г.Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-248138/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2021
по делу N А40-248138/20 (33-1757)
по заявлению АО "Мостранссклад"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Петухова К.А. по дов. от 16.03.2021; |
от ответчика: |
Гибадуллин И.М. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мостранссклад" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление, регистрирующий орган), изложенного в уведомлении от 05.10.2020 N 77-0-1-71/3149/2020-535, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; об обязании Управления устранить нарушение прав и законных интересов Общества, осуществив государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N 77:03:0003004:1010, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Шумкина, д.14, стр.1.
Решением суда от 31.03.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, АО "Мостранссклад" является собственником здания с кадастровым номером 77:03:0003004:1010, расположенного по адресу г.Москва, ул.Шумкина д.14, стр.1 (далее также - объект недвижимости) на основании Выписки из ЕГРН N 99/2020/316621831 от 03.03.2020.
16.06.2020 АО "Мостранссклад" обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003004:1010.
Уведомлением от 23.06.2020 государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с неисполнением Требований, предъявляемых к оформлению технического плана.
02.07.2020 Обществом было подано повторное заявление, в котором были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
06.07.2020 регистрирующим органом приостановление государственного кадастрового учета было продлено. При этом в качестве оснований были указаны основания, отличные от оснований, указанных в Уведомлении от 23.06.2020.
Заявлением Общества от 16.07.2020 указанные Управлением противоречия были устранены.
Для устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, заявителю было предложено представить доработанный технический план.
Позднее Уведомлениями о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 28.07.2020, от 11.08.2020, от 26.08.2020, от 02.09.2020 и от 19.09.2020 приостановление государственного кадастрового учета продлевалось.
Общество обращалось в Управление с заявлениями от 16.07.2020, от 06.08.2020, от 17.08.2020, от 27.08.2020, от 10.09.2020 и от 14.09.2020.
Уведомлением от 05.10.2020 N 77-0-71/3149/2020-535 Управление сообщило об отказе в проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости со ссылкой на то, что представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям по подготовке технического плана (утв. приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений").
В уведомлении от 05.10.2020 указано на отсутствие сведений обо всех ранее присвоенных учетных номерах (подпункт 3 пункта 43 Требований); наличие в техническом плане реквизитов, срок действия которых истек (подпункт 3 пункта 29 Требований); неверное указание кода системы координат, используемых при проведении кадастровых работ (без указания на пункт Требований).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Мостранссклад" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в данном случае совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При этом согласно подпункту 7 данной нормы основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, в качестве документов-оснований для осуществления испрашиваемых регистрационных действий Обществом в Управление в числе прочих документов представлен технический план.
Как указывалось выше, в качестве обстоятельств, послуживших основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, Управлением указано на отсутствие сведений обо всех ранее присвоенных учетных номерах (подпункт 3 пункта 43 Требований); наличие в техническом плане реквизитов, срок действия которых истек (подпункт 3 пункта 29 Требований); неверное указание кода системы координат, используемых при проведении кадастровых работ (без указания на пункт Требований).
Между тем представленными в материалы дела доказательствами, получившими правильную оценку суда первой инстанции, подтверждается необоснованность приведенных оснований для отказа в кадастровом учете объекта недвижимого имущества.
В соответствии с п.п.3 п.43 Приказа N 953 в раздел "Характеристики объекта недвижимости" в числе прочих включаются ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации). Если объекту ранее присвоено несколько государственных учетных номеров, указывается информация обо всех таких номерах. При отсутствии названных сведений указанная строка не заполняется.
В настоящем случае, с учетом того, что технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований, а именно: вид объекта недвижимости, в отношении которого подготавливается технический план, кадастровый номер объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер.
Согласно Выписке из ЕГРН N 77/100/413/2019-994 от 18.02.2019 (включена в состав приложений) объект работ имеет ранее присвоенный Восточным ТБТИ города Москвы 10.02.1992 условный номер - 2104097 (стр.11 Технического плана здания). Таким образом, в техническом плане были указаны все необходимые данные о ранее присвоенных учетных номерах.
Далее, что касается выводов Управления относительно указания в Техническом плане реквизитов свидетельства о поверке с истекшим сроком действия.
Согласно п.п.3 п.29 Приказа N 953 в реквизите "3" раздела "Исходные данные" указываются следующие сведения о средствах измерений: реквизиты свидетельства о поверке прибора (инструмента, аппаратуры).
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Срок действия свидетельства о поверке прибора составляет 1 год. Приборы с истекшим сроком проверки, или не прошедшие метрологическую проверку к работе не допускаются. Дата, указанная в свидетельстве об утверждении типа средств измерений, это срок действия свидетельства (приказ Минпромторга России от 30.11.2009 N 1081 (ред. от 20.08.2018)).
В настоящем случае Обществом в разделе "Исходные данные" - "Сведения о средствах измерений" указано: Электронный тахеометр Nikon NPL-332 25017-03, 27.09.2019 (реквизиты свидетельства о поверке прибора N МЛ 748 от 28.09.2018); GPS/ГЛОНАСС-приемники спутниковые геодезические двухчастотные Торсоп Hiper+23323-07 до 11.12.2019 (реквизиты свидетельства о поверке прибора - ГСИ002371 от 12.12.2018).
Таким образом, срок действия свидетельства о поверке указанных приборов - до 28.09.2019 и 12.12.2019, соответственно.
Представленный заявителем технический план был подготовлен в соответствии с Договором, заключенным между АО "Мостранссклад" и ООО "Гильдия Инженеров" N 9/19 от 14.01.2019 на оказание услуг по проведению кадастровых работ.
В письме N 1113 от 07.12.2020 ООО "Гильдия Инженеров" сообщило, что работы по Договору N 9/19 от 14.01.2019 проводились в период с января по март 2019 года.
Следовательно, на момент проведения кадастровых работ, в результате которых был подготовлен Технический план, срок действия свидетельств о поверке средств измерений не истек.
Далее, что касается ссылки в оспариваемом отказе Управления на неверное указание кода системы координат, используемого при проведении кадастровых работ (п.2 отказа).
Технический план был подготовлен в соответствии с приказом Росреестра от 25.04.2019 N П/0163. В техническом плане элемент CsCode, предназначенный для заполнения кода системы координат, состоит из кода субъекта и номера зоны, разделенных точкой. Код субъекта - это номер кадастрового округа, содержащийся в кадастровом номере квартала или объекта недвижимости. При заполнении в "ТехноКад-Экспресс" код субъекта наследуется автоматически от указанных в техническом плане кадастровых номеров. Номер зоны - это номер зоны картографической проекции, представляет собой цифру от 0 до 9. Номер зоны обязателен к заполнению, и ставится после кода субъекта в элемент CsCode. Объект расположен в Москве, где отсутствуют зоны картографической проекции. Поскольку в данном случае заполнение номера зоны не регламентировано, в техническом плане указан код системы координат - 77.0.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, принадлежащего АО "Мострассклад" на праве собственности.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и обязании Управления в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ осуществить государственных кадастровый учет изменений спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0003004:1010.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в то время как приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Выражая несогласие с решением суда, ответчик не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность своих доводов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-248138/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248138/2020
Истец: АО "МОСТРАНССКЛАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ