город Омск |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А70-6882/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Краецкой Е.Б.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8654/2021) общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2021 по делу N А70-6882/2021 (судья Шанаурина Ю.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" (ОГРН 1057200561637, ИНН 7202132429) к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" (ОГРН 1137232029660, ИНН 7203293235) о взыскании штрафа в размере 24 945 руб. 36 коп.,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе" (далее - МКУ "Комитет по рекламе", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Деловой мир" (далее - ООО "Группа компаний "Деловой мир", общество, ответчик) о взыскании 24 945 руб. 36 коп. штрафа, из которых:
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 65А/19 (далее - договор N 65);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 64А/19 (далее - договор N 64);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 66А/19 (далее - договор N 66);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 62А/19 (далее - договор N 62);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 73А/19 (далее - договор N 73);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 43А/19 (далее - договор N 43);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 45А/19 (далее - договор N 45);
- 3 118 руб. 17 коп. по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте муниципального имущества от 04.03.2019 N 46А/19 (далее - договор N 46).
Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6882/2021 (резолютивная часть от 23.06.2021) исковые требования МКУ "Комитет по рекламе" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель привел следующие доводы: судом необоснованно отклонены доводы заявителя об отсутствии у ответчика полномочий на определение вида рекламных материалов, размещаемых на установленных рекламных конструкциях; судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции содержат отдельные положения об обязанностях рекламораспространителя при установке рекламной конструкции (далее также - РК) и об обязанностях рекламораспространителя при эксплуатации РК; судом не учтено, что информация, размещаемая на афишных конструкциях в соответствии с пунктом 3.2.2.8 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк (далее - Положение N 36) не является рекламой и не может размещаться на рекламных конструкциях; МКУ "Комитет по рекламе" нарушены положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренным законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: запрос общества от 24.05.2021 в адрес Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России); письмо ФАС России от 26.05.2021 N АК/42513/21.
МКУ "Комитет по рекламе" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области - без изменения, указывая на необоснованность обжалуемого решения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
В силу пункта 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в рассматриваемом случае отсутствуют, дополнительно представленные с апелляционной жалобой доказательства ООО "Группа компаний "деловой мир" не подлежат приобщению к материалам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.03.2019 между МКУ "Комитет по рекламе" (учреждение) и ООО "Группа компаний "Деловой мир" (рекламораспространитель) заключены договоры N N 65, 64, 66, 62, 73, 43, 45, 46, в соответствии с пунктом 1.1 которого рекламораспространитель вправе установить РК, осуществлять их эксплуатацию, техническое обслуживание, а учреждение обязуется в соответствии с условиями договора совершить необходимые действия по предоставлению ему такой возможности.
Согласно пункту 1.2 договоров, рекламораспространитель имеет право установить и эксплуатировать РК на объекте муниципального имущества, места размещения: ул. Ватутина, ост. "Проезд Юганский", из города; ул. Ватутина, ост. "Проезд Юганский", в город; ул. Ватутина, 30; ул. Ветеранов труда 36/1; ул. Велижанский тракт, ост. "70 лет Октября", из города; ул. Тимофеева 6; ул. Тобольский тракт, ост. "Больница Водников" в город, из города.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.1 договоров при установке РК рекламораспространитель обязан: обеспечить соблюдение требований Закона о рекламе, других федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и нормативных правовых актов Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени, а также требований Государственного стандарта Российской Федерации Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, условий договоров.
Пунктом 5.3 договоров предусмотрено, что за нарушение обязанностей, установленных в пунктах 1.2, 1.3, 2.2.1, 2.2.2, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.12, 4.1-4.5 договора, рекламораспространитель уплачивает неустойку в форме штрафа в размере трех месячных платежей на текущую дату по договору, рассчитанную в соответствии с положениями раздела 3 настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня получения претензии (лично, по факсу, по электронной почте, либо почтовым отправлением по месту нахождения Рекламораспространителя) об оплате.
Согласно актам осмотра рекламной конструкции и (или) места ее территориального размещения от 26.02.2021 N 18, N 19, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25 и приложенным к ним фотоматериалам, информационное поле закрыто рекламным изображением, одно из которых не относится к репертуарам театров, кинотеатров, спортивным и иным массовым мероприятиям - на афишной конструкции размещена реклама информационного сервиса "Хочу".
Указав, что рекламораспространителем нарушен пункт 3.2.2.8 Положения N 36 к содержанию рекламной конструкции, МКУ "Комитет по рекламе" направил ответчику претензии от 02.03.2021 N 51-08-190/21, N 51-08-189/21, N 51-08-190/21, N 51- 08-184/21, N 51-08-182/21, N 51-08-181/21, N 51-08-183/21, N 51-08-187/21 с требованиями об оплате штрафов, начисленных в порядке пункта 5.3 договоров.
Поскольку в добровольном порядке требования претензий не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 309, 310, 329, 330, 422, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Положением N 36, условиями договоров и исходил из того, что факт нарушения принятых на себя ответчиком обязательств подтвержден материалам дела, в связи с чем исковые требования предъявлены учреждением правомерно и подлежат удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Поскольку материалами дела подтверждено заключение между сторонами договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на ответчике лежит обязанность по соблюдению принятых на себя обязательств, от которых общество не может отказаться в одностороннем порядке.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В настоящем случае за нарушение обязанностей предусмотренных договором, в том числе пункта 2.2.1 договора, рекламораспространитель уплачивает неустойку в форме штрафа в размере трех месячных платежей на текущую дату по договору, рассчитанную в соответствии с положениями раздела 3 настоящего договора в течение десяти календарных дней со дня получения претензии об оплате (пункт 5.3 договора)
Из фотографий, приложенных к актам осмотра рекламной конструкции и (или) места ее территориального размещения от 26.02.2021 N 18, N 19, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25, следует, что на рекламной конструкции размещена следующая информация: "хочу! Сервис исполняющий желания!" с указанием номера телефона и сайта в сети Интернет.
Отклоняя доводы жалобы и соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Статья 3 Закона о рекламе закрепляет понятие рекламы, под которой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона о рекламе).
Положениями части 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Закона и гражданского законодательства.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций должна соответствовать документам сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат правильному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк утверждено Положение N 36 о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что на территории г. Тюмени разрешается размещение исключительно указанных в настоящем разделе видов и типов рекламных конструкции.
В пункте 3.2 Положения N 36 закреплены типы рекламных конструкций.
Согласно пункту 3.2.2.8 Положения N 36 афишные конструкции - рекламные конструкции, предназначенные для размещения наружной рекламы репертуаров театров, кинотеатров, спортивных и иных массовых мероприятий, событие общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера с одним или двумя информационными полями. Афишная конструкция располагается на тротуарах или прилегающих к тротуарам газонах, параллельно проезжей (пешеходной) части дороги. Размер одной стороны информационного поля афишной конструкции составляет 1,8 х 2,4 м. Количество сторон афишной конструкции не может быть более двух. Фундамент афишной конструкции должен быть заглублен и не должен выступать над уровнем дорожного покрытия или земли. Площадь информационного поля афишных конструкции определяется общей площадью всех его сторон.
Из изложенного следует, что рекламная конструкция афишного типа имеет определенное целевое использование, которое заключается в размещении исключительно репертуаров театров, кинотеатров, рекламы спортивных и иных массовых мероприятий, событий общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера.
Применительно к рассматриваемому случаю императивные правила, ограничивающие Комитет в определении условий договора и порядка его заключения, содержатся в Законе о рекламе, Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Положении N 36.
Ни один из названных нормативных актов не ограничивает право Комитета как представителя собственника недвижимого имущества, на котором предполагается размещение рекламы, определить вид и содержание рекламы, которая предполагается к размещению.
При этом оснований для вывода о том, что информация о репертуарах театров, кинотеатров, спортивных и иных массовых мероприятиях, событиях общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера, не является рекламой, не имеется, в связи с чем соответствующие доводы общества судом апелляционной инстанции отклоняются.
Кроме того, согласно статье 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
То есть, закон предусматривает, что условия договора, включая его предмет, определяются именно организатором торгов.
При этом по общему правилу, установленному статьей 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В настоящем случае условиям пункта 1.2 договора предусмотрено, что РК должны быть установлены в точном соответствии с проектом рекламной конструкции и выданным разрешением на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденным правовым актом Администрации города Тюмени.
Как пунктом 1.2 договоров, так и соответствующими разрешениям на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отношении заключенных договоров и мест размещения РК установлен тип РК - афишная конструкция.
Заключая договоры от 04.03.2019, получая разрешение на установку рекламной конструкции, ответчик согласился с условиями о типе рекламной конструкции, которая предусматривает определенное целевое использование, заключающееся в размещении исключительно репертуаров театров, кинотеатров, рекламы спортивных и иных массовых мероприятиях, событиях общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера.
Соответственно, размещение рекламы иного характера, не связанного с репертуарами театров, кинотеатров, спортивными и иных массовыми мероприятиями, событиями общественного, культурно-развлекательного, образовательного, спортивно-оздоровительного характера, является нарушением условий договора и Положений N 36 о типе РК.
Факт размещения рекламной конструкции сервиса "хочу!" подтвержден соответствующими актами и фотоматериалами, не опровергнут иными материалами дела и по существу им не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении ответчиком пункта 2.2.1 договоров.
Поскольку штраф за нарушение условий договора, а именно пункта 2.2.1 предусмотрен договором, факт ненадлежащего исполнения обязательств установлен судом и подтверждается материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика штрафа является обоснованным.
При этом, формулировка пункт 2.2.1 договора "при установке РК Рекламодатель обязан_" не может расцениваться как ограничивающая обязанность соблюдения положений договора и закона только периодом установки конструкции. Условия использования рекламной конструкции должны соблюдаться рекламораспространителем как при ее установке, так и при дальнейшей эксплуатации, что следует и из положений Закона о рекламе. Соответственно, штраф, предусмотренный пунктом 5.3 договоров, подлежит начислению также и за нарушения, допущенные ответчиком при эксплуатации РК.
Проверив расчет штрафа, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворив исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе или нормах права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6882/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6882/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе"
Ответчик: ООО "Группа компаний "Деловой мир"