниваются к потреблению электрической энергии, а собственники (владельцы) данных объектов признаются потребителями электрической энергии (пункты 4, 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения)).
Таким образом, сам по себе факт технологического присоединения энергопринимающих устройств иных потребителей к приобретенным АО "ЮТЭК - Региональные сети" у садовых некоммерческих товариществ объектам электросетевого имущества достаточным образом о наличии оснований для применения при определении стоимости потерь электроэнергии в данных объектах тарифа на уровне нерегулируемых цен, применяемых при расчетах с сетевой организацией, не является.
В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках электрической энергии наделены территориальные сетевые организации. Они оказывают названные услуги на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии и установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что распоряжением Региональной Энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2019 N 16 в отношении АО "ЮТЭК - Региональные сети" установлен тариф на услуги по передаче электроэнергии с 01.01.2020 и по 31.12.2020.
Вместе с тем, АО "ЮТЭК - Региональные сети" не оспаривает, что величины потерь электрической энергии (мощности) в приобретенных АО "ЮТЭК - Региональные сети" у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник" объектах электросетевого хозяйства по приобретенному электросетевому имуществу не были учтены АО "ЮТЭК - Региональные сети" при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии в спорный период.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2021 по делу N А75-4272/2020, законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа.
Во исполнение закрепленных законодателем принципов государственного регулирования в субъектах Российской Федерации реализована котловая экономическая модель взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии (приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) от 31.07.2007 N 138-э/6, информационное письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
В условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в "котел", и распределяет ее между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (в том числе собственную) для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний).
Внутри котловой экономической модели может возникать ситуация, при которой сетевая организация приобретает объекты электросетевого хозяйства у лица, не являющегося сетевой организацией. В таком случае при рассмотрении споров о взыскании стоимости услуг по передаче энергии необходимо иметь в виду следующее.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) презумпция добросовестности сетевой организации действует до тех пор, пока процессуальным оппонентом не будет доказано, что услуги по передаче электрической энергии (или их часть) были оказаны с использованием новых электросетевых объектов (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Когда новые электросетевые объекты получены сетевой организацией от иного владельца (не являющегося сетевой организацией), то есть, когда при принятии тарифного решения регулятором не устанавливался тариф на передачу электрической энергии, в том числе посредством их использования, то, пока не доказано обратное, предполагается, что сетевая организация намеренно действовала в обход тарифного решения с целью перераспределения котловой выручки в свою пользу, и услуги по передаче электрической энергии, оказанные посредством использования новых электросетевых объектов, оплате не подлежат (пункты 1, 2 статьи 10 ГК РФ).
Изложенное следует из правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, сформулированных в определениях от 08.04.2015 N 307-ЭС14-4622, от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993, от 19.01.2017 N 305-ЭС16-10930(1,2), от 04.09.2017 N 307-ЭС17-5281, от 28.12.2017 N 306-ЭС17-12804, от 04.06.2018 N 305-ЭС17-21623, от 04.06.2018 N 305-ЭС17-20124, от 04.06.2018 N 305-ЭС17-22541, от 28.06.2018 N 306-ЭС17-23208.
Следует учитывать, что одним из видов правовой реакции на действия, совершенные в обход закона, является применение именно тех правил, которые стремился избежать осуществляющий подобные действия субъект (пункт 8 постановления Пленума ВС РФ N 25). Применительно к котловой экономической модели взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии это означает, что сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее необходимой валовой выручки) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 306-ЭС17-23208). Другими словами, суд по результатам рассмотрения соответствующего спора должен обеспечить экономическое восстановление котловой модели взаиморасчетов таким образом, как если бы она фактически была соблюдена всеми ее участниками.
Возможность субъекта электроэнергетики, являющегося лицом, обязанным оплатить услуги по передаче электрической энергии, оказанные сетевой организацией посредством использования новых электросетевых объектов, компенсировать незапланированные затраты в последующих тарифных периодах с использованием мер тарифного регулирования (пункт 7 Основ ценообразования, пункты 19, 20 Методических указаний), не может служить мотивировкой допустимости нарушения сетевой организацией тарифно-балансового плана хозяйственной деятельности электросетевого комплекса региона. Иное правопонимание противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ, поскольку поступление новых электросетевых объектов во владение сетевой организации находится в сфере субъективного контроля последней.
Мерами тарифного регулирования корректируются только объективные просчеты такого регулирования (подключение новых объектов электроснабжения, изменение схемы энергоснабжения и т.п.) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 19.01.2017 N 305-ЭС16-10930(1,2). Субъективные же просчеты сетевых организаций, к которым, помимо прочего, может быть отнесен выход за рамки экономической модели, являются рисками их предпринимательской деятельности и возмещению не подлежат (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993).
Иной подход означал бы перераспределение котловой валовой выручки, на соответствующую часть которой правомерно претендуют сетевые организации, входящие в котловую экономическую модель электроснабжения региона, только в пользу одного из участников этой модели в связи с его собственными действиями, которые в силу принципа относительности гражданско-правовых договорных обязательств (пункт 3 статьи 308 ГК РФ), не должны негативно отражаться на имущественной массе третьих лиц, что также вступает в противоречие с утвержденным тарифным решением и принципами государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии (статьи 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Поскольку АО "ЮТЭК - Региональные сети" в спорный период не был получен тариф на услуги по передаче электроэнергии по объектам электросетевого хозяйства, приобретенным им у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник", указанная сетевая организации в отношениях по приобретению электроэнергии в целях компенсации потерь в спорных объектах выступает в качестве потребителя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П, в системе действующего правового регулирования предусмотренный пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг запрет требовать оплату за переток электрической энергии означает не только запрет на получение собственниками (владельцами) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, дохода от этой деятельности, но и запрет на возмещение им расходов, которые они несут при ее осуществлении.
Указанное нормативное положение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, получение дохода от деятельности по обеспечению перетока электрической энергии.
Применительно к рассматриваемом спору указанное обстоятельство исключает возможность получения АО "ЮТЭК - Региональные сети" как собственником объектов электросетевого хозяйства, полученного у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник", через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей доход от деятельности по обеспечению перетока электрической энергии.
Изложенное исключает факт неосновательного сбережения АО "Газпром энергосбыт Тюмень" стоимости услуг по передаче электрической энергии и возникновения на его стороне неосновательного обогащения за счет АО "ЮТЭК - Региональные сети", а следовательно - и наличие предусмотренных статьей 1102 ГК РФ оснований для удовлетворения заявленных последним исковых требований.
При таких обстоятельствах отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований АО "ЮТЭК - Региональные сети" не может быть признан необоснованным.
Помимо отсутствия у АО "ЮТЭК - Региональные сети" в спорный период статуса сетевой организации в отношении приобретенных у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник" объектов электросетевого хозяйства, АО "Газпром энергосбыт Тюмень" в обоснование применения при определении стоимости потерь электроэнергии в указанных сетях тарифа "для иных потребителей" указано на отсутствие включения объемов данных потерь в сводном прогнозном балансе на спорный период.
Как указано в абзаце восьмом пункта 96 Основных положений, в случае заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии и используются гарантирующим поставщиком в отношении объемов покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации. При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы "прочие потребители" с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2021 по делу N А75-4272/2020, в соответствии со вторым предложением абзаца восьмом пункта 96 Основных положений N 442 юридическое значение имеет также учет величин заявленных потерь электрической энергии в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 53-э/1 основой для его формирования являются предложения, разрабатываемые в том числе сетевыми организациями в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче.
В приложении N 1 к Порядку N 53-э/1, содержащем График прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса, также содержатся нормы о представлении сетевыми организациями предложений и уточнений по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информации по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России (пункты 2, 16).
Из приведенных положений Порядка N 53-э/1 следует, что приобретение в середине периода тарифного регулирования объектов электросетевого хозяйства сетевой организацией у иного владельца таких объектов, не имеющего статус сетевой организации, презюмирует отсутствие учета потерь в этих объектах в сводном прогнозном балансе в связи с неподачей сетевой организацией соответствующих предложений, пока сетевой организацией не доказано обратное.
Таким образом, учитывая, что спорные сети находятся в собственности АО "ЮТЭК - Региональные сети", то именно оно должно было доказать, что вносило соответствующие предложения уполномоченным на их принятие в соответствии с Порядком N 53-э/1 органам, по итогам рассмотрения которых эти предложения были включены в сводный прогнозный баланс, утвержденный ФСТ России (пункт 4 Порядка N 53-э/1).
Являясь участником дела N А75-4272/2020, которое по фактическим обстоятельствам и заявленным требованиям является аналогичным рассматриваемому делу, а также участником настоящего дела, в рамках которого АО "Газпром энергосбыт Тюмень" заявлены доводы АО "Газпром энергосбыт Тюмень" о невключении в сводный прогнозный баланс на спорный период объемов потерь электроэнергии в спорных сетях, АО "ЮТЭК - Региональные сети" является осведомленным об имеющих значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельствах и распределении на него как на собственника спорных объектов электросетевого хозяйства бремени доказывания учета потерь в этих объектах в сводном прогнозном балансе посредством подачи сетевой организацией соответствующих предложений.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, АО "ЮТЭК - Региональные сети" приобрело электросетевое имущество у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник" 01.12.2019, в то время как срок предоставления предложений по техническому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях на 2020 год в соответствии с п/п N 2, 16 N 1 к Порядку N 53-э/1 График прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса установлен не позднее 15 августа 2019 года.
С учетом изложенного, АО "ЮРЭСК" в поступивших 11.08.2021 дополнительных пояснениях указывает на то, что в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2020 год не учтены потери электрической энергии (мощности) в приобретенном АО "ЮТЭК - Региональные сети" у СНТ "Строитель" и СНТ "Нефтяник" электросетевом имуществе.
АО "ЮТЭК - Региональные сети" в поступивших 16.08.2021 письменных пояснениях не оспаривает факт невключения потерь по вновь приобретенному в течение периода тарифного регулирования электросетевому имуществу в сводный прогнозный баланс.
Вместе с тем, АО "ЮТЭК - Региональные сети" указывает на то, что согласно приложению к экспертному заключению Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.11.2020, содержащему прогнозные и фактические данные по объемам потерь на указанный год, объем потерь в сетях АО "ЮТЭК - Региональные сети" на 2020 год утвержден в размере 143,12 млн кВт.ч (стр. 25 Приложения к экспертному заключению).
Согласно сведениям об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельными категориями потребителей, предоставляемым Федеральной антимонопольной службе, общий объем потерь (фактические объемы) за 2020 год составил 128 643,931 кВт.ч.
На основании изложенного АО "ЮТЭК - Региональные сети" отмечает, что им не израсходован полностью весь объем потерь, утвержденный РЭК на 2020 год, в связи с чем, даже несмотря на то, что потери по вновь приобретенному в течение периода тарифного регулирования электросетевому имуществу не были включены в сводный прогнозный баланс, общий объем потерь, фактически потребленных АО "ЮТЭК - Региональные сети" в 2020 году, не превысил объем потерь, запланированных в сводном прогнозном балансе.
Вместе с тем, подателем жалобы не учтено, что по смыслу правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2021 по делу N А75-4272/2020, юридическое значение имеет учет величин именно заявленных потерь электрической энергии в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, который в рассматриваемом случае отсутствует.
Данное обстоятельство достаточным образом свидетельствует о превышении фактических объемов потерь электрической энергии в спорных объектах электросетевого хозяйства над объемами потерь, учтенными в отношении данных объектов в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, и свидетельствует о наличии оснований для применения в соответствии с абзацем восьмым пункта 96 Основных положений N 442 сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, установленной в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы "прочие потребители".
При таких обстоятельствах применение АО "Газпром энергосбыт Тюмень" в рассматриваемом случае тарифа "для иных потребителей" при определении стоимости потерь электроэнергии в вышеуказанных объектах не может быть признано необоснованным.
Доказательств оплаты АО "ЮТЭК - Региональные сети" стоимости потерь в приобретенных у СНТ "Нефтяник" и СНТ "Строитель" объектах электросетевого хозяйства в размере, определенном исходя из тарифа "для иных потребителей", в материалы настоящего дела не представлено.
С учетом изложенного и в отсутствие доказательств иного удовлетворение судом первой инстанции исковых требований АО "Газпром энергосбыт Тюмень" является правомерным.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2021 по делу N А75-7940/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7940/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ", ОАО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ", АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Третье лицо: АО "ЮГОРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"