город Омск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А46-20124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8326/2021) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2021 по делу N А46-20124/2020 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕЗЕРВ" (ИНН 5504152467, ОГРН 1185543002039, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Чкалова дом 37 офис 19) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, обязании направить подписанный договор купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Шеменевой Евгении Валерьевны по доверенности от 30.11.2020 N 12044;
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕЗЕРВ" - Щекотова Дмитрия Дмитриевича по доверенности от 01.09.202.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕЗЕРВ" (далее - заявитель, общество, ООО Фирма "РЕЗЕРВ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным распоряжения от 31.08.2020 N 1310 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также об обязании департамента в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" подписанный уполномоченным органом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.06.2021 по делу N А46-20124/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие в деле доказательств получения разрешения на строительство автозаправочной станции (далее - АЗС) как единого технологического комплекса с указанием спорных линейных объектов.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что право собственности зарегистрировано за обществом только на АЗС, а не на всю совокупность объектов, расположенных на земельном участке
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит автозаправочная станция для заправки легкового автотранспорта, назначение: нежилое здание. Этажность: 1, расположенная по адресу: город Омск, улица 33-я Северная, дом 95, корпус 1, кадастровый номер 55:36:070402:12009.
ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" обратилось в Департамент с заявлением от 02.10.2019 N 22227/СОО о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Департамент по существу не принял решение по заявлению общества.
В этой связи общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме Департамента от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17152 отказа, выразившегося в возвращении заявления ООО "Фирма "Резерв" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также об обязании Департамента рассмотреть по существу заявление общества от 02.10.2019 и принять соответствующее решение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2020 по делу N А46-3016/2020, вступившим в законную силу, требования общества удовлетворены.
Распоряжением от 31.08.2020 N 1310 Департамент отказал обществу в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 общей площадью 1 742 кв. м без проведения торгов, расположенного по адресу: город Омск, улица 33-я Северная, дом 95, корпус 1.
В обоснование отказа Департамент сослался на следующее:
1. В уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2. Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка, относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости, ниже нормативного показателя процента застройки.
Полагая, что распоряжение Департамента от 31.08.2020 N 1310 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 16.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, и включает в себя:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
Предусмотренный законодательством перечень документов необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права заявителем представлен в уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ и уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как указывалось выше, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Департамент в оспариваемом распоряжении указал на то, что в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельных участков в собственность без торгов. Кроме того, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Процент застройки испрашиваемого земельного участка, относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости, ниже нормативного показателя процента застройки.
Так, решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" предусмотрен максимальный и (или) минимальный процент застройки в отношении земельных участков под объектами капитального строительства.
Согласно Правилам земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:3389 расположен в территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1).
Для указанной территориальной зоны в соответствии с таблицей пункта 1 статьи 45 Правил минимальный процент застройки в границах земельного участка для размещения объектов строительной промышленности составляет 25%.
Согласно расчету Департамента, произведенному исходя из площади объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, (здания операторной площадью 31,9 кв.м), площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389, процент застройки указанного участка составил 2%.
В этой связи Департамент пришел к выводу о том, что процент застройки участка относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки, установленного Правилами.
Вместе с тем указанный вывод Департамента является ошибочным, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2017 по делу N А46-16462/2017 с участием Общества и Департамента установлено, что АЗС для заправки легкового автотранспорта, принадлежащая обществу на праве собственности, является производственно-технологическим комплексом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.
Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопро воды и другие линейные объекты).
В рассматриваемом случае согласно заключению кадастрового инженера индивидуального предпринимателя Шумилина В.В. от 16.04.2021 принадлежащая обществу на праве собственности АЗС для заправки легкового транспорта представляет собой производственно-технологический комплекс, включая: канализацию, наружное освещение, трубопровод технологический, благоустройство территории.
В соответствии с заключением ООО "НефтеТехПроект" от 25.05.2021 N 0521-16/ТО АЗС для заправки легкового транспорта состоит из следующих элементов: здания операторной; навеса над топливораздаточными колонками жидкого моторного топлива; участка ЖМТ, состоящего из: резервуаров РГС горизонтальных стальных подземных; резервуара для сбора аварийных проливов; выгреба; раздаточного островка с топливораздаточными колонками.
Таким образом, как верно отмечено суд первой инстанции, площадь застройки испрашиваемого земельного участка не может определяться исключительно площадью его застройки зданием операторной (основное строение) площадью 31,9 кв.м, поскольку на участке расположены и иные строения (сооружения), входящие в состав производственно-технологического комплекса АЗС.
В соответствии с представленным заявителем заключением ООО Техническое проектное предприятие "АВТОМАТИКА" от 05.12.2019 вся площадь 1 742 кв. м земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 необходима для эксплуатации АЗС для заправки легкового и грузового транспорта, расположенной по адресу: город Омск, улица 33-я Северная, дом 95, корпус 1.
Доказательств возможного использования земельного участка меньшей площади для эксплуатации принадлежащей заявителю АЗС департаментом в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что испрашиваемая заявителем площадь земельного участка несоразмерна площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
Согласно заключению ООО "НефтеТехПроект" от 25.05.2021 N 0521-16/ТО площадь застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 элементами АЗС составляет 63,39%, что соответствует нормативам, установленным Правилами. Для безопасной эксплуатации автозаправочной станции необходима вся занимаемая площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:3389 сформирован в существующих границах и соответствующей площади 1 742 кв. м поставлен на учет в ЕГРН 24.12.2009 и на протяжении всего времени на участке располагается АЗС, как единый недвижимый комплекс, который используется обществом в неизменном состоянии.
Кроме того, ранее между Департаментом и ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" уже заключался договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 от 20.04.2017 N Д-Ц-14-156, что позволяет прийти к выводу о том, что стороны полагали вышеуказанную площадь земельного участка необходимой и достаточной для эксплуатации автозаправочной станции, расположенной на данном участке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что фактически процент застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:3389 соответствует нормативному показателю процента застройки, установленному для территориальной зоны, в границах которой расположен указанный участок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент оспариваемым распоряжением от 31.08.2020 N 1310 неправомерно отказал заявителю в предоставления в собственность указанного земельного участка,
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2021 по делу N А46-20124/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20124/2020
Истец: ООО "ФИРМА "РЕЗЕРВ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска