г. Вологда |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А05-2957/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2021 года по делу N А05-2957/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 14; далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа от 31.12.2020 N КУВД-001/2020-15623037/3 в государственной регистрации договора аренды от 22.05.2020 N 91/21 земельных участков с кадастровыми номерами 29:15:010101:1316, 29:15:050201:2702, 29:15:050201:2703, а также о возложении на ответчика обязанности произвести государственную регистрацию прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Газпром" (далее - Общество).
Решением суда от 26 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Территориальное управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает на то, что сторонам договора аренды известно об особенностях использования земельных участков, являющихся предметом договора аренды N 91/21, и в соответствии с пунктом 13 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Территориальным управлением соблюдено требование о включении в договор условия свободного доступа представителей сторон на земельные участки в соответствии с письменным уведомлением (пункт 5.2.4 договора). Считает, что ответчик нарушает права как истца, так и третьего лица, отказывая в государственной регистрации прав на земельные участки.
Управление Росреестра в отзыве с доводами апеллянта не согласилось.
Отзыв на жалобу от Общества не поступил.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Территориальное управление обратилось 18.09.2020 в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды земельных участков от 22.05.2020 N 91/21, заключенного Территориальным управлением (Арендодатель) с Обществом (Арендатор) и предусматривающего передачу в аренду Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 29:15:010101:1316, 29:15:050201:2702, 29:15:050201:2703.
Управлением Росреестра 30.09.2020 в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принято решение о приостановлении государственной регистрации до 30.12.2020, поскольку представленный на регистрацию договор аренды в нарушение требований законодательства не содержит обязательных сведений о наличии ограничений прав сторон сделки.
В данном решении также указано, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:15:050201:2702, 29:15:050201:2703 имеются ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, действующие на момент заключения договора. Так, в отношении участка с кадастровым номером 29:15:050201:2702 ограничения установлены постановлением администрации муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" от 15.09.2017 N 1081-па (далее - Постановление N 1081-па) об установлении охранной зоны объекта "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск, км 400 - км 642,7 (инв. N 343434)"; в отношении участка с кадастровым номером 29:15:050201:2703 - постановлением администрации муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" от 29.11.2018 N 1123-па.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации заявителю предложено привести содержание договора аренды в соответствие с требованиями законодательства.
Поскольку в течение срока приостановления причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не устранены, Управлением Росреестра 31.12.2020 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ принято решение N КУВД-001/2020-15623037/3 об отказе в государственной регистрации прав.
Считая данный отказ неправомерным, Территориальное управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с решением суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (подпункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона (статья 18 Закона 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Согласно пункту 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ ограничения использования земельных участков могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий.
Виды зон с особыми условиями использования территорий установлены статьей 105 ЗК РФ. На основании пунктов 3, 6 указанной статьи к таким зонам относятся охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В данном случае установлено, что согласно ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:15:050201:2702, 29:15:050201:2703 установлены ограничения, обусловленные фактом их вхождения в зоны с особыми условиями использования территории.
В частности, участок с кадастровым номером 29:15:050201:2703 находится в охранной зоне объекта "Линия электропередачи воздушная (ВЛЗ-10 кВ) газопровода-отвода к г.г.Архангельск, Северодвинск км 400 - км 588,8 (инв. N 343441)", установленной на основании решения Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства от 27.04.2017 N 56-165/РС. Участок с кадастровым номером 29:15:050201:2702 находится в охранной зоне объекта "Газопровод-отвод к г.г.Архангельск, Северодвинск, км 400 - км 642,7 (инв. N343434)", установленной на основании Постановления N 1081-па.
Факт нахождения земельных участков в охранных зонах объектов электроэнергетики, трубопроводов заявителем не оспаривается.
Таким образом, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю в связи с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий, к которой в том числе относятся охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов, подлежит государственной регистрации, то в силу пункта 17 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ сделка в отношении объектов недвижимости, находящихся в данной зоне, должна содержать сведения об установленных ограничениях прав сторон сделки.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Поскольку представленный на государственную регистрацию договор аренды от 22.05.2020 N 91/21 не содержал сведений об установленных в отношении земельных участков ограничении (обременении) прав в связи с нахождением их в охранных зонах объекта электросетевого хозяйства, трубопровода, Управление Росреестра правомерно на основании пункта 17 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приняло решение о приостановлении государственной регистрации прав, а впоследствии ввиду неустранения заявителем причин приостановления на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало в государственной регистрации.
Таким образом, поскольку неправомерность действий Управления Росреестра не нашла своего подтверждения при рассмотрении спора и оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права, изложенное в уведомлении от 31.12.2020 N КУВД-001/2020-15623037/3, является законным, суд обоснованно отказал Территориальному управлению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на ином толковании апеллянтом норм земельного законодательства, Закона N 218-ФЗ, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Территориального управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2021 года по делу N А05-2957/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2957/2021
Истец: НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ПАО "Газпром"