г. Чита |
|
20 августа 2021 г. |
дело N А10-5134/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 года по делу N А10-5134/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании незаконным решения от 13.10.2020 о внесении изменений в предписание от 07.08.2020 N 154-ПР,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Соколовой Е.Б. - представителя по доверенности от 28.06.2021,
от муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - заявитель, ПАО "ТГК-14" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ", Управление или муниципальное учреждение) с заявлением о признании незаконным решения от 13.10.2020 о внесении изменений в предписание от 07.08.2020 N 154-ПР.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 года в удовлетворении заявленных ПАО "ТГК-14" требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что внесенные изменения в предписание не устанавливают нового нарушения. По своему содержанию направлены на уменьшение требований предписания, что исключает нарушения прав заявителя. Положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), регулирующими порядок проведения проверки, не запрещено внесение изменений органом государственного (муниципального) контроля, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений. В данном случае изменения в предписание внесены, принимая во внимание информацию об изменении схемы подключения на указанные дома (акты ввода в эксплуатацию узлов учета, ведомости учета параметров ОДПУ), предоставленную ПАО "ТГК-14".
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ПАО "ТГК-14" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Управление представило отзыв апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 11 августа 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 13 августа 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании обращения Жебаханова А.Ю., проживающего по адресу г. Улан-Удэ, ул. Норильская, д. 16, по вопросу правильности начисления платы за тепловую энергию проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "ТГК-14" обязательных требований или требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07 августа 2020 года N 154-А, согласно которому ПАО "ТГК-14" в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42(1), пункта 3(4) Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при определении размера платы за услугу отопления, исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, собственникам помещений дома N 16 по ул. Норильской г. Улан-Удэ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 излишне предъявлено к оплате 491 874,58 рублей (том I, л.д. 30-31).
По факту выявленного нарушения обществу выдано предписание от 07.08.2020 N 154-ПР, которым на него возложена обязанность произвести перерасчет излишне предъявленной к оплате суммы (доначисление) в размере 491 874,58 рублей путем исключения указанной суммы из лицевых счетов собственников помещений дома (том I, л.д. 29).
В письме от 17.09.2020 N АН-1918 ПАО "ТГК-14" сообщило об исполнении предписания с приложением, в том числе актов первичного ввода в эксплуатацию ОДПУ по многоквартирным домам по ул. Норильской, NN 18, 20, 22 и перерасчета корректировки и размера платы за отопление.
На основании анализа представленных документов УМЖИ г. Улан-Удэ 13 октября 2020 года решением (том I л.д. 11, 27) внесены изменения в предписание N 154-ПР от 07.08.2020. Предписание N 154-ПР от 07.08.2020 изложено в следующей редакции:
N п/п |
Характеристика выявленного нарушения |
Предписание |
Срок устранения нарушения |
1 |
ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354: при определении размера платы за услугу отопления исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии собственникам помещений домов NN 16, 18, 20, 22 по ул. Норильской г. Улан-Удэ за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. излишне предъявлено к оплате 94 721,94 (46,959 Гкал). |
- За период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. собственникам помещений домов N N 16, 18, 20, 22 по ул. Норильской г. Улан-Удэ произвести перерасчет, излишне предъявленной к оплате суммы (доначисление), в размере 94 721,94 руб. (46,959 Гкал) путем исключения указанной суммы из лицевых счетов собственников помещений. |
02.12.2020 |
Заявитель, полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого решения ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что основанием для проведения Управлением проверки в отношении общества послужило обращение гражданина Жебаханова А.Ю., проживающего по адресу г. Улан-Удэ, ул. Норильская, д. 16 по вопросу правильности начисления платы за тепловую энергию.
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Законом Республики Бурятия от 25 ноября 2016 года N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" орган местного самоуправления МО ГО "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля наделен государственными полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора, по организации и осуществлению лицензионного контроля.
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, созданным с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ" (пункт 1.1. Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 693-57).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что положениями Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующими порядок проведения проверки, не запрещено внесение органом государственного (муниципального) контроля, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений в него.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, такие изменения могут быть только изменениями технического характера без изменения содержания выданного предписания.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно акту проверки от 07 августа 2020 года N 154-А (том I, л.д. 14 - 17) многоквартирные жилые дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Норильская, NN 16, 18, 20, 22 оборудованы общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию 03.12.2014 согласно акту ввода N 02-00642.
12.10.2018 ОДПУ выведен из коммерческого учета (акт N 31-0001043).
14.12.2018 ОДПУ введен в эксплуатацию (акт допуска N 31-0000926).
24.09.2019 ОДПУ выведен из коммерческого учета (акт вывода N 39-0000944).
04.12.2019 в доме N 16 по ул. Норильской г. Улан-Удэ отдельно от домов NN 18, 20, 22 установлен и введен в эксплуатацию ОДПУ (акт первичного допуска N 31-0002084).
Как указывалось выше, предписанием от 07.08.2020 N 154-ПР на общество возложена обязанность "За период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. собственникам помещений дома N 16 по ул. Норильской г. Улан-Удэ произвести перерасчет, излишне предъявленной к оплате суммы (доначисление), в размере 491 874,58 руб. путем исключения указанной суммы из лицевых счетов собственников помещений дома".
Во исполнение данного предписания ПАО "ТГК-14" 17.09.2020 направлено письмо с приложением актов первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии N 31-0001911 от 04.12.2019 в многоквартирном доме по ул. Норильской, 18, N 31-0001910 в многоквартирном доме по ул. Норильской, 20, N 31-0002086 в многоквартирном доме по ул. Норильской, 22; архивных данных ОДПУ по МКД N 18, 20, 22 по улице Норильской; перерасчета корректировки и размера платы за отопление; выписок из финансово-лицевых счетов N 415773, N 415716, N 415656, N 415584; СD-диска (том I, л.д. 26, 28).
МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" установив, что согласно представленным ПАО "ТГК-14" документам заявителем произведена корректировка размера платы путем исключения из лицевых счетов собственников дома N 16 по ул. Норильской в размере 491 874,58 рублей и перераспределения этой же суммы, на другие дома N 18, 20, 22 по ул. Норильской, вынесло оспариваемое решение о внесении изменений в предписание N 154-ПР от 07.08.2020.
Данным решением о внесении изменений в предписание N 154-ПР от 07.08.2020 Управлением по существу установлено новое требование: произвести перерасчет излишне предъявленной к оплате суммы в отношении объектов - многоквартирных домов NN 16, 18, 20, 22 по ул. Норильской г. Улан-Удэ, в ином размере и объеме - 94 721,94 рублей (46,959 Гкал).
То есть оспариваемое решение фактически не является решением о внесении изменений в предписание N 154-ПР от 07.08.2020, поскольку не носит технический характер, а изменяет по существу его содержание, устанавливая новое требование об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
При этом нарушения выявлены по результатам проверки новых документов, представленных обществом.
Вместе с тем, организация и проведение внеплановой проверки установлены статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно пункту 1 части 2 которой установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4).
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16).
При этом, в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21).
Предметом документарной проверки являются, в том числе документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, используемые при осуществлении их деятельности и связанные, в том числе с исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 12).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14).
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1 статьи 16).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17).
К акту проверки прилагаются, в том числе предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи 16).
Вместе с тем, Управлением при проверке представленных обществом документов, в том числе актов первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии N 31-0001911 от 04.12.2019, N 31-0001910 и N 31-0002086, не относящихся и не являвшихся предметом анализа проведенной 07.08.2020 проверки, и принятии на основании их анализа решения о внесении изменений в предписание N 154-ПР от 07.08.2020, по существу устанавливающего новое требование об устранении выявленных нарушений обязательных требований, приведенные положения Федерального закона N 294-ФЗ не соблюдены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" отсутствовали законные основания для принятия решения от 13.10.2020 о внесении изменений в предписание от 07.08.2020 N 154-ПР и такое решение нарушает права и законные интересы общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2021 года по делу N А10-5134/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Решение муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" от 13.10.2020 о внесении изменений в предписание от 07.08.2020 N 154-ПР признать недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514, адрес: 670031, г. Улан-Удэ, улица Бабушкина, дом 25, офис 214) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889).
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514, адрес: 670031, г. Улан-Удэ, улица Бабушкина, дом 25, офис 214) в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.04.2021 N 8249 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5134/2020
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ