город Москва |
|
02 декабря 2021 г. |
Дело N А40-254901/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Белова А.А. по дов. от 23.12.2020 (онлайн),
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) - неявка, извещено,
от третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") - неявка, извещено; Правительства Москвы - Белова А.А. по дов. от 11.08.2021 (онлайн),
рассмотрев 30 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2021 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
третьи лица: ОАО "РЖД", Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2021 по делу N А40-254901/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021, заявленные требования удовлетворены. Суд, проверив на соответствие действующему законодательству, признал недействительным (незаконным) уведомление Управления Росреестра по Москве от 01.12.2020 N MFC-0558/2020-260415 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 05.08.2020 N И-08-001955 земельного участка для целей капитального строительства с кадастровым номером 77:00:0000000:73915, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское ш, вл. 23А; обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации указанного договора аренды в установленном законом порядке и сроки.
По делу N А40-254901/2020 поступила кассационная жалоба от Управления Росреестра по Москве, в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
Управление Росреестра по Москве, ОАО "РЖД", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
От Департамента городского имущества города Москвы (заявитель) и Правительства Москвы (третье лицо) в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образцы документов, удостоверяющие личность представителя указанных лиц, а также документы, подтверждающие его полномочия на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное ходатайство.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю Департамента городского имущества города Москвы, являющемуся также представителем Правительства Москвы (принимавшему участие в судебном заседании посредством веб-конференции) его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве от лиц, участвующих в деле, а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы являющийся также представителем Правительства Москвы по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Департамента городского имущества города Москвы, являющегося также представителем Правительства Москвы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель, заявитель) и ОАО "РЖД" (арендатор, третье лицо) заключен договор аренды земельного участка для целей капитального строительства и от 05.08.2020 N И-08-001955 (далее - договор аренды земельного участка), предметом которого, согласно разделу 1 "Предмет договора" является земельный участок, площадью 32 кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:00:0000000:73915, имеющий адресный ориентир: г. Москва, Ленинградское ш., вл. 23А и разрешенное использование: железнодорожный транспорт; участок предоставляется для реконструкции Малого кольца Московской железной дороги в соответствии с условиями настоящего договора; в п. 2.1 раздела 2 "Срок действия договора" установлено, что договор заключен сроком на 6 (шесть) лет.
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве (регистрирующий орган) с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Решением, оформленным уведомлением об отказе от 01.12.2020 N MFC-0558/2020-260415, регистрирующий орган отказал в государственной регистрации договора аренды земельного участка, в том числе со ссылкой на положения ст. 27 (ст. 27 "Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав") Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка, и неустранением приведенных в данном уведомлении причин. Регистрирующий орган указал, что на территории спорного земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:73915 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0007004:1090. В связи чем, как указал регистрирующий орган, предоставление спорного земельного участка без проведения торгов влечет нарушение прав на получение земельного участка без процедуры торгов собственника указанного недвижимого имущества (в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 "Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов" Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения). Кроме того, регистрирующим органом было обращено внимание на то, что в договоре аренды земельного участка не указывается о наличии ограничений на арендуемый земельный участок, предусмотренных ст. 56 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании недействительным отказа регистрирующего органа, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Спор по настоящему делу N А40-254901/2020 рассмотрен судами в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц": ст. ст. 197-201).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив в установленном порядке, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Как было установлено судом первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, и усматривается из материалов дела, Департаментом городского имущества города Москвы был предоставлен полный пакет документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
При этом, как было установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), полученной посредством межведомственного электронного взаимодействия, информация о правах и ограничениях на нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0007004:1090, частично находящееся на земельном участке с кадастровым номером 77:00:0000000:73915, отсутствует; в соответствии со сведениями ЕГРН, в отношении здания с кадастровым номером 77:08:0007004:1090, какие-либо зарегистрированные права не установлены, правообладатель у недвижимого имущества отсутствует, в связи с чем, оснований для возникновения прав на заключение договора аренды в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации у каких-либо лиц в настоящее время не имеется; оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с положениями ст. 39.16 (ст. 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов) Земельного кодекса Российской Федерации у Департамента не имелось.
Кроме того, судами было установлено, что представленный на регистрацию договор аренды содержит в себе все ограничения, предусмотренные действующим законодательством в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:73915 (в п. п. 4.6, 4.7, 4.8 раздела 4 "Особые условия договора" договора аренды установлены запреты и ограничения, связанные с использованием земельного участка, находящегося в зоне охраны памятников истории и культуры, зоне регулирования застройки с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Москвы, а также использовании земельного участка в соответствии со ст. 65 (ст. 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы") Водного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что у регистрирующего органа (Управление Росреестра по Москве) отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
При этом на основании п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу чего суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции также обязал регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию спорного договора аренды земельного участка.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, исходя из конкретных обстоятельств именно данного дела и полномочий суда кассационной инстанции (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конституционно-правовой смысл данных норм - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О), соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций. Принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, подлежат отклонению, основаны на ином толковании норм права, противоречат материалам дела и представленным доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года по делу N А40-254901/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, исходя из конкретных обстоятельств именно данного дела и полномочий суда кассационной инстанции (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конституционно-правовой смысл данных норм - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О), соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций. Принимая во внимание предмет и основание заявленных требований, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать, что исходя из системного толкования положений действующего законодательства, а также учитывая судебную практику по данному вопросу можно прийти к выводу о том, что суд не вправе выходить за пределы оснований оспариваемого отказа регистрирующего органа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф05-29917/21 по делу N А40-254901/2020