город Томск |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А27-26356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Молокшонова Д.В., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" (07АП6802/2021) на решение от 16.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 26356/2020 (судья Козина К.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (г. Новокузнецк, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к акционерному обществу "Тандер" (г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) о взыскании 484 906, 12 руб. задолженности.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Тандер" (далее - АО "Тандер") о взыскании 484 906,12 руб. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением от 16.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, АО "Тандер" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы указано, что судом не принято во внимание несоответствие требований истца требованиям законодательства и договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
ООО "ЭкоТек" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предоставило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представителем ответчика Вишняковой Е.С. было заявлено ходатайство об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции, ходатайство удовлетворено, участие представителя апелляционным судом одобрено. Вместе с тем, представитель ответчика, заявивший соответствующее ходатайство, не подключился к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), не обеспечил со своей стороны участия в онлайн-заседании при наличии технической возможности со стороны Седьмого арбитражного апелляционного суда.
На основании положений статьи 156 АПК РФ апелляционный суд продолжил рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018.
В соответствии с пунктами 1.3.,1.4. указанного Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Прокопьевский городской округ.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 26.07.2018 N 163 "О внесении изменений в постановление РЭК КО от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экологические технологии" и составляет 491,68 руб. за 1 куб. м. (с НДС, для категории - население); Постановлением РЭК Кемеровской области от 20.12.2018 N 619 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 - 493,64 руб. за 1 куб. м. (с НДС для категории - население), с 01.07.2019 согласно Постановлению РЭК КО N 98 от 29.03.2019 "О внесении изменений в постановление РЭК КО от 05.06.2018 N 100 - тариф составляет 498,44 (с НДС) руб. за 1 куб. м. (с НДС, для категории - население).
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Между региональным оператором и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 8469-2018/ТКО, приложением к которому является перечень места накопления ТКО, а также объем накопления.
Дополнительным соглашением от 1.07.2020 к договору, в приложение, содержащее в себе объем и места накопления ТКО, были внесены изменения: г. Осинники, ул. Ефимова, 10 - изменен график отгрузки с 1.07.2018 Осинники, ул. Революции, 5 - объект включен в договор с 3.05.2019 Осинники, ул. Победы, 35 - объект включен в договор с 11.01.2019 Осинники, ул. Советская, 5 - изменен график отгрузки с 1.07.2018 п. Трудармейский, ул. Советская, 36а - объект включен в договор с 29.04.2019 Мыски, ул. 50 Лет Пионерии, 50 - изменен график отгрузки с 1.07.2018.
В связи с изложенным, начисления истцом были скорректированы, ввиду чего образовалась спорная задолженность, предъявленная ко взысканию.
Претензией (исх. б/н от 20.11.2020) истец предъявил требование о погашении возникшей задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 8469-2018/ТКО.
Неисполнение ответчиком требований претензии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 2 статьи 13 Закона N 89, пункте 14 части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указано, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 (далее Постановление N 1156), предусмотрено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с части 4 части 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. В связи с чем, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Согласно статье 24.6 Закона N 89 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89).
В силу пункта 8 (18) Постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 16 договора в редакции протокола согласования разногласий установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ, выраженных в количественных показателей объема (куб.м.); количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления согласно приложения к настоящему договору.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что АО "Тандер" осуществляет деятельность в нежилых помещениях по адресам: г. Осинники, ул. Ефимова, 10, г. Осинники, ул. Революции, 5, г. Осинники, ул. Победы, 35, г. Осинники, ул. Советская, 5, п. Трудармейский, ул. Советская, 36а, г. Мыски, ул. 50 Лет Пионерии, 50.
Дополнительным соглашением от 1.07.2020 к договору в приложение внесены изменения в части графика отгрузки в г. Осинники, ул. Ефимова, 10 с 1.07.2018, в г. Осинники, ул. Советская, 5 с 1.07.2018, в г. Мыски, ул. 50 Лет Пионерии, 50 с 1.07.2018, а также в части включения новых объектов - г. Осинники, ул. Революции, 5 с 3.05.2019, г. Осинники, ул. Победы, 35 с 11.01.2019, п. Трудармейский, ул. Советская, 36а с 29.04.2019.
Приложением к дополнительному соглашению N 8469-2018/ТКО-45 определены объёмы ТКО.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, следует иметь ввиду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно пункту 14 договора потребитель обязан сообщать региональному оператору об изменениях нормообразующих показателей по объектам, их величины, количества объектов образования отходов в течение 15 дней с момента произошедших изменений, а перерасчет за оказанные услуги по обращению с ТКО производится Региональным оператором только на основании документов, подтверждающих факт увеличения/уменьшения количества проживающих лиц, добавления/исключения объектов Потребителя на основании цен, тарифов и норм, действующих в каждый период, но не более чем с начала текущего календарного года.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, данные положения договора регламентируют обязанности потребителя, а именно АО "Тандер", и не ограничивают регионального оператора требовать надлежащей оплаты оказанной коммунальной услуги в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 8 статьи 23 закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Таким образом, при ведении деятельности на спорных объектах образовывались твердые коммунальные отходы, обязанность по вывозу которых в силу императивных положений закона лежит на истце, а значит, обязанность по их оплате, в силу пункта 8(18) Постановления N 1156 лежит на ответчике независимо от заключения по ним договора или момента включения их в действующий договор.
Согласно пункту 14 договора потребитель обязан обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с Приложением к настоящему договору.
По объектам: г.Осинники, ул. Советская, 5, ул.Ефимова, 10 и г.Мыски, ул. 50 лет Пионерии, 13 изменен порядок учета исходя из норматива накопления, в соответствии с фактическими обстоятельствами оказания услуг.
Условия пунктов 1, 5 договора предусматривают оплату оказанных услуг по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора, исходя из расчетной величины объема ТКО, указанного в договоре, следовательно, ответчик обязан оплачивать услуги исходя из объема ТКО, порядок учета которого определен в приложении к договору и дополнительному соглашению.
Контррасчеты ответчика в отзывах от 18.03.2021, 11.05.2021 и дополнении от 13.05.2021 правомерно признаны судом первой инстанции неверными, поскольку они не содержат НДС, период задолженности определен неправильно.
Судом установлено при сравнении данных расшифровок, представленных ООО "ЭкоТек, с представленными к начислениям по актам/счёт-фактурам, что доначисления, произведенные ООО "ЭкоТек" в соответствии с дополнительным соглашением N 8469-2018/ТКО-45 от 01.07.2020, не связаны с первоначальными начислениями по спорным объектам.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение 16.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 26356/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26356/2020
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: АО "Тандер"