г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-20758/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" - Ильчук А.В. представитель по доверенности от 18.03.2021 года,
от административного органа по делу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 по делу N А41-20758/21 по заявлению ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2021 N 5075210260013460004, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество, являясь резидентом Российской Федерации на основании платежной ведомости от 13.05.2019 N 26 за расчетный период с 01.04.2019 г. по 30.04.2019 г. из кассы произвело выплату заработной платы сотрудникам-нерезидентам Российской Федерации, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках на общую сумму 261 183 рублей 77 копеек.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 17.02.2021 N 5075210260013460002.
Для составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества вызывался путем направления Уведомления от 26.01.2021 N 5075210260013460001, полученным по ТКС 26.01.2021 г.
Постановлением о назначении административного наказания от 01.03.2021 N 5075210260013460004 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 195 887 рублей 83 копеек.
На рассмотрение административного дела общество вызывалось путем направления по телекоммуникационному каналу связи Определения от 17.02.2021 г., полученного обществом 18.02.2021 г.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ обществу вменяется осуществление операции по перечислению денежных средств нерезидентам Российской Федерации на счета в банках, открытых за пределами Российской Федерации, минуя счета в уполномоченном банке.
В силу статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
С учетом изложенного, заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Операция выплате заработной платы физическим лицам-нерезидентам не входит в перечень разрешенных случаев, указанный в статье 12 Закона о валютном регулировании.
В настоящем случае, денежные средства от резидента были переведены не на счет, открытый в уполномоченном банке, а выданы в наличной форме, что является недопустимым.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Субъектами правонарушения могут являться юридические лица, являющиеся резидентами, на которых возложена обязанность по представлению документов о валютных операциях, связанные с движением средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность обеспечить получение денежных средств на счет в уполномоченном банке, соответствующих мер не предпринял, чем нарушил часть 2 статьи 14 Закон о валютном регулировании.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства не представлено.
Согласно Дополнения к отзыву от 31.05.2021 N 03-20/02502-1346 расчетные счета в АО "Альфа-Банк", АО Коммерческий банк "Ланта-Банк", ПАО "Промсвязьбанк", АО "Тинькофф Банк" были открыты у иных иностранных граждан - Ашурова З., Исмонкулзода П.Ч., Маллаева А.П., Нуроншои С., Расулова Ф.С., Салохудинова А.Б.
Трудовые договоры от 19.04.2019 N 79, от 19.04.2019 N 74 заключены с Ашуровым З., Маллаевым А.П. 19 апреля 2019 года, выплата заработной платы произведена наличными денежными средствами 13.05.2021 г., а Реестр на открытие счетов и выпуск карт N 11 направлен лишь 21.06.2019 г., т.е. спустя 2 месяца.
Как пояснил представитель общества в судебном заседании от 29.06.2021 г., Трудовой договор от 08.11.2018 N 36 заключен с Исмонкулзодом П.Ч. в ноябре 2018 года, с гражданами Нуроншои С., Расулова Ф.С., Салохудинова А.Б. в период с октября 2018 года по декабрь 2018 года, а Реестр на открытие счетов и выпуск карт направлен лишь в марте 2019 года.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02 декабря 2020 года по делу N А41-19430/20, Определениях Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2020 N 304-ЭС20-17428, от 13.01.2021 N 307-ЭС20-21084.
Согласно части 5 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается Федеральным законом или трудовым договором.
В соответствии с абзацем пятым статьи 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам помимо статьи 136 ТК РФ предусмотрены также Законом о валютном регулировании.
Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закон о валютном регулировании и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, необходимость привлечения к труду работников, не являющихся резидентами Российской Федерации, не могла явиться основанием для нарушения требований валютного законодательства.
С целью не допустить нарушения миграционного законодательства Российской Федерации юридическое лицо заключает трудовые договоры только с лицами, получившими патент, что в данном случае работодателем не рассматривается как нарушение Трудового кодекса Российской Федерации, ограничение трудовых прав нерезидентов, в связи с чем, оформление работникам счетов в уполномоченных банках для выплаты заработной платы также не может считаться каким-либо ограничением прав участников трудовых правоотношений.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя из буквального толкования объективной стороны вменяемого правонарушения для квалификации совершенного деяния по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ не имеет значение наличие или отсутствие счетов в уполномоченных банках, поскольку денежные средства, причитающиеся в качестве заработной платы иностранным гражданам, в любом случае, подлежали выплате на счета, открытые им или ими в уполномоченных банках.
В настоящем случае с учетом разъяснений в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" невозможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
В рассматриваемом деле общество привлечено к административной ответственности за нарушение порядка выплаты заработной платы сотрудникам нерезидентам Российской Федерации, на счета в уполномоченных банках за пределами территории Российской Федерации, что необходимо для осуществления надлежащего контроля за движением денежных средств.
Существенная угроза вменяемого административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении общества как участника внешнеэкономической деятельности к возложенным на него публичным обязанностям, выполнение которых направлено на защиту прав государства в указанной сфере правоотношений.
Ввиду вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно указал, что основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ за вменяемое правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа в размере от в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Согласно постановлению от 01.03.2021 N 5075210260013460004 в ходе рассмотрения административного дела налоговым органом обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, в связи с чем, административный штраф назначен налоговым органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в размере трех четвертых от суммы 261 183 рублей 77 копеек - 195 887 рублей 83 копеек.
Несмотря на то, что юридическое лицо отнесено к категории малых предприятий, возможность назначить административное наказание в виде предупреждения отсутствовала, поскольку в ходе проверок налоговым органом выявлено неоднократное нарушение норм действующего законодательства в течение длительного периода времени, а вменяемое правонарушение создавало угрозу экономической безопасности государства (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Кроме того, заявление общества об отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на него не может быть удовлетворено ввиду пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Пропуск срока на обжалование постановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку нарушенное материальное право по истечении процессуальных сроков не подлежит восстановлению в суде.
В силу части 2 статьи 208 АПК РФ и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии решения лицом, привлеченным к административной ответственности. При этом в случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении, получена заявителем 02.03.2021 г.
Следовательно, срок на обжалование постановления заканчивался 17.03.2021 г.
С настоящим заявлением общество обратилось в Арбитражный суд Московской области через систему "Мой Арбитр" только 18.03.2021 г., т.е. с пропуском срока на обжалование.
При подаче заявления обществом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, однако нахождение генерального директора на момент получения копии постановления в командировке не может быть отнесено к уважительным причинам для пропуска срока на подачу жалобы, поскольку на момент его отсутствия в организации может быть оставлен исполняющий обязанности руководителя, возможность подачи заявления имеется посредством электронных средств связи через "Мой Арбитр", что и было сделано 18.03.2021 г. организацией.
Пропуск срока на обжалование постановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку нарушенное материальное право по истечении процессуальных сроков не подлежит восстановлению в суде.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания незаконным оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2021 по делу N А41-20758/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20758/2021
Истец: ООО "ДОРХАН 21 ВЕК - МОЖАЙСК"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ