г.Москва |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А40-7458/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-7458/21 (145-52)
по заявлению ООО "Стройтэкс"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Кривошеин Б.В. по дов. от 18.12.2019; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтэкс" (далее также - заявитель, ООО "Стройтэкс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) об отказе государственного кадастрового учета от 30.10.2020 N КУВД-001/2020-9295094/2.
Решением суда от 18.05.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 77:09:0005010:1060, расположенного по адресу: г.Москва, Хорошевский р-н, Хорошевское шоссе, д.39, стр.1а (далее также - здание, объект недвижимости).
Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005010:2, которое Общество арендует в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 09.09.2010 N М-09-034923 (дата регистрации 15.10.2010, N 77-77-14/015/2010-562).
При постановке здания на государственный кадастровый учет 27.05.2012 были допущены ошибки: неверно указано описание характерных точек контура здания и количество этажей.
Письмом от 26.03.2019 N ВХ-ГР-5981/19 кадастровый инженер обратился в ГБУ Московское бюро технической инвентаризации о причинах возникновения ошибки в местоположении здания.
ГБУ МосгорБТИ письмом от 04.04.2019 исх. N ИС-ГР-6254/19 сообщило о том, что координатная привязка контура объекта недвижимости осуществлялась в целях технического и адресного учета картометрическим способом без предъявления требования к точности. Сведения об объекте недвижимости и входящих в его состав помещениях, расположенных по адресу: г.Москва, Хорошевское шоссе, д.39, стр.1а, общей площадью 969,7кв.м были переданы в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений от ранее учтенных объектах недвижимости.
Подтверждением несоответствия границ является фрагмент публичной кадастровой карты, из которого следует, что фактические границы объекта не совпадают с границами по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН).
Поскольку сведения в ЕГРН относительно местонахождения здания и количества этажей не соответствуют его действительному местонахождению и для устранения реестровой ошибки и приведения в соответствие сведений ЕГРН о здании в части указания местоположения характерных точек контура здания и количества этажей, кадастровым инженером был подготовлен технический план с указанием новых необходимых для внесения в ЕГРН сведений о здании в соответствии с п.3 ч.2 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для предоставления в орган регистрации прав соответствующего заявления.
В целях исправления реестровой ошибки Общество обратилось в Управление с заявлением от 22.07.2020 N КУВД-001/2020-9295094 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Уведомлением от 29.07.2020 N КУВД-001/2020-9295094/1 Управление приостановило государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости до 29.10.2020 ввиду того, что представленный технический план не соответствует требованиям, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее также - Требования): в нарушение п.27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план; в нарушение п.28 Требований в техплане некорректно указана система координат, используемая для проведения измерений; в нарушение п.35 и п.52 чертеж контура не содержит верного указания контуров; в нарушение п.34 некорректно отображен контур здания. Имеются противоречия между чертежами контура здания и контуром, отображенным на плане 1-го этажа; в нарушение п.62 Требований на поэтажных планах указаны не все линейные размеры для помещений; в нарушение п.52 и п.59 Требований графическая часть техплана оформлена без специальных условных знаков и специальных обозначений; выявлено полное вхождение ОКС в кадастровый квартал; отсутствуют номера кадастровых кварталов для поиска; ОКС расположен в границах ЗУ 77:09:0005010:2, который не указан в ТП.
В дальнейшем ввиду истечения срока приостановления и неустранения причин, указанных в уведомлении от 29.07.2020 N КУВД-001/2020-9295094/1 уведомлением от 30.10.2020 N КУВД-001/2020-9295094/2 Управление отказало Обществу в государственном кадастровом учете.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Стройтэкс" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Стройтэкс" требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно положениям ст.1 указанного Федерального закона единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч.2). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч.7).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При этом согласно подпункту 7 данной нормы основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
На основании п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Указанные положения призваны обеспечить достоверность сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер, в случаях выявления ошибки в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1913-О, от 27.03.2018 N 688-О).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях устранения реестровой ошибки в части описания местоположения здания на земельном участке и указания фактического количества этажей кадастровым инженером был подготовлен технический план здания в связи с внесением изменений в сведения ЕГРН о здании.
Из заключения кадастрового инженера, приложенного к подготовленному техническому плану, следует, что технический план подготовлен в связи с уточнением описания местоположения здания. Целью кадастровых работ было определение координат характерных точек контура здания с точностью не более 0,10-м, необходимой для земельных участков, отнесенных к населенным пунктам, так как в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о точности определения координат данного здания.
На чертеже объект "нежилое здание" представлен как многоконтурный объект, состоящий из 3-х контуров: - контур 1/3 - наземный; - контур 2/3 - подземный; - контур 3/3 - надземный. В сведениях ЕГРН некорректно указана информация о количестве этажей здания, в связи с чем кадастровым инженером в техническом плане указаны верные сведения о количестве этажей: кол-во - 3, в том числе подземных - 1, что подтверждается выпиской из технического паспорта, выданной Территориальным БТИ Северное ТБТИ, включенной в состав приложения.
Таким образом, кадастровый инженер просил внести в ЕГРН сведения о фактических координатах характерных точек контура здания и корректное значение этажей.
Технический план подготовлен на основании выписки ЕГРН N 99/2020/336960765 от 07.07.2020 (здание) и N 99/2020/336960552 от 07.07.2020 (земельный участок) (п.19 Требований), данных технического паспорта (п.20 Требований) и плана земельного участка, выданных Территориальным БТИ Северное ТБТИ г.Москвы, а также на основании инженерно-топографического плана, подготовленного Москомархитектурой ГБУ "Мосгеотрест" от 2017 г., в которых отражено фактическое местоположение здания с указанием адреса объекта д.39, стр.1а
Для устранения реестровой ошибки и приведения в соответствие сведений ЕГРН о здании в части указания местоположения характерных точек контура здания и его этажности кадастровым инженером подготовлен технический план с указанием всех необходимых для внесения в ЕГРН сведений о здании в соответствии с п.3 ч.2 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Местоположение характерных точек контура здания определено кадастровым инженером в соответствии с требованиями п.7 Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 и п.34 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
При выполнении кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что объект капитального строительства расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005010:2.
В связи с тем, что исправление реестровой ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, заявитель посчитал необходимым исправить ошибку в части указания координат характерных точек границ здания и его этажности.
При таких данных, учитывая, что параметры спорного объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005010:2, не менялись, наличие реестровой ошибки имеет документальное подтверждение, вносимые изменения не влекут нарушений прав и законных интересов других лиц, в рамках настоящего дела отсутствует спор о праве на недвижимое имущество, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого отказа регистрирующего органа в устранении реестровой ошибки.
Кроме того, как обоснованно отметил суд в своем решении, ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет изменений невозможным технически и/или незаконным, технический план не содержит.
В аналогичных ситуациях судебная практика признает, что недостатки в техническом плане не могут являться причиной отказа в осуществлении кадастрового учета изменений.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, который противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления государственного кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-7458/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7458/2021
Истец: ООО "СТРОЙТЭКС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ