г. Москва |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А40-7322/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ИМЕНИ В.Н. ГУЛИДОВА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-7322/2021
по заявлению ОАО "КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ИМЕНИ В.Н. ГУЛИДОВА"
к ЦЕНТРАЛЬНОЙ АКЦИЗНОЙ ТАМОЖНЕ
третьи лица: 1. ФГУП "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ"; 2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА; 3. ООО "ЦЕНТР ХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
о признании незаконным и отмене решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Коромыслова М.В. по доверенности от 13.10.2020; |
от третьих лиц: |
1-3. не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (далее - заявитель, общество, ОАО "Красцветмет") о признании незаконным и отмене решения Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, ЦАТ), в лице Специализированного таможенного поста, об отказе в выпуске товаров для внутреннего потребления по таможенным декларациям N N 10009131/161020/0009107, 10009131/161020/0009184 и 10009131/161020/0009115, выраженные в уведомлениях от 19.10.2020.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "Красцветмет" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание представитель не явился, в дополнениях направленных в суд ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В деле участвуют третьи лица - ФГУП ГЦСС, Федеральная пробирная палата, ООО "Центр химических исследований", представители которых в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель ЦАТ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя таможенного органа, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 12.10.2020 ЦАТ приняты решения об отказе в выпуске Товара по ДТ N N 10009131/190220/0001806, 10009131/270220/0002140 и 10009131/130320/0002894 (далее - ДТ).
В качестве основания для отказа в выпуске Товара таможенным органом указано: "не представление документов и сведений по запросу таможенного органа (не представлены акты государственного контроля (далее - АГК) с достоверными сведениями на основании экспертного заключения.
Не согласившись с решением Таможни об отказе в выпуске Товара по спорным ДТ, ОАО "Красцветмет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200, 201 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Так, в феврале 2020 года ОАО "Красцветмет" в лице таможенного представителя - ФГУП "ГЦСС" на Специализированный таможенный пост ЦАТ поданы ДТ N N 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894 в отношении следующих товаров (графа 31):
- ОТХОДЫ ПЛАТИНЫ, ВКЛЮЧАЯ МЕТАЛЛ, ПЛАКИРОВАННЫЙ ПЛАТИНОЙ, НО ИСКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ДРУГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ: ЛОМ И ОТХОДЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ С СОДЕРЖАНИЕМ: ПЛАТИНЫ (0.0442%, 0.0345%, 0.0462%, 0.0628%, 0.0859%, 0.0532%, 0.0393%, 0.0454%, 0.0527%, 0.0430% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 7675.0 Г.), ПАЛЛАДИЯ (0,1932%, 0,1131%, 0.1308%, 0,1415%, 0,2046%, 0.2630%, 0.3660%, 0.2748%. 0.1599%, 0.1760% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 30175.0 Г.), РОДИЯ (0,0238%, 0,0150%, 0.0180%, 0.0242%, 0.0315%, 0.0308%, 0.0397%, 0.0314%. 0.0279%, 0.0216% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 3910.40 Г.) РАСФАСОВАНЫ В МЕШКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ТКАНИ. ИТОГО: 24 МЕШКА. ВЕС НЕТТО: 15900600 г.;
- ОТХОДЫ ПЛАТИНЫ, ВКЛЮЧАЯ МЕТАЛЛ, ПЛАКИРОВАННЫЙ ПЛАТИНОЙ, НО ИСКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ДРУГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ: ЛОМ И ОТХОДЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ С СОДЕРЖАНИЕМ: ПЛАТИНЫ (0,0369%, 0,0322%, 0,0709%, 0,0463%, 0,0581%, 0,0687%, 0,0600%, 0,0489%, 0,0374%, 0,0515%, 0,0396% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 8284.2 Г.), ПАЛЛАДИЯ (0,1515%, 0,1818%, 0,1455%, 0,2041%, 0,2230%, 0,2289%, 0,2416%, 0,1609%, 0,1493%, 0,1961%, 0,2411% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 32238.4 Г.), РОДИЯ (0,0222%, 0,0212%, 0,0211%, 0,0189%, 0,0309%, 0,0298%, 0,0287%, 0,0245%, 0,0211%, 0,0268%, 0,0284% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 4133.9 Г.) РАСФАСОВАНЫ В МЕШКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ТКАНИ. ИТОГО: 24 МЕШКА. ВЕС НЕТТО: 16749200,0 г.;
- ОТХОДЫ ПЛАТИНЫ, ВКЛЮЧАЯ МЕТАЛЛ, ПЛАКИРОВАННЫЙ ПЛАТИНОЙ, НО ИСКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ДРУГИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ: ЛОМ И ОТХОДЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ С СОДЕРЖАНИЕМ: ПЛАТИНЫ (0,0473%, 0,0465%, 0,0379%, 0,0420%, 0,0452%, 0,0484%, 0,0363%, 0,0574%, 0,0683%, 0,0897% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 7509.4 Г.), ПАЛЛАДИЯ (0,2276%, 0,1818%, 0,3391%, 0,2051%, 0,2374%, 0,1898%, 0,1522%, 0,1281%, 0,2136%, 0,2009% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 30884.7 Г.), РОДИЯ (0,0286%, 0,0243%, 0,0346%, 0,0265%, 0,0307%, 0,0284%, 0,0242%, 0,0260%, 0,0300%, 0,0307% ВЕС В ХИМ. ЧИСТ. 4 161,2 Г.) РАСФАСОВАНЫ В МЕШКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ТКАНИ. ИТОГО: 22 МЕШКА. ВЕС НЕТТО: 14 606 400,0 г.
В соответствии с п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов ЕАЭС в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно п. 3 ст. 101 Договора о ЕАЭС (Подписан в г. Астане 29.05.2014) для целей применения международных договоров, указанных в п. 1 данной статьи, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе меры нетарифного регулирования.
Приложением N 14 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение) утверждено положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение), которое определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, включенных в раздел 2.10 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Приложением N 2 к Решению установлен перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Перечень товаров), согласно п. 4 таблицы 1 раздела 2.10 которого в отношении отходов и лома драгоценных металлов применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
Абзац 1 п. 8 Положения устанавливает, что помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 единого перечня, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, реимпорта, временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена ЕАЭС акта государственного контроля.
Согласно п. 3 Положения акт государственного контроля - документ, составленный по форме согласно приложению N 1, подтверждающий результаты осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
Акт государственного контроля содержит, в том числе сведения о наименовании, массе в чистоте драгоценных металлов, количестве товара.
Во исполнение вышеуказанного, ОАО "Красцветмет" при подаче ДТ N N 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894 были представлены таможенному органу акты государственного контроля NN 40-16/ГЦСС-20/223-ИМ от 18.02.2020, 40-16/ГЦСС-20/281-ИМ от 27.02.2020, 40-16/ГЦСС-20/367-ИМ от 13.03.2020, выданные Федеральным казенным учреждением "Пробирная палата России" (в настоящее время Федеральная пробирная палата).
После регистрации ДТN N 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894 выявлен' профиль риска, предусматривающий следующие меры по минимизации рисков: проведение таможенного досмотра, отбор проб и (или) образцов товаров и назначение таможенной экспертизы товара.
Должностными лицами таможенного поста были проведены таможенные досмотры товаров, задекларированных по ДТ N N 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894, по результатам которых составлены акты таможенного досмотра от 05.03.2020 N 10009131/050320/000134, от 11.03.2020 N 10009131/110320/000165, от 19.03.2020 N 10009131/190320/000216 соответственно.
По результатам проведенных таможенных досмотров установлено, что вес товаров, указанный в вышеназванных ДТ не соответствует весу товаров, определенному при проведении таможенных досмотров.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденного приказом ФТС России от 16.01.2019 N 34, основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков.
Специализированным таможенным постом ЦАТ 05.03.2020, 10.03.2020, 18.03.2020 были приняты решения о назначении таможенных экспертиз N N 10009131/050320/ДВ/000003, 10009131/100320/ДВ/000004, 10009131/180320/ДВ/000005 в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894, согласно которым проведение экспертиз состоится в Экспертно-криминалистической службе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ).
Для проведения таможенной экспертизы должностными лицами таможенных органов отобраны пробы и (или) образцы товаров (акты отбора проб и образцов N N 10009131/050320/ДВ/000003,10009131/100320/ДВ/000004, 0009131/180320/ДВ/000005).
Поскольку, согласно поступившим на Специализированный таможенный пост ЦАТ заключениям таможенных экспертов от 03.04.2020 N 12411003/0007654, от 07.04.2020 NN 12411003/0008135, 12411003/0009246 отсутствовала возможность установить количественное содержание металлов платиновой группы в связи с отсутствием материально-технической базы и методик для определения количества содержания металлов платиновой групп, таможенным органом, в соответствии с п. 2 ст. 389 ТК ЕАЭС, ст. 336 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289), принято и согласовано с ЦЭКТУ решение о проведении таможенных экспертиз в иной экспертной организации, а именно в ООО "Центр химических исследований".
Согласно заключению ООО "Центр химических исследований" от 30.09.2020 N 100141496120000025 (далее - заключение) из результатов проведенной экспертизы следует, что товар является ломом или отходами драгоценных металлов с содержанием платины, палладия, родия, серебра и других драгоценных металлов. Содержание элементов в. товаре представлен в таблицах NN 11-16 заключения.
Пробы исследованного товара содержат в составе драгоценные металлы: золото, серебро, палладий, иридий, родий, рутений и осмий.
Таким образом, по результатам таможенной экспертизы было установлено, что помимо платины, родия и палладия, сведения о содержании которых заявлены в графе 31 ДТ, а также в актах государственного контроля, представленных декларантом при таможенном декларировании, ввозимый ОАО "Красцветмет" товар, также содержит золото, серебро, иридий, рутений и осмий, информация о которых не заявлена в графе 31 ДТ и не содержится в актах государственного контроля.
На основании пункта 27 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок), таможенным постом 02.10.2020 в адрес декларанта направлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графе 31 ДТ NN 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894.
02.10.2020 по ДТ N N 10009131/270220/0001806, 10009131/270220/0002140, 10009131/130320/0002894 таможенным постом в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС в адрес ОАО "Красцветмет" направлены запросы документов и (или) сведений о предоставлении декларантом актов государственного контроля с указанием химического состава товаров, установленного по результатам проведенной таможенной экспертизы.
В ответ на запрос таможенного органа декларант представил акты государственного контроля, выданные ФКУ "Пробирная палата России", исходя из которых химический состав и масса драгоценных металлов не соответствуют данным поименованным в заключении специалиста.
09.10.2020 по ДТ N 10009131/130320/0002894, 12.10.2020 по ДТ N 10009131/270220/0001806, 16.10.2020 по ДТ N 10009131/270220/0002140 таможенным постом приняты решения об отказе в выпуске товаров на основании подп. 7 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС в связи с непредставлением декларантом актов государственного контроля с указанием химического состава товаров, установленного по результатам экспертизы.
Исходя из того, что ОАО "Красцветмет" в лице таможенного представителя - ФГУП "ГЦСС" при таможенном декларировании были представлены акты государственного контроля сведения о наименовании и массах в чистоте драгоценных металлов в которых не соответствовали фактическому содержанию товара, ввозимого ОАО "Красцветмет", наличествовали (имелись) признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
19.10.2020 были вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении N 100000000-676/2020, N 100000000-677/2020, 100000000-678/2020 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП в отношении таможенного представителя - ФГУП "ГЦСС".
19.10.2020 товары, предъявленные к таможенному декларированию по спорным ДТ изъяты таможенным органом, о чем составлены протоколы об изъятии товаров от 19.10.2020 N б/н.
Изъятые товары переданы на ответственное хранение складу временного хранения ФГУП "ГЦСС", о чем составлены соответствующие акты приема-передачи имущества на ответственное хранение от 19.10.2020 N б/н.
24.11.2020 были вынесены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N N 10009000-676/2020, 10009000-677/2020, 10009000-678/2020.
16.10.2020 ОАО "Красцветмет" в лице таможенного представителя ФГУП "ГЦСС" на Специализированный таможенный пост ЦАТ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы ДТ N N 10009131/161020/0009107, 10009131/161020/0009184, 10009131/161020/0009115 в отношении спорных товаров с заявлением в графе 31 сведений о всех содержащихся драгоценных металлах, установленных по результатам таможенной экспертизы и заключению от 30.09.2020 N 100141496120000025.
Декларантом представлены измененные акты государственного контроля от 15.20.2020 N N 40-16/ГЦСС-20/867-ИМ, 40-16/ГЦСС-20/866-ИМ, 40-16/ГЦСС-20/865-ИМ, выданные Федеральной пробирной палатой. Указанные акты содержат сведения о наименованиях и массах в чистоте драгоценных металлов, установленных в заключении от 30.09.2020 N 100141496120000025.
Согласно ст. 123 ТК ЕАЭС в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (административного процесса) или завершения производства по уголовному делу производится таможенным органом при условии, что такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Вместе с тем, спорные товары были изъяты таможенным органом по протоколам об изъятии товаров от 19.10.2020 N N б/н в рамках возбужденных в отношении ФГУП "ГЦСС" дел об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, 19.10.2020 Специализированным таможенным постом ЦАТ приняты решения об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному декларированию по ДТ N N 10009131/161020/0009107, 10009131/161020/0009184, 10009131/161020/0009115 на основании подп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае выявления при проведении таможенного контроля товаров нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС, за исключением случаев, когда:
- выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.
Указанные решения формализованы отметкой в графе "С" ДТ N N 10009131/161020/0009107, 10009131/161020/0009184, 10009131/161020/0009115.
Исходя из вышеизложенного, решения Специализированного таможенного поста ЦАТ от 19.10.2020 об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному декларированию по ДТ N N NN 10009131/161020/0009107, 10009131/161020/0009184, 10009131/161020/0009115, соответствуют праву Евразийского экономического союза, законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании и обусловлены спецификой статуса товаров, а именно статусом "изъятых товаров" в рамках производства дел об административных правонарушениях.
Относительно доводов заявителя, изложенных в заявлении и в жалобе об оспаривании решений (действий) таможенного органа, коллегия считаем необходимым отметить следующее.
Законность/незаконность возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении таможенного представителя ФГУП "ГЦСС" как довод Заявителя не может быть установлена в рамках рассмотрения настоящего спора.
В настоящий момент ФГУП "ГЦСС" в судебном порядке оспаривает принятые таможенным органом решения о привлечении последнего к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в рамках судебных дел N N А40-259050/2020, А40-259056/2020, А40/259062/2020.
Довод Заявителя об отложенном (предварительном) характере декларирования несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно подп. 29 Порядка заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные)на таможенную территорию, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 данной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Таким образом, при подаче ДТ декларант должен указать полные и достоверные сведения о характеристиках ввозимого товара.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 N 103 утвержден Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка он определяет случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
Суд обращает внимание на то, что данный Порядок не предусматривает возможности заявления в графе 31 ДТ предварительных (неполных, недостоверных) сведений о характеристиках и описании товара. Такая возможность в общем не предусмотрена правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании прямо предусмотрена необходимость соблюдения запретов и ограничений, а сведения об их соблюдении согласно подп. 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС подлежат указанию в ДТ.
Довод заявителя жалобы о нарушении таможенным органом порядка привлечения к производству таможенной экспертизы сторонней организации, отклоняется судебной коллегий в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 389 ТК ЕАЭС, ч. 1 ст. 336 Федерального закона N 289 в случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом, а если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС, - в иных случаях, таможенная экспертиза может быть назначена для проведения экспертной организацией (экспертом) государства-члена ЕАЭС в соответствии с законодательством этого государства-члена ЕАЭС.
Порядок согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу утвержден Приказом ФТС России от 28.07.2011 N 1541, согласно п. 4 которого в целях проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, представляет для согласования сведения, указанные в приложении к Порядку, в таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу (в ЦЭКТУ либо в экспертно-криминалистическую службу - региональный филиал ЦЭКТУ), в зависимости от территориального расположения таможенного органа и региона деятельности соответствующего подразделения ЦЭКТУ.
Довод Заявителя, основанный на п. 8 Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, утвержденного Приказом ФТС России от 16.01.2019 N 34, основан на неверном толковании нормативно-правового акта.
Так, согласно п. 8 указанного порядка при рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет, в том числе необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таким образом, начальник подразделения ЦЭКТУ определяет лишь необходимость привлечения иных специалистов, а не назначение проведения экспертизы в иной экспертной организации.
Кроме того, вопрос правомерности назначения таможенным органом таможенной экспертизы в иной экспертной организации, вопрос относительно сроков продления выпуска товаров в связи с назначением таможенной экспертизы были исследованы судом в рамках рассмотрения дела N А40-83445/2020, по результатам рассмотрения которого решение принято в пользу таможенного органа.
Доводы заявителя жалобы о том, что ООО "Центр химических исследований" не могло выступить в качестве привлеченной таможенным органом экспертной организации так же несостоятельны по следующим основаниям.
Так, ОАО "Красцветмет" в своем заявлении указывает на то, что аккредитация испытательной лаборатории ООО "Центр химических исследований" не подтверждена ввиду того, что в соответствии с приказом Росстандарта от 15.07.2019 N 385-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ ИСО/МЭК 17025 - 2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" с 01.09.2019 заменен ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Вместе с тем, Заявитель не учел следующее.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, аккредитованные лица, прошедшие до вступления в силу изменений в приказ Минэкономразвития России N 326 процедуру подтверждения компетентности на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025 - 2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", проходят очередную процедуру подтверждения компетентности в сроки, установленные частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2019 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Требований о прохождении внеочередной процедуры подтверждения компетентности для целей установления соответствия ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" и последствий не прохождения, законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не содержит.
Таким образом, ООО "Центр химический исследований" осуществляет свою деятельность в соответствии с международными стандартами, более того ООО "Центр химических исследований" является полноправным членом Союза "Московская торгово-промышленная палата" и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Ссылка Заявителя на приказ ФКУ "Пробирная палата России" от 13.04.2017 N 73 "Об утверждении порядка отбора лабораторных проб с целью контроля содержания драгоценных металлов в товарах, помещаемых под таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории), проводимого уполномоченными должностными лицами, осуществляющими постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций" (далее - Приказ N 73) несостоятельна по следующим основаниям
Приказ N 73 определят порядок отбора лабораторных проб с целью контроля содержания драгоценных металлов в товарах, помещаемых под таможенные процедуры, проводимого уполномоченными должностными лицами, осуществляющими постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций
Указанный приказ носит узконаправленный характер, определяет порядок взаимодействия должностных лиц ФКУ "Пробирная палата России" и должностных лиц аффинажных организаций, и не распространяет свое действие на деятельность таможенных органов в рамках проведения таможенного контроля в целях проверки соблюдения запретов и ограничений.
Более того, согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.
Таким образом, только Федеральная таможенная службы и подчиненные ей таможенные органы обладают полномочиями по проверке соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Так же следует сказать о том, что законодательство Российской Федерации не содержит императивных норм относительно запрета осуществления отбора проб и (или) образцов в целях определения содержания драгоценных металлов в товарах.
Таможенные органы, осуществляя возложенные на них функции, в том числе реализуя полномочия по проверке соблюдения запретов и ограничений, руководствуются порядком отбора проб и (или) образцов, установленным правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Довод Заявителя о том, что количество драгоценных металлов (золото, серебро, рутений, иридий) выявленных по результатам проведенной экспертизы не значительно и эти металлы являются не извлекаемыми при аффинаже, является несостоятельным в связи с тем, противоречит положениям статьи 106 ТК ЕАЭС.
Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Каких-либо исключений, в том числе основанных на внутренних технологических процессах организации декларанта, позволяющих не декларировать часть товара, заявлять неполные/недостоверные сведения о товаре, правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено.
Ссылка Заявителя на внутренний приказ ОАО "Красцветмет" N 19-по-955 от 05.06.2019, которым установлены нормативы технологических потерь драгоценных металлов, не имеет нормативного значения в рамках осуществления таможенными органами возложенных на них функций и полномочий, и не может подменять закрепленный правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации точный порядок таможенного декларирования, в том числе порядок заполнения сведений в ДТ.
Более того, правомерность осуществления экспертизы в сторонней организации и правильность ее результатов подтверждает тот факт, что Федеральная пробирная палата, являясь федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней) выдала ОАО "Красцветмет" новые акты государственного контроля от 15.20.2020 N N 40-16/ГЦСС-20/867-ИМ, 40-16/ГЦСС-20/866-ИМ, 40-16/ГЦСС-20/865-ИМ, сведения в которых заявлены на основании заключения проведенной экспертизы от 30.09.2019 N 100141496120000025.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-7322/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7322/2021
Истец: ОАО "КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ИМЕНИ В.Н. ГУЛИДОВА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "ЦЕНТР ХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ", ФГУП "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ", ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57445/2024
18.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30275/2021
31.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91208/2022
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30275/2021
20.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46319/2021
18.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-7322/2021