г.Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-254901/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021
по делу N А40-254901/20 (149-1776)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ОАО "РЖД"
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Коломеец К.С. по дов. от 23.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Коломеец К.С. по дов. от 22.12.2020; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление, регистрирующий орган), изложенного в уведомлении от 01.12.2020 N MFC-0558/2020-260415 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 05.08.2020 N И-08-001955 земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:73915, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское ш., вл.23А., а также обязании осуществить государственную регистрацию означенного договора аренды.
Решением суда от 14.05.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования Департамента удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика законных оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации договора.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представитель третьего лица - Правительства Москвы в судебном заседании также возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика, а также третьего лица - ОАО "РЖД", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 21.08.2020 N MFC-0558/2020-260415-1 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 05.08.2020 N И-08-001955 земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:73915, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское ш., вл.23А (далее - договор аренды).
Уведомлением от 01.09.2020 N КУВД-001/2020-12413935/1 Управлением приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка в связи с наличием оснований, препятствующих проведению государственной регистрации со ссылкой на п.1 ст.39.6 ЗК РФ.
В письме от 18.11.2020 N ДГИ-И-82455/20 Департамент указал, что в соответствии с п.п.27 п.2 ст.39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды заключен без проведения торгов для осуществления деятельности ОАО "РЖД" под размещение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (л.д.36).
01.12.2020 уведомлением N MFC-0558/2020-260415 Управление отказало в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п.3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Регистрирующим органом в силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ проводится правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В данном случае на регистрацию Департаментом представлен договор аренды земельного участка от 05.08.2020 N И-08-001955 (л.д.29), пунктом 1.4 которого установлено, что земельный участок предоставляется ОАО "РЖД" для реконструкции Малого кольца Московской железной дороги.
В соответствии со ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.3 ст.3 ЗК РФ).
В силу п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нормы Земельного Кодекса РФ предусматривают, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст.39.2); если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п.1 ст.39.20).
По общему правилу, закрепленному п.1 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
В силу п.п.27 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности ОАО "РЖД" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В настоящем случае, как указывалось выше, Департамент в письме, адресованном ответчику, указал, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (протокол от 24.12.2015 N 44 п.38) принято решение о предоставлении ОАО "РЖД" земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:73195 по адресу: г.Москва, Ленинградское ш., вл.23А в аренду сроком на 6 лет для проектирования и размещения объектов железнодорожной инфраструктуры. Указанный земельный участок пересечений с земельными участками с оформленными земельно-правовыми отношениями не имеет.
Выписка из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы N 44 от 24.12.2015 в Управление представлена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной посредством межведомственного электронного взаимодействия, информация о правах и ограничениях на нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0007004:1090, частично находящееся на земельном участке с кадастровым номером 77:00:0000000:73915, отсутствует.
В силу п.п.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Между тем в соответствии со сведениями ЕГРН, в отношении здания с кадастровым номером 77:08:0007004:1090, какие-либо зарегистрированные права не установлены, правообладатель у недвижимого имущества отсутствует, в связи с чем оснований для возникновения прав на заключение договора аренды в соответствии с п.п.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ у каких-либо лиц в настоящее время не имеется.
Оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с положениями ст.39.16 ЗК РФ у Департамента не имелось.
Далее, что касается довода ответчика об отсутствии в договоре ссылки на то, что в отношении земельного участка установлено ограничение прав, предусмотренное ст.56 ЗК РФ.
Статьями 56, 105 ЗК РФ определены ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В настоящем случае в пунктах 4.6, 4.7, 4.8 договора аренды установлены запреты и ограничения, связанные с использованием земельного участка, находящегося в зоне охраны памятников истории и культуры, зоне регулирования застройки с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ и г.Москвы, а также использовании земельного участка в соответствии со ст.65 ВК РФ.
Следовательно, вопреки доводам подателя жалобы, при оформлении договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 05.08.2020 N И-08-001955 Департаментом указана необходимая информация о существующих ограничениях в землепользовании.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации Договора аренды, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований и обязании Управления в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в обоснование оспариваемого отказа ответчика, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы при рассмотрении дела судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-254901/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254901/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"