г. Вологда |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А44-2189/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 июня 2021 года по делу N А44-2189/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области" (ОГРН 1025300515569, ИНН 5302009312; адрес: 175400, Новгородская область, Валдайский район, город Валдай, проспект Васильева, дом 84; далее - учреждение, ФКУ ИК-4) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонному) (ОГРН 1025301189242, ИНН 5322008719; адрес: 175207, Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, улица Некрасова, дом 22; далее - управление, УПФ, фонд) о признании недействительными решений от 24.03.2021 N 063S19210001506, 063S19210001506, 063S19210001508, 063S19210001509, 063S19210001510, от 15.03.2021 N 063S19210001311, 063S19210001310, 063S19210001309, 063S19210001308, 063S19210001307 о взыскании финансовой санкции в общем размере 5 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что в силу пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), к лицу, которое в отношении застрахованного лица не представило сведения в установленный срок, а представило их в дополнение к исходной форме СЗВ-М после истечения такого срока, должны быть применены финансовые санкции.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-4 представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за март, апрель, сентябрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица 25.01.2021, по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц - 25.01.2021 и 05.02.2021, по форме СЗВ-М "дополняющая" за декабрь 2020 года в отношении 3 застрахованных лиц - 28.01.2021 и 05.02.2021.
По данным фактам фондом составлены акты от 02.02.2021 N 063S18210000522, 063S18210000523, 063S18210000524, 063S18210000525, 063S18210000526, от 10.02.2021 N 063S18210000797, 063S18210000810, 063S18210000832, 063S18210000834, а также приняты решения от 15.03.2021 N 063S19210001307, 063S19210001308, 063S19210001309, 063S19210001310, 063S19210001311, от 24.03.2021 N 063S19210001506, 063S19210001508, 063S19210001509, 063S19210001510 о применении к учреждению финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в общем размере 5 000 руб.
Во исполнение этих решений УПФ направил учреждению требования от 02.04.2021 N 063S01210001600, 063S01210001601, 063S01210001602, 063S01210001603, 063S01210001604, от 14.04.2021 N 063S01210001867, 063S01210001868, 063S01210001869, 063S01210001870 об уплате финансовых санкций в указанном размере.
Не согласившись с вынесенными решениями фонда от 15.03.2021 N 063S19210001307, 063S19210001308, 063S19210001309, 063S19210001310, 063S19210001311, от 24.03.2021 N 063S19210001506, 063S19210001508, 063S19210001509, 063S19210001510, учреждение оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Частью семнадцатой статьи 17 указанного Закона установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В материалах дела усматривается и управлением не отрицается, что первоначальная отчетность исходной формы СЗВ-М за март, апрель, сентябрь, ноябрь, декабрь 2020 года направлена страхователем в фонд с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
ФКУ ИК-4 самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, дополнительно предъявило в управление соответствующие сведения за названный период на застрахованных лиц, не отраженных ранее в исходных сведениях.
По мнению подателя жалобы, в данном случае с учетом пункта 40 Инструкции N 211н, вступившей в силу с 27.07.2020, общество не подлежит освобождению от ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Действительно, Инструкция N 211н содержит положение о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац четвертый пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом
В пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, также разъяснено, что самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения предъявлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации следует, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702, от 30.10.2017 N 307-КГ18-6769, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Изложенное согласуется с правовой позицией, отраженной в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
В рассматриваемом случае страхователь самостоятельно устранил допущенную ошибку в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах, будучи наделенным таким правом в силу положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ и, соответственно, для взыскания предъявленных управлением финансовых санкций в сумме 5 000 руб.
Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 июня 2021 года по делу N А44-2189/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2189/2021
Истец: ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области межрайонное