г. Пермь |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А60-47806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Суслов А.А., паспорт, доверенность от 02.07.2021, диплом,
от заинтересованного лица: Хуснутдинова Э.Г., удостоверение, доверенность от 22.12.2020, диплом,
от третьих лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации города Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 мая 2021 года
по делу N А60-47806/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торг-Прайм" (ИНН 6658362314, ОГРН 1106658008566)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
третьи лица: индивидуальный предприниматель Павлов Борис Григорьевич (ИНН 665900820105, ОГРН 305665911002737), индивидуальный предприниматель Данилик Сергей Юрьевич (ИНН 665900413276, ОГРН 304665924300140), общество с ограниченной ответственностью "Инвестсистем" (ИНН 6606026921, ОГРН 1086606000381), Екатеринбургская местная общественная организация инвалидов "Перспектива" (ИНН 6606026921, ОГРН 1086606000381), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области,
о признании недействительными решений по отказу во включении мест размещения нестационарных объектов в Схему размещения нестационарных
торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург",
УСТАНОВИЛ:
Общество "Торг-Прайм" (далее - заявитель, ООО "Торг-Прайм") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, администрация) по отказу во включении мест размещения нестационарных объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным отказ Администрации города Екатеринбурга во включении мест размещения нестационарных объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", изложенный в письме от 20.03.2020 N 29.2-13/002/197. На Администрацию города Екатеринбурга возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Торг-Прайм". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований ООО "Торг-прайм" отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо ссылается на то, что материалами дела подтвержден обоснованный отказ обществу в размещении нестационарного объекта по адресу: ул.Техническая, 62 (место 305), поскольку согласно техническому паспорту сооружения, а также схеме, представленной заявителем, размещение нестационарного торгового объекта предполагается частично на тротуаре, что повлечет сужение его ширины и создаст помехи в движении пешеходов, частично на газоне.
Считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии газона по причине отсутствия бортового камня не соответствуют Правилам благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург". Место, предложенное заявителем, прилегает к тротуару и дороге (расположено между ними), предназначено для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности. Действительно травянистый покров в рассматриваемом месте частично утрачен, однако он утрачен в результате незаконной хозяйственной деятельности, то есть подлежит восстановлению.
Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на то, что место, предложенное заявителем, уже было предметом рассмотрения в Арбитражном суде Свердловской области по делу по делу N А60-50542/2018, по заявлению ЕМООИ "Перспектива" (третье лицо по настоящему делу) об оспаривании отказа Администрации во включении в схему размещения нестационарного объекта торговли, и в удовлетворении заявления отказано, поскольку киоск (12 кв.м.) предполагалось разместить незаконно частично на тротуаре, частично на газоне, при этом право на размещение общество может получить только в результате торгов. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, направил в суд апелляционной инстанции письменный отзыв, согласно которого полагает, что в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации города Екатеринбурга - отказать, решение в обжалуемой части оставить в силе, просит о пересмотре решения по делу полностью.
Третье лицо считает, что судом необоснованно в основу решения положены не подлежащие применению нормативные правовые акты и не относящиеся к делу обстоятельства. Полагает, что применение Администрацией города Екатеринбурга обозначенных выше пунктов Правил благоустройства в целях отказа во включении в Схему размещения НТО необоснованно, поскольку в названном правовом акте речь идет только о противоправном (т.е. не согласованном, запрещенном) повреждении элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, детских и спортивных площадок, инженерных коммуникаций), в том числе с использованием автотранспортных средств, строительной техники. Считает, что на газоне, который либо утратил свою эстетическую ценность, либо потребность в нем у населения ниже, чем в торговом объекте, можно размещать НТО по инициативе заинтересованных лиц. Отмечает, что указанный Администрацией пункт 5.1.1. ГОСТ Р 50597-2017 не запрещает размещение НТО в пешеходных зонах, в том числе на тротуарах, если соблюдаются установленные параметры, обеспечивающие безопасность и комфортность передвижения пешеходов. Считает, что пункты Правила дорожного движения, на которые ссылается Администрация, не запрещают включать в схему размещения НТО.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, представитель заявителя решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, указанным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обществом "Торг-Прайм" направлены в адрес администрации следующие предложения о включении новых мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Схема размещения):
- от 28.12.2019 N 300: киоск, 9 кв. метров, адрес: ул. Билимбаевская 28, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 304: павильон, 33 кв. метра, адрес: ул. Билимбаевская 28, специализация "общественно питание, продукция собственного производства";
- от 28.12.2019 N 305: павильон, 20 кв. метров, адрес: ул. Техническая 62, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 306: павильон, 78 кв., адрес: ул. Билимбаевская 15, специализация "общественное питание";
- от 28.12.2019 N 307: павильон, 25 кв., адрес: Билимбаевская 15, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 308: павильон, 43 кв. м, адрес: ул. Билимбаевская, 15, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 309: павильон, 23 кв. метра, адрес: ул. Техническая 37, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 310: павильон, 19 кв. метра, адрес: ул. Техническая 37, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 311: павильон, 16 кв. метров, адрес: ул. Техническая 37, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 311: павильон, 18 кв. метров, адрес: ул. Техническая 37, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 312: павильон, 37 кв. метров, адрес: ул. Техническая 37, специализация "общественное питание";
- от 28.12.2019 N 313: павильон, 23 кв метров, адрес: ул. Техническая 37, специализация "общественное питание";
- от 28.12.2019 N 314: павильон, 21 кв. метров, адрес: ул. Техническая 37, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 315: павильон, 26 кв.м, адрес: ул. Билимбаевская 15, специализация "продовольственные, непродовольственные товары";
- от 28.12.2019 N 317: павильон, 41 кв. метров, адрес: Билимбаевская 15, специализация "продовольственные, непродовольственные товары".
К каждому из указанных предложений также приложены схемы размещения объектов с указанными в них координатными точками.
Администрацией письмами:
от 20.03.2020 N 29.2-13/001/191 на N 300;
от 20.03.2020 N 29.2-13/001/190 на N 304;
от 20.03.2020 N 29.2-13/001/197 на N 305;
от 20.03.2020 N 29.2-13/001/196 на N 306, 307, 308, 315, 316, 317;
от 20.03.2020 N 29.2-13/001/195 на N 309, 310, 311, 311, 312, 313, 314 приняты отрицательные решения по всем предложениям заявителя.
Общество "Торг-Прайм" обратилось в суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решений Администрации города Екатеринбурга, изложенных в письмах от 20.03.2020 N 29.2-13/001/190, N 29.2-13/001/191, N 29.2-13/001/195, N 29.2-13/001/196, N 29.2-13/001/197, просит обязать администрацию принять предложения о включении 15 новых мест размещения нестационарных торговых объектов и на их основании внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092.
Заявитель указывает на то, что во всех письмах с отказами содержатся лишь сведения о том, что включение в Схему размещения предложенных заявителем мест размещения не соответствует тем или иным нормам законодательства, при этом не разъясняется, каким образом включение таких мест повлечет нарушение норм законодательства, указанных в отказах, направленных письмами администрации.
Отказ в удовлетворении предложения N 300 администрация в письме N 29.2-13/001/191 обосновывает тем, что в действующей Схеме размещения уже присутствует 10 мест размещения нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: ул. Билимбаевская, 28, суммарной площадью 332 кв. метра, а также тем, что включение новых мест размещения в Схему размещения нарушит требования пп. 4 п. 7 Правил благоустройства территории МО город Екатеринбург, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 (далее - Правила благоустройства), так как влечет за собой создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники. Кроме того, по предложенному месту размещения имеется оборудованная парковка для автомобилей посетителей торгового центра, расположенного по указанному в предложении адресу, в связи с чем предложенное место не соответствует требованиям п. 1.2, п. 1.5. Правил дорожного движения РФ утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения Российской Федерации).
Аналогичен по своему содержанию отказ в удовлетворении предложения N 304, направленный письмом N 29.2-13/001/190.
Отказ в удовлетворении предложения N 305, администрация в письме N 29.2-13/001/197 обосновывает тем, что в действующей Схеме размещения уже присутствует 2 места размещения нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: ул. Техническая, 156, а также тем, что включение предложенного места размещения нарушит требования подп. 4 п. 7 Правил благоустройства, п. 15 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утв. Решением ЕГД от 21.12.2019 N 87/34, согласно которому запрещается засорять, уничтожать газоны, цветники, дорожки, водоёмы, осуществлять на территориях, занятых зелеными насаждениями строительство объектов временного или постоянного характера без оформления разрешительных документов.
Отказ в удовлетворении предложений N 306, 307, 308, 315, 316, 317 администрация в письме N 29.2-13/001/196 обосновывает тем, что заявленные места размещения не соответствуют требованиям подп. 3, подп. 4 п. 7 Правил благоустройства, п. 1.2, п. 1.5. Правил дорожного движения РФ, п. 5.1.1. ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", согласно которому проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства.
Отказ в удовлетворении предложений N 309, 310, 311, 311, 312, 313, 314 администрация в письме N 29.2-13/001/195 обосновывают тем, что в действующей Схеме размещения уже присутствует 2 места размещения нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: ул. Техническая 37, суммарной площадью 76 кв. метров, а также тем, что включение предложенных мест размещения в Схему размещения нарушит требования подп. 4 п. 7 Правил благоустройства, п. 1.2, п. 1.5. Правил дорожного движения Российской Федерации.
Судом по результатам рассмотрения искового заявления принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 16 статьи 9 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары (ст. 19 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (п. 3 ст. 17 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов (Приказ Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 16.07.2019 N 290 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Свердловской области на 2019-2021 годы" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов (далее - Приказ МИНАПК).
Согласно указанному документу расчет нормативов минимальной обеспеченности площадями стационарных торговых объектов рассчитывается по количеству кв. метров на 1000 человек.
Нормативы минимальной обеспеченности площадью нестационарных торговых объектов определены для объектов конкретной специализации и рассчитаются по количеству нестационарных объектов на 10000 человек.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона N 381).
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Порядок) утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов.
Пункт 3 Порядка определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится:
1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли;
2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов;
3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов;
6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Включение мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных объектов должно соответствовать целям разработки схемы размещения нестационарных объектов, определенным в статье 10 Федерального закона N 381-ФЗ и в п. 3 Порядка.
Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092. Постановление официально опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" N 207 от 21.12.2018, а также размещено на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети интернет екатеринбург.рф (раздел официально).
Предложения о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов новых мест размещения нестационарных торговых объектов рассматривается комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (положение и состав комиссии утверждены Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.07.2017 N 1356).
Комиссия по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" рассматривает поступившие в Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга предложения заинтересованных лиц о развитии сети нестационарных объектов и принимает решение о включении (об отказе во включении) мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных объектов в соответствии с пунктом 26 Порядка.
Основанием для отказа во включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения, согласно пункту 26 Порядка, является:
1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 Порядка (не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления);
2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу;
3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Как установлено судом первой инстанции, что 28.12.2019 ООО "Торг-Прайм" обратилось в администрацию с предложениями о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга 15 новых мест размещения нестационарных торговых объектов по адресам: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 37 и 62, ул. Билимбаевская, 15 и 28.
Предложения рассмотрены на заседании комиссии, по результатам рассмотрения приняты решения об отказе во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов со ссылкой на пункт 26 Порядка.
Заинтересованное лицо указывает на то, что поскольку некоторые места размещения нестационарных торговых объектов, указанные заявителем, накладываются на фактически существующие нестационарные торговые объекты, места размещения которых включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2019 N 3092, комиссия, в том числе, оценивала возможность включения в схему размещения нестационарных торговых объектов мест, расположенных в непосредственной близости к предложенным заявителем местам.
Предложения от 28.12.2019 N 309, 310, 311, 312, 313, 314 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов - павильонов "Продовольственные, непродовольственные товары" в количестве 7 штук общей площадью 157 кв.м. (павильоны: площадью 23 кв. м., 19 кв. м., 16 кв. м., 18 кв. м., 37 кв. м., 23 кв. м., 21 кв.м.) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 37 рассмотрены на заседании комиссии 11.03.2020, по результатам рассмотрения комиссией принято решение об отказе во включении мест размещения нестационарных торговых объектов на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка (наличие обстоятельств, указанных в п. 16 Порядка).
Пунктом 16 Порядка установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории места размещения нестационарных торговых объектов, указанные заявителем, включают зону тротуара и парковки, прилегающей к торговым объектам, расположенным в зданиях по адресам: г. Екатеринбург, ул. Техническая 37 и 39 (технический паспорт сооружения автомобильная дорога по улице Техническая).
Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения").
Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (пункт 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017).
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", подпунктом 4 пунктом 7 которого установлен запрет на создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, малогабаритных групп населения, специализированной техники (под созданием препятствий на пути следования понимается создание препятствия для участников движения, которое вынуждает изменить направление движения и скорость).
Парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Поскольку парковки являются частью автомобильной дороги, следовательно, на них, как и на автомобильной дороге, не должны находится посторонние предметы, в том числе предметы, не относящиеся к элементам обустройства. Предложенные места размещения не соответствует требованиям п. 1.2, 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Парковка расположена возле зданий торговых объектов по адресам: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 37 и 39, имеющих в общей сложности торговую площадь в размере 5426 кв.м. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2015 N 61/44, наличие парковки является обязательным требованием при размещении торговых объектов (минимальные расчетные показатели обеспеченности стоянками для временного хранения автомобилей вблизи объектов приложения труда, социального и культурно-бытового и иного назначения при уровне индивидуальной автомобилизации 350 автомобилей на 1000 жителей следует принимать в значениях 5 машино-мест на 100 кв.м. торговой площади). Соответственно количество парковочных мест возле указанных торговых объектов должно быть не менее 271 машино-места.
Как установлено судом, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 37 расположена остановка общественного транспорта, в результате остановка транспортных средств (клиентов нестационарных торговых объектов, транспортных средств, осуществляющих разгрузку /погрузку товара) помешает движению общественного транспорта и повлечет нарушение правил дорожного движения.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, включение мест размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 37 не соответствует действующим нормативным правовым актам в сфере организации остановок общественного транспорта, организации парковочного пространства при размещении торговых объектов и целям включения мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, требования заявителя в данной части не подлежит удовлетворению.
Соответствующий правовой подход подтвержден представителем привлеченного к участию в деле Управления ГИБДД в ходе судебного разбирательства.
Предложения от 28.12.2019 N 306, 307, 308, 315, 316, 317 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов - павильона "Общественное питание", площадью 78 кв.м., павильонов "Продовольственные, непродовольственные товары" в количестве 5 штук общей площадью 165 кв.м. (павильоны: площадью 25 кв. м., 43 кв. м., 26 кв. м., 18 кв. м., 30 кв. м., 41 кв. м.) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 15 рассмотрены на заседании комиссии 11.03.2020, по результатам рассмотрения комиссией принято решение об отказе во включении мест размещения нестационарных торговых объектов на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка (наличие обстоятельств, указанных в п. 16 Порядка).
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории места размещения нестационарных торговых объектов, указанные заявителем, включают зону тротуара, газона, парковки, прилегающей к торговым объектам, расположенным в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 15 (технический паспорт сооружения Автомобильная дорога по улице Билимбаевская).
Парковка расположена возле зданий торговых объектов по адресам: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 15 и 17, имеющих в общей сложности торговую площадь в размере 2267 кв.м. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2015 N 61/44, наличие парковки является обязательным требованием при размещении торговых объектов (минимальные расчетные показатели обеспеченности стоянками для временного хранения автомобилей вблизи объектов приложения труда, социального и культурно-бытового и иного назначения при уровне индивидуальной автомобилизации 350 автомобилей на 1000 жителей следует принимать в значениях 5 машино-мест на 100 кв.м. торговой площади). Соответственно количество парковочных мест возле указанных торговых объектов должно быть не менее 113 машино-мест.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, включение мест размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская 15 не соответствует действующим нормативным правовым актам и целям включения мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, требования заявителя в данной части не подлежит удовлетворению.
Предложения от 28.12.2019 N 300 и 304 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов - киоска "Продовольственные, непродовольственные товары площадью 9 кв.м., павильона "Общественное питание", площадью 33 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 28 рассмотрены на заседании комиссии 18.03.2020, по результатам рассмотрения комиссией принято решение об отказе во включении мест размещения нестационарных торговых объектов на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка (наличие обстоятельств, указанных в п. 16 Порядка).
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории место размещения нестационарного торгового объекта (киоска, площадью 9 кв.м.) указанное заявителем, расположено на земельном участке, который включает зону проезда (автомобильной дороги) и парковки.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории место размещения нестационарного торгового объекта (павильона, площадью 33 кв.м.) указанное заявителем, расположено на земельном участке, который включает зону тротуара и парковки.
Таким образом, предложенные места размещения не соответствует требованиям пунктов 1.2, 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
Парковка расположена возле зданий торговых объектов по адресам: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 28 и 28/6, имеющих в общей сложности торговую площадь в размере 2454 кв.м. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2015 N 61/44, наличие парковки является обязательным требованием при размещении торговых объектов (минимальные расчетные показатели обеспеченности стоянками для временного хранения автомобилей вблизи объектов приложения труда, социального и культурно-бытового и иного назначения при уровне индивидуальной автомобилизации 350 автомобилей на 1000 жителей следует принимать в значениях 5 машино-мест на 100 кв.м. торговой площади). Соответственно количество парковочных мест возле указанных торговых объектов должно быть не менее 123 машино-места.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, включение мест размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская 28 не соответствует действующим нормативным правовым актам и целям включения мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, требования заявителя в данной части не подлежит удовлетворению.
При этом, судом правомерно, в целях опровержения доводов заявителя, принята во внимание позиция администрации о том, что, для целей улучшения внешнего вида города, достаточность торговых площадей обеспечивается в приоритете стационарными торговыми объектами и за счет первых этажей зданий. Размещение нестационарных торговых объектов допускается при отсутствии возможности обеспечить соответствующую территорию торговыми площадями указанным способом.
Доводы уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области о том, что вышеуказанные обстоятельства не могли быть учтены судом, подлежат отклонению.
В силу пунктов 36, 37 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила благоустройства основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает собственникам земельных участков использовать земельные участки с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из обстоятельств дела, предусмотренные Правилами благоустройства территории МО "город Екатеринбург" условия не является произвольными, отвечают требованиям соразмерности и разумности проводимых мер по благоустройству, учитывает архитектурно-планировочную организацию территории названных улиц, инженерно-технические требования, исходную разрешительную документацию, обусловлено необходимостью исключения хаотичного расположения нестационарных торговых объектов, негативно влияющего на улучшение санитарного, эстетического состояния, внешнего облика муниципального образования.
Предложение от 28.12.2020 N 305 о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения нестационарного торгового объекта - павильона "Продовольственные, непродовольственные товары" площадью 20 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 62 рассмотрено на заседании комиссии 11.03.2020, по результатам рассмотрения комиссией принято решение об отказе во включении места размещения нестационарного объекта на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка (наличие обстоятельств, указанных в п. 16 Порядка).
Согласно пункту 4 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, газон - это территория, прилегающая к различным видам покрытий и (или) огороженная бортовым камнем, преимущественно с искусственно созданным травянистым покровом, предназначенным для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности. Газоном также признается территория, травянистый покров которой был утрачен в результате хозяйственной деятельности или в силу природных условий.
Согласно подпункту 3 пункта 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" в границах муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается повреждение элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, детских и спортивных площадок, инженерных коммуникаций), в том числе с использованием автотранспортных средств, строительной техники.
Под повреждением элементов и (или) объектов благоустройства понимается умышленное действие, в результате которого изменяются параметры объекта, ухудшаются его эксплуатационные свойства и технические характеристики, предусмотренные проектной документацией и (или) обязательными требованиями.
Согласно пункту 3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 N 87/34, зеленые насаждения - это совокупность древесных, кустарниковых, травянистых, цветочных растений естественного или искусственного происхождения, в том числе газонов, цветников, согласно пункту 15 указанного положения на озелененных территориях запрещается:
-самовольно сносить, повреждать, пересаживать, реконструировать зеленые насаждения, обрезать деревья и кустарники, в том числе сухостойные, больные, аварийные деревья, без оформления соответствующего разрешения в порядке, Правилами;
-засорять, уничтожать газоны, цветники, дорожки и водоемы;
-осуществлять на территориях, занятых зелеными насаждениями, строительство объектов временного или постоянного характера без оформления разрешительных документов.
Согласно позиции Администрации, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории место размещения нестационарного торгового объекта, указанное заявителем, расположено частично на тротуаре и частично на газоне (технический паспорт сооружения Автомобильная дорога по улице Техническая).
Вместе с тем, суд первой инстанции отметил, что в приложенной заявителем схеме указано конкретное место размещения, расположенное, согласно публичной карты Росреестра, на неразграниченных землях, в стороне от пешеходного, велосипедного и иного потока, указанных в подпункте 4 пункта 7 Правил благоустройства, и для установки которого не потребуется ломать элементы благоустройства. Препятствия на путях следования пешеходов, велосипедов, маломобильных групп населения, специализированной техники не создаются.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов, суд установил, что предложенное место размещения торгового объекта бортовым камнем не отгорожено. При отсутствии на предложенном месте зеленых насаждений и ограждения в виде бортового камня не имеется оснований для вывода о возможности повреждения заявителем объекта благоустройства (газона).
В связи с чем, суд признал отказ администрации во включении мест размещения нестационарных объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", изложенный в письме от 20.03.2020 N 29.2-13/002/197 незаконным.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено что по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 62, в предложенном заявителем месте для размещения НПО, киоск расположен частично на газоне (80%), частично на тротуаре (20%), указанные обстоятельства, в том числе подтверждаются планом размещения НТО с указанием мест отведенных под территорию газона.
Кроме того, размещение НТО в данном месте вне границ газона не представляется возможным ввиду близкого расположения тротуара и проезжей части, после установки киоска ширина тротуара для прохода пешеходов составила бы чуть больше 1 м, что создаст очевидные неудобства для пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники (на данное основание для отказа, в том числе указано и в письме Администрации города Екатеринбурга от 20.03.2020 N 29.2-13/001/197).
Выводы суда о том, что спорное место необоснованно отнесено Администрацией к газону, поскольку не имеет травянистого покрова и не отгорожено бортовым камнем, являются ошибочными, поскольку согласно понятию, приведенному в пункте 4 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", газон - это территория, прилегающая к различным видам покрытий и (или) огороженная бортовым камнем, преимущественно с искусственно созданным травянистым покровом, предназначенным для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности. Газоном также признается территория, травянистый покров которой был утрачен в результате хозяйственной деятельности или в силу природных условий.
Поскольку применение сочетания союзов "и (или)" в характеристике газона позволяет использовать либо оба квалифицирующих признака, либо каждый из них по отдельности, следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии газона по причине отсутствия бортового камня не соответствуют Правилам благоустройства.
Кроме того, газоном является территория, предназначенная для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности. Как верно указывает заявитель апелляционной жалобы и подтверждается материалами дела, место, предложенное заявителем, прилегает к тротуару и дороге (расположено между ними), предназначено для размещения зеленых насаждений. Действительно, как следует из фотографий, травянистый покров частично утрачен в результате незаконной хозяйственной деятельности предыдущего собственника, незаконно разместившего на данном месте свой торговый объект. Вместе с тем, данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что данная территория газоном не является и зеленые насаждения не могут быть восстановлены.
Доводы о том, что Правила N 87/34 от 21.12.2010 не содержат безусловного запрета на размещение торгового объекта на территории, подлежат отклонению, поскольку согласно подпункту 3 пункта 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" в границах муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается повреждение газонов.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в рамках рассмотрения судебного дела N А60-50542/2018, по заявлению ЕМООИ "Перспектива" (третье лицо по настоящему делу) об оспаривании отказа Администрации во включении в схему размещения нестационарного объекта торговли, исследовался вопрос о включении мест размещения нестационарного торгового объекта, площадью 12 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, ул. Техническая, 62 - павильон "Продовольственные товары/продукты питания" в Схему размещения нестационарных торговых объектов. Судом подтверждена правомерность отказа Администрации муниципального образования "город Екатеринбург", в связи с тем, что предлагаемое заявителем место размещения объекта согласно схеме предполагалось незаконно разместить частично на тротуаре, частично на газоне.
Более того, по настоящему делу заявитель предполагал размещение павильона размером 20 кв. метров, по адресу: ул. Техническая, 62, что существенно больше нестационарного торгового объекта (12 кв.м.), рассмотренного в рамках судебного дела N А60-50542/2018, что так же однозначно свидетельствует, о законности оспариваемого отказа Администрации.
Кроме того, суд установил, что с 2019года такое место включено в схему со статусом "перспективное", то есть право на размещение нестационарного объекта будет определяться только по результатам торгов.
Иные доводы заявителя по делу, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, отклоняются, как противоречащие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, поскольку суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в указанной части, имеются основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные пунктами 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда следует отменить в части, апелляционную жалобу ответчика удовлетворить, в удовлетворении иска - отказать полностью.
В связи с отказом в удовлетворении иска судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2021 года по делу N А60-47806/2020 отменить в части.
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47806/2020
Истец: АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО ТОРГ-ПРАЙМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: Данилик Сергей Юрьевич, ООО "ИНВЕСТСИСТЕМ", Павлов Борис Григорьевич, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ МЕСТНАЯ ИНВАЛИДОВ "ПЕРСПЕКТИВА"