г. Челябинск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А07-24263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 по делу N А07-24263/2020.
В судебном заседании приняли участие представитель:
заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" - Багач Вадим Николаевич (доверенность от 14.10.2019 сроком действия три года, диплом, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (далее - ООО "ЧМНУ "СЭММ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными незаконным отказа Управления в государственной регистрации прав, выраженный в Уведомлении N 74/001/495/2020-3560/1 от 23.09.2020, об обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" к обществу с ограниченной ответственностью Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 квадратных метров, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Элеваторная, д. 51, этажность - 2, год завершения строительства - 1971, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:56:040302:74.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 (резолютивная часть от 19.05.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает неправомерным вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств того, что правопредшественник АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" являлся собственником спорного объекта недвижимости, поскольку обществом представлен перечень правоустанавливающих документов на нежилое здание, которыми подтверждается учет по состоянию на 01.01.1989 объекта - нежилого здания за арендным предприятием "Трест "Спецэлеватормельмонтаж" (Челябинское МНУ) и его включение в план приватизации АООТ "Спецэлеватормельмонтаж". Ссылаясь на части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", полагает, что у АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" возникло право собственности на построенное им хозяйственным способом и введенное в эксплуатацию в 1971 году нежилое здание, следовательно, право собственности у передающей стороны возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и на основании документов о приватизации предприятия с 1993 года. Указывает, что акт от 30.04.2001 является документом, содержащим направленное на переход права собственности волеизъявление как передающей стороны - АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (отчуждателя), так и приобретателя - ОАО "ЧМНУ "СЭММ" соответствующего недвижимого имущества, в том числе и объекта с инв. N 47 - здания конторы управления, а право собственности АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на нежилое здание является ранее возникшим и действительно в отсутствие государственной регистрации. По мнению апеллянта, поскольку передача имущества от АООТ "Спецэлеватормельмонтаж", учредителя ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" (с долей участия на момент передачи - более 50%) к дочернему обществу, является сделкой по отчуждению имущества, наряду с иной сделкой - договором купли-продажи, то в данном случае разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" являются относимыми к спорным правоотношениям. Указывая на несоответствие представленного технического плана требованиям пункта 20 Приказа N 953, суд не принял во внимание тот факт, что спорное здание было введено в эксплуатацию передающей стороной (ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" в 1971 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят в 2004 году Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ, ввиду чего перечисленные в статьях 51-55 ГрК РФ требования к создаваемым после указанной даты объектам недвижимости как то, строительство на основании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод не могут предъявляться к нежилому зданию заявителя, что свидетельствует о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, по основаниям указанным в уведомлении от 23.09.2020 года. Указывает, что обращение общества "ЧМНУ "СЭММ" за судебной защитой, по сути и по существу, направлено на государственную регистрацию права собственности на приобретенное спорное здание, что свидетельствует об очевидности преследуемого заявителем материально-правового интереса.
Управлением представлен отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, единого государственного реестра юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью Челябинское монтажноналадочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (сокращенное наименование - ООО "ЧМНУ "СЭММ") (ОГРН 1117448007797, ИНН 7448141092) является правопреемником Открытого акционерного общества "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (ОАО "ЧМНУ "СЭММ") (ОГРН 1027402537381, ИНН 7448031364) созданным путем реорганизации в форме преобразования.
Общество "ЧМНУ "СЭММ" было учреждено решением двух учредителей: АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" ИНН 7702059054 (99% уставного капитала) и физического лица Кравченко Николая Дмитриевича (1% уставного капитала), что подтверждается протоколом N 1 учредительного собрания ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 08.09. N 1562-р арендное предприятие "Трест "Спецэлеватормельмонтаж" было преобразовано в Акционерное общество открытого типа "Спецэлеватормельмонтаж" (АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" - свидетельство о государственной регистрации предприятия N 284.4334 от 10.03.1993, зарегистрированного Московской регистрационной палатой).
В соответствии со статьей 5 Устава АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (утв. Собранием учредителей от 22.01.1993, зарегистрирован 10.03.1993 г., Московской регистрационной палатой) вкладом Госкомимущества в уставной капитал являлось государственное имущество, находящееся на аренде у трудового коллектива Арендного предприятия "Трест "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 01.01.1989.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по стоянию на 01.01.1989 арендного предприятия "Трест "Спецэлеватормельмонтаж", государственное имущество - объект "Здание конторы г. Стерлитамак, Башк. АССР, ул. Элеваторная, 92", год ввода в эксплуатацию - 1971, первоначальной балансовой стоимостью - 25,800 тыс. руб., учтен в составе арендованного государственного имущества за Челябинским МНУ.
В соответствии с "Планом приватизации вклада государства в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Спецэлеватормельмонтаж" (согласован собранием учредителей от 20.01.1993 и утв. Зам. Председателя Госкомимущества РФ) Челябинское МНУ учтено как структурное подразделение АООТ без права юридического лица (стр. 2 Плана приватизации АООТ).
Обществом "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс дочернего общества - ОАО "ЧМНУ "СЭММ" в целях обеспечения уставной деятельности было передано имущество, составляющее основные фонды, в соответствии с протоколом заседания Совета директоров АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; протоколом N 1 учредительного собрания ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; дополнением от 09.02.2001 года к протоколу N 1 учредительного собрания ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; актом приема-передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; дополнением от 09,02.2001 года к акту приема-передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001; приказом N 13 от 30.04.2001 Генерального директора АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" "о передаче имущества, принадлежащего Челябинскому монтажно-наладочному управлению АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс дочернего ОАО "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"; актом от 30.04.2001 "передачи имущества на баланс ОАО Челябинского ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж"; разделительным бухгалтерским балансом на 01.05.2001 ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" (филиал АООТ); перечнем основных фондов к разделительному балансу ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 01.05.2001.
В составе имущества переданного учредителем - АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" на баланс созданного ОАО "ЧМНУ "СЭММ" по акту передачи имущества от 30.04.2001 и "перечню основных средств к разделительному балансу" было передано "Здание конторы управления инв. N 47, дата 1971 г".
Акт передачи имущества от 30.04.2001 составлен передающей и принимающей сторонами в отношении имущества передаваемого "для обеспечения уставной деятельности созданного дочернего Общества ОАО ЧМНУ "СЭММ" и подписан уполномоченными представителями сторон.
Согласно инвентарной карточке N 21, объект инв. N 47 - "здание конторы г. Стерлитамак кирпичное", дата ввода в эксплуатацию - 1971 год, первоначальной стоимостью 25 800 руб., был учтен на балансе "МНУ СЭММ" в качестве основного средства.
Согласно перечню "основные фонды Челябинского МНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" по состоянию на 1 января 1997 г", объект АБК инв. N 47, дата ввода 1971 был учтен в составе ОС "Здания" ЧМНУ АООТ "Спецэлеватормельмонтаж".
Расшифровкой основных средств ОАО "ЧМНУ "СЭММ" на 01.09.2011 года подтверждается нахождение "Здание конторы г. Стерлитамак по ул. Элеваторная, 9, инв. N 47" на балансе реорганизуемого акционерного общества.
Общество "ЧМНУ "СЭММ" обратилось в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 квадратных метров, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Элеваторная, д. 51, этажность - 2, год завершения строительства - 1971, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:56:040302:74.
23.06.2020 письмом N 74/001/495/2020-3560 Управление уведомило общество о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, в связи с непредставлением технического плана подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
28.07.2020 общество представило в регистрирующий орган заявление и документы (в том числе, повторно - технический план на нежилое здание) для устранения причин приостановления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
31.07.2020 уведомлением N 74-0-1 -275/3136/2020-958/2 Управление сообщило заявителю о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении нежилого здания, с указанием на несоответствие представленного технического плана п. 20 Требований 953 Приказа и рекомендацией внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимого имущества в соответствии со ст. 69 Закона.
22.08.2020 ООО "ЧМНУ "СЭММ" обратилось в Управление с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
02.09.2020 уведомлением N КУВД-001/2020-12432424/1 обществу отказано в осуществлении кадастрового учета на основании отсутствия в представленных или поступивших документах сведений, позволяющих считать такой объект недвижимости ранее учтенным.
23.09.2020 уведомлением N 74/001/495/2020-3560/1 Управление отказало заявителю в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) N 02-02/117- 74/001/495/2020-3560 (документы на который (которые) были предоставлены вместе с заявлением от 17.06.2020), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Представленный технический план не соответствует п. 20 Требований 953 Приказа.
Полагая отказ Управления в совершение регистрационных действий незаконным, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств того, что правопредшественник АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" являлся собственником спорного объекта недвижимости до правопреемства. Суд также пришел к выводу о том, что представленный технический план не соответствует пункту 20 Требований Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а материально-правовая направленность заявления ООО "ЧМНУ "СЭММ" по существу сводится к установлению факта наличия у заявителя прав на имущество и установление оснований для приобретения права собственности на это имущество.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 и части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 209, частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам-правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после завершения реорганизации.
Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что при обращении общества в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, наименование - здание конторы управления, площадью 384,4 квадратных метров, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Элеваторная, д. 51, заявитель в качестве правоустанавливающих документов представил технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 17.06.2020 N б/н, письмо от 24.03.2020, расшифровка основных средств от 01.09.2011, Основные фонды Челябинского МНУ АООТ от 01.01.1997, протокол заседания от 09.02.2001, протокол от 09.02.2001 N1, дополнение к протоколу от 09.02.2001, акт передачи имущества от 30.04.2001, бухгалтерский баланс от 01.05.2001, перечень основных средств от 01.05.2001, письмо от 11.02.2020, документы по приватизации предприятия от 29.12.1993, акт оценки от 17.06.2020, инвентарная карточка от 17.06.2020, дополнение к Акту передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажноналадочное управление Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001 Nб/н, акт передачи имущества в уставный капитал ОАО "Челябинское монтажноналадочное управление Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001 Nб/н, приказ от 30.04.2001 N13, заключение от 18.06.2020.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП (пункт 12 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, возникновение права собственности на недвижимое имущество закон связывает с моментом его государственной регистрации.
Исходя из разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в пункте 59 постановления N 10/22 от 29.04.2010, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Между тем, как следует из материалов дела, истец является правопреемником открытого акционерного общества "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж" (ОАО "ЧМНУ "СЭММ"), учрежденным решением двух учредителей: АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" ИНН 7702059054 (99% уставного капитала) и физического лица Кравченко Николая Дмитриевича (1% уставного капитала), что подтверждается протоколом N 1 учредительного собрания ОАО ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 09.02.2001.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ОАО "ЧМНУ "СЭММ" создано 16.07.2002 и прекращено путем реорганизации в форме преобразования 30.09.2011, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу чего убеждения апеллянта о том, что право собственности на спорное здание является ранее возникшим, основано на неверном толковании норм материального права и подлежит отклонению апелляционным судом.
Таким образом, право собственности на спорное имущество у ОАО "ЧМНУ "СЭММ", а затем и у ООО "ЧМНУ "СЭММ" могло возникнуть только с момента его регистрации.
Однако за указанными юридическими лицами спорный объект недвижимости зарегистрирован не был.
Судом первой инстанции, среди прочего, правомерно установлено, что АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" не являлось собственником спорного объекта недвижимости.
Представленные обществом инвентарная карточка учета основных средств N 21, в отрыве от установленных законом правовых оснований возникновения права собственности, не может подтверждать наличие такого права, и как обоснованно указано судом первой инстанции, не носит правообразующего характера.
Таким образом, доказательства возникновения по основаниям, установленным законом, права собственности АООТ "Спецэлеватормельмонтаж" и ОАО "ЧМНУ "СЭММ" на заявленное к регистрации имущество, истцом не представлены.
Доводы апеллянта о том, что спорное здание было введено в эксплуатацию передающей стороной (ОАО "Спецэлеватормельмонтаж" в 1971 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят в 2004 году Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ, ввиду чего перечисленные в статьях 51-55 ГрК РФ требования к создаваемым после указанной даты объектам недвижимости как то, строительство на основании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод не могут предъявляться к нежилому зданию заявителя, отклоняются апелляционным судом, поскольку истцом в качестве правоустанавливающего документа в целях осуществления государственного кадастрового учета здания заявителем представлен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 17.06.2020, получивший правомерную оценку суда первой инстанции на соответствие Требованиям к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пунктом 20 приложения N 2 названных требований, сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота.
Оценив представленные в материалы дела приложению N 1 к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1989 с указанием площади объекта 162 кв.м, акт передачи имущества на баланс ОАО Челябинского ЧМНУ "Спецэлеватормельмонтаж" от 30.04.2001 без указания площади и адреса объекта недвижимости, а также указанную в заявлении о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости нежилое здание конторы управления, площадью 384,4 кв.м, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что представленный регистрирующему органу технический план здания по содержанию не соответствует требованиям пункта 2 "Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений" к Приказу N 953.
Доводы апеллянта о том, что обращение общества "ЧМНУ "СЭММ" за судебной защитой, по сути и по существу, направлено на государственную регистрацию права собственности на приобретенное спорное здание, что свидетельствует об очевидности преследуемого заявителем материально-правового интереса, отклоняются апелляционным судом ввиду отсутствия доказательств принятия обществом мер по государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание.
Поскольку незаконность действий регистрирующего органа заявителем в порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана, в удовлетворении требований отказано обоснованно.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при недоказанности правовых оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2021 по делу N А07-24263/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинское монтажно-наладочное управление "Спецэлеватормельмонтаж"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24263/2020
Истец: ООО ЧЕЛЯБИНСКОЕ МОНТАЖНО-НАЛАДОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦЭЛЕВАТОРМЕЛЬМОНТАЖ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН