г. Киров |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А82-4051/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области:
представителя заявителя - Лисициной О.П., действующей на основании доверенности от 06.04.2021;
представителя ответчика - Волченко В.А., действующего на основании доверенности от 17.02.2021;
представителя Департамента градостроительства мэрии города Ярославля - Светиковой И.В., действующей на основании доверенности от 01.03.2019;
представителя мэрии города Ярославля - Хитровой А.Н., действующей на основании доверенности от 14.01.2019
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента градостроительства мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021 по делу N А82-4051/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунары" (ОГРН 1157604003336, ИНН 7604275794)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ОГРН 1027600684100, ИНН 7601000992)
с участием в деле третьих лиц: Департамента градостроительства Мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля,
о признании незаконным приказа, об обязании подготовить проект постановления о предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунары" (далее - заявитель, Общество, ООО "Коммунары") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет, КУМИ мэрии г.Ярославля) о признании незаконным приказа от 09.03.2021 N 884 "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе", и об обязании подготовить проект постановления о предоставлении земельного участка, направить проект постановления в мэрию г. Ярославля, доказательства направления предоставить ООО "Коммунары".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства мэрии города Ярославля (далее - Департамент), мэрия города Ярославля.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021 заявленные требования удовлетворены: суд первой инстанции признал недействительным приказ Комитета от 09.03.2021 N 884 и обязал в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект постановления о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 и направить его в мэрию г. Ярославля.
Не согласившись с принятым судебным актом, мэрия г.Ярославля, Департамент и Комитет обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Мэрия г. Ярославля в апелляционной жалобе указала, что одним из оснований отказа в предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка явилось то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации). Из апелляционной жалобы следует, что для размещения на земельном участке с кадастровым номером 76:23:010911:118 трансформаторной подстанции в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка не требуется. Также мэрия г. Ярославля отмечает, что пунктом 4.3 договора N 41 предусмотрено предоставление земельного участка не в собственность, а в аренду. Относительно второго основания для вынесения оспариваемого приказа мэрия г. Ярославля указала, что ООО "Коммунары" не является лицом, имеющим право без торгов претендовать на предоставление земельного участка по основанию, указанному в пункте 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку Общество не выполнило обязательства по договору N 41 в части расселения квартир N 4 и 9 в доме N 1 по пер. Коммунаров в г. Ярославль. Мэрия г. Ярославля не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель предпринял действия по исполнению обязательств путем внесения денежных средств в счет выкупной стоимости в размере рыночной оценки, проведенной в 2016 году, поскольку указанный вывод противоречит нормам жилищного законодательства. Оценка выкупной стоимости оспаривалась собственниками жилых помещений; решениями Дзержинского районного суда от 05.07.2017 по делу N 2-1304/2017 и от 22.06.2017 по делу N 2-1314/2017 определен способ изъятия аварийных помещений в доме в натуральной форме - путем предоставления благоустроенных жилых помещений. Несмотря на принятые судебные акты ООО "Коммунары", являясь участником вышеуказанных споров, в 2018 году перечислило на депозит нотариуса денежные средства в размере, установленном отчетом об оценке 2016 года. Также мэрия г. Ярославля не согласна с указанным в решении суда способом защиты прав.
Комитет полагает, что требования Общества подготовить проект постановления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 и направить в мэрию г. Ярославля удовлетворены безосновательно, ввиду отсутствия правовых и фактических оснований для их удовлетворения, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления. КУМИ мэрии г. Ярославля также указал, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 для использования под трансформаторную подстанцию на заявленном виде прав не допускается. Комитет указывает, что он, оценив действия ООО "Коммунары" по перечислению денежных средств на депозит нотариуса в 2018 году на основании оценки ООО "Метро-оценка", сделал вывод о том, что отчет применяться не мог, так как он был оспорен гражданами и у них изъяли квартиры путем предоставления новых квартир, о чем Общество знало, т.к. участвовало в судебных процессах по делам в Дзержинском районном суде г. Ярославля.
Департамент в апелляционной жалобе указал, что принятие отрицательного решения по заявлению о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции Комитета, однако, положительное решение о предоставлении земельного участка принимается мэрией г. Ярославля. Также в апелляционной жалобе отмечено, что получение разрешения на строительство планируемых подстанций с учетом их класса напряжения (6 кВ) не требуется, следовательно, такие объекты могут быть размещены на земельном участке в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Департамент указывает, что трансформаторная подстанция, планируемая к размещению на земельном участке с кадастровым номером 76:23:010911:118, предназначена для обеспечения электроснабжения многоквартирных домов, земельные участки для строительства которых еще не предоставлены, следовательно, необходимость в спорном земельном участке у Общества отсутствует.
ООО "Коммунары" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами апелляционных жалоб, опровергло их и просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 14.07.2021, 21.07.2021, 22.07.2021 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.07.2021, 22.07.2021, 23.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон, третьих лиц поддержали занятые ими по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.07.2014 мэрией города Ярославля издано постановление N 1891 "О развитии застроенной территории в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе города Ярославля".
17.02.2015 в соответствии со статьями 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса РФ и указанным постановлением мэрии города Ярославля принято постановление мэрии города Ярославля от N 276 "О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, расположенной в Дзержинском районе города Ярославля, площадью 28116 кв.м, в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе".
Указанным постановлением утверждены условия торгов по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории.
25.03.2015 на основании вышеуказанных постановлений мэрии города Ярославля Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля проведен аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе города Ярославля, победителем которого было признано ООО "Коммунары".
14.04.2015 в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и протоколом о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории от 25.03.2015 N 2 между мэрией города Ярославля в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (Мэрия) и ООО "Коммунары" (Исполнитель) заключен Договор о развитии застроенной территории N 41 (далее - договор N 41).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 договора N 41 его предметом является обязательства Исполнителя в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории, расположенной в Дзержинском районе города Ярославля, площадью 28 116 кв.м, в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе (далее - Территория), а Мэрия обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств.
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 договора N 41 Исполнитель обязался разработать проект планировки территории, в том числе проект межевания территории.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 договора N 41 ООО "Коммунары" обязано создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в многоквартирном доме N1 по пер. Коммунаров до 30.09.2016.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 договора N 41 ООО "Коммунары" обязано уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления мэрии города Ярославля жилые помещения, находящиеся в частной собственности, в многоквартирных домах, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 Договора, и земельные участки, на которых расположены эти дома, либо по соглашению с собственниками таких помещений предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену:
- в доме N 1а по переулку Коммунаров до 30.09.2015;
- в доме N 1 по переулку Коммунаров до 30.09.2016.
В соответствии с подпунктами 7.1, 7.2 договора N 41 установлена потребность в жилых помещениях для исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного подпунктами 3.2, 3.3 пункта 3 договора, определенная на основании требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно подпункту 4.3 договора N 41 после выполнения обязательства, предусмотренного подпунктом 3.1 пункта 3 Договора, по мере выполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.2 и 3.3 пункта 3 Договора - мэрия обязуется предоставить ООО "Коммунары" без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством земельные участки, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления и которые не предоставлены в пользование и (или) владение гражданам и юридическим лицам, в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с приложением необходимых документов.
Письмом от 12.08.2016 N 3134 Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля уточнил общую площадь жилых помещений, подлежащих расселению в домах 1, 1а по пер. Коммунаров. Общая площадь жилых помещений составила 638,1 кв. м:
- 340,3 кв.м - общая площадь жилых помещений в д. 1а по пер. Коммунаров,
- 297,8 кв.м - общая площадь жилых помещений в д. 1 по пер. Коммунаров.
Разработанный истцом проект планировки территории утвержден мэрией г. Ярославля, и предполагает образование 4 участков для строительства многоквартирных домов, 2 участков для строительства трансформаторных подстанций.
10.08.2016 для исполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.3 пункта 3 договора N 41 Комитетом с ООО "Метро-оценка" заключен муниципальный контракт N 31/е-2016 на оказание услуг по определению размера возмещения за жилое помещение. По результатам оказанной услуги ООО "Метро-оценка" представлены отчеты N 1-11/08/16-4, N 2-11/08/16-4 от 11.08.2016 "Об определении выкупной стоимости объектов оценки", согласно которым выкупная стоимость квартир NN 4 и 9 составила 316 000,00 рублей и 313 000,0 рублей соответственно.
12.09.2016 постановлением мэрии города Ярославля N 1407 в собственность ООО "Коммунары" бесплатно предоставлен земельный участок площадью 7 179 кв.м, расположенный в границах территории, подлежащей развитию.
31.05.2017 постановлением мэрии города Ярославля N 758 в собственность бесплатно ООО "Коммунары" предоставлен земельный участок площадью 5 565 кв.м, расположенный в границах территории, подлежащей развитию.
Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 09.03.2021 N 884 заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадь 100 кв.м, с кадастровым номером 76:23:010911:118, имеющего разрешенное использование "трансформаторная подстанция" в связи с тем, что до настоящего времени не расселены квартиры NN 4 и 9 в доме N 1 по переулку Коммунаров, договор N 41 в указанной части Обществом не исполнен.
Полагая, что приказ Комитета от 09.03.2021 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из наличия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого приказа ответчика недействительным. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязал ответчика в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект постановления о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 и направить его в мэрию г. Ярославля.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, третьих лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Предметом спора по настоящему делу является приказ Комитета от 09.03.2021 N 884 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе, в собственность. Данный приказ оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имеющих место на момент его вынесения.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности и необоснованности оспариваемого заявителем приказа ответчика на основании следующего.
Согласно части 7 статьи 46.1 ГрК РФ (здесь и далее в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории N 41) развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 ГрК РФ.
В силу статьи 46.2 ГрК РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 1).
В части 3 названной нормы определены существенные условия договора о развитии застроенной территории, к числу которых, среди прочих, отнесены обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (пункт 4); обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома (пункт 5); обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части (пункт 9).
В силу части 8 статьи 46.1 ГрК РФ предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
На основании пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ (здесь и далее в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории N 41) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В статье 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, в частности, предоставление земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор (подпункт 1).
Общий порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статьи 39.14 ЗК РФ.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. По смыслу названной нормы предоставление в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании соответствующего заявления заинтересованного лица, требования к такому заявлению установлены в пунктах 1, 2 статьи 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ. При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
По смыслу норм статьи 39.17 ЗК РФ при рассмотрении заявлений о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов уполномоченный орган обязан не только проверить формальное наличие представленных заявителем документов, но и провести проверку возможности (допустимости) такого предоставления земельного участка на испрашиваемом заявителем основании.
Подпункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ в качестве основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывает на недопустимость предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Как следует из материалов дела, ООО "Коммунары" 20.12.2019 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов, оно подано на основании подпункта 1 статьи 39.5 ЗК РФ ввиду того, что данный земельный участок образован в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, а Общество является лицом, с которым заключен этот договор и которое исполнило его условия, порождающие у уполномоченного органа обязанность предоставить земельный участок в собственность.
Существование между сторонами отношений, основанных на договоре о развитии застроенной территории, подтверждено материалами дела.
Приказом Комитета от 22.01.2020 N 176 Обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность. В качестве основания для отказа уполномоченный орган сослался на положения подпункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ и указал, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Вторым основанием для отказа явилось то, что в соответствии с пунктом 4 договора о развитии застроенной территории земельные участки могут быть предоставлены после исполнения ООО "Коммунары" всех обязательств, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 пункта 3 договора, в то время как Обществом обязательства исполнены не в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2020 по делу N А82-2684/2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021, приказ КУМИ мэрии г.Ярославля признан недействительным, на Комитет возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Общества от 20.12.2019 с учетом позиции, сформулированной в решении.
Оспариваемым в рамках настоящего дела приказом Комитета от 09.03.2021 Обществу, изданным по результатам повторного рассмотрения заявления ООО "Коммунары" от 18.12.2019 (л.д.24), отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе.
Из текста оспариваемого приказа от 09.03.2021 следует, что в удовлетворении заявления Общества отказано на основании подпункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Также Комитетом указано, что в соответствии с пунктом 4 договора от 14.04.2015 N 41 о развитии застроенной территории земельные участки могут быть предоставлены ООО "Коммунары" без проведения торгов после исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 3.2 и 3.3 договора, однако, ООО "Коммунары" обязательства исполнены не в полном объеме.
Как установлено в пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Данная норма внесена в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", который вступил в силу 01.09.2018.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 указанного Перечня к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, при этом в силу подпункта 5 указанного пункта выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не требуется, предусмотренный Градостроительным кодексом, не является исчерпывающим и часть 17 статьи 51 указанного Кодекса представляет собой отсылочную норму, предусматривающую возможность субъектов Российской Федерации самостоятельно определять случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области.
В силу пункта 2 названного постановления (в редакции на дату заключения договора N 41) Порядок и условия определяют условия размещения объектов, указанных в перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - перечень), за исключением земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.
Объекты, указанные в перечне, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, устанавливаются в соответствии с пунктами 7 - 13 части 1 статьи 13 Закона Ярославской области от 11 октября 2006 г. N 66-з "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области" (далее - Закон N 66-з).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 13 Закона ЯО от 11.10.2006 N 66-з "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области" (в редакции на дату заключения договора N 41) получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства линий электропередачи, связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иных объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 35 киловольт включительно.
В редакции Закона Ярославской области от 02.04.2019 N 17-з пункт 1 статьи 13 Закона ЯО от 11.10.2006 N 66-з изложен следующим образом: "Получение разрешения на строительство не требуется в случаях, в которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с федеральным законодательством".
В тексте оспариваемого приказа от 09.03.2021 Комитет, формально указав на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность Обществу в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ), на Перечень N 1300 не ссылался, класс напряжения объектов электросетевого хозяйства не оценил.
При этом суд первой инстанции учел, что пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ не запрещено предоставление земельных участков, формально соответствующих критериям, установленным постановлением Правительства N 1300, в собственность в случаях, предусмотренных законом.
Одним из таких случаев на момент заключения сторонами договора N 41 являлся подпункт 1 статьи 39.5 ЗК РФ, согласно которому предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор.
Пункт 1 статьи 39.5. ЗК РФ признан утратившим силу Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий".
Согласно части 7 статьи 18 указанного Федерального закона договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а также договоры аренды земельных участков единого института развития сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров. Предоставление земельных участков единого института развития в целях реализации указанных договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Следовательно, отказ в предоставлении ООО "Коммунары" земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 на основании пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ является необоснованным.
Вторым основанием для отказа в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 Комитет указал неисполнение заявителем пункта 3.3 договора N 41.
Указание в оспариваемом приказе на неисполнение Обществом подпункта 3.2 пункта 3 договора о развитии застроенной территории мотивировано ответчиком тем, что перечисление на депозит нотариуса Ярославского нотариального округа Горяиновой Е.В. денежных средств в размере 629 000 рублей (выплата возмещения в размере 316 000 рублей за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Ярославль пер. Коммунары, д. 1, кв. 4 (собственник - Ермакова М.Н.); выплата возмещения в размере 313 000 рублей за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Ярославль пер. Коммунары, д.1, кв. 9 (собственник - Полторацкая СВ.)) не является исполнением обязательств, предусмотренных подпунктом 3.3 пункта 3 договора, поскольку в соответствии со вступившими в законную силу решениями Дзержинского районного суда города Ярославля от 22.06.2017 по делу N 2-1314/2017 и от 30.05.2017 по делу N 1304/2017 вместо выплаты возмещения установлена обязанность по предоставлению Ермаковой М.Н. и Полторацкой СВ. на праве собственности благоустроенных жилых помещений взамен помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания. В настоящее время благоустроенные жилые помещения Ермаковой М.Н. и Полторацкой СВ. не предоставлены.
Как указано выше в силу подпункта 3.3 пункта 3 договора N 41 ООО "Коммунары" обязано уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления мэрии города Ярославля жилые помещения, находящиеся в частной собственности, в многоквартирных домах, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 Договора, и земельные участки, на которых расположены эти дома, либо по соглашению с собственниками таких помещений предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену.
Признавая указанное основание отказа в предоставлении Обществу земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что рыночная оценка указанных квартир произведена мэрией г. Ярославля в 2016 году, принята без замечаний, выкупная стоимость, указанная в отчетах об оценке, внесена Обществом на депозит нотариуса. Иная рыночная оценка стоимости квартир N N 4 и 9 ни ответчиком, ни третьими лицами не проводилась, отчеты, подготовленные в 2016 году, в судебном порядке не оспаривались.
Следует отметить, что вопреки доводам апелляционных жалоб, при рассмотрении Дзержинским районным судом города Ярославля дела N 2-1314/2017 и дела N 1304/2017 непосредственно отчеты об оценке имущества предметом спора не являлись, суть указанных споров сводилась к вопросу о способе защиты прав граждан - собственников аварийного жилья: путем предоставления денежного возмещения или жилого помещения взамен изымаемого.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с изложенным в решении выводом о том, что действия, направленные на исполнение обязательств в спорной части, предприняты Обществом еще в 2016 году, денежные средства, внесенные в счет выкупной стоимости квартир N N 4 и 9, находятся в распоряжении мэрии г. Ярославля.
В свою очередь условиями пункта 4.3 договора N 41 предоставление земельного участка Обществу не поставлено в зависимость от полного исполнения подпунктов 3.2, 3.3 пункта 3 договора от 14.04.2015, а, напротив, указано, что по мере выполнения обязательств, указанных подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 договора Мэрия обязана предоставить Исполнителю без проведения торгов в соответствии с законодательством в аренду для строительства в границах Территории земельный участок в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с приложением необходимых доказательств.
Внесение на депозит нотариуса денежных средств в счет уплаты выкупной цены за изымаемые жилые помещения не исключает возможности учета (расходования) таких денежных средств при предоставлении собственникам квартир N N 4 и 9 в доме N 1 по пер. Коммунаров г.Ярославля новых жилых помещений взамен изымаемых. В то же время указанные обстоятельства должны быть разрешены сторонами в рамках гражданско-правовых отношений и не подлежат оценке судом при рассмотрении настоящего спора, поскольку для оценки законности приказа от 09.03.2021 правовое значение имеет лишь факт принятия Обществом мер к исполнению договора N 41. В данном случае сторонами не оспаривается факт исполнения Обществом обязательств по договору N 41 в отношении 543,3 кв.м жилых помещений, что составляет 85,14 % от общего объема расселения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Комитетом приведенных в приказе от 09.03.2021 N 884 оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе, в собственность.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные его участниками доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их взаимной связи и в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания приказа Комитета от 09.03.2021 N 884 недействительным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил соответствующее требование заявителя.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3).
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя. Из изложенного следует, что, признав ненормативный правовой акт публичного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора суд первой инстанции учел, что в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 Обществу отказано дважды. Так, решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2020 по делу N А82-2684/2020 признан недействительным приказ КУМИ мэрии г. Ярославля от 22.01.2020 N 176 об отказе в представлении в собственность Общества указанного земельного участка, на Комитет возложена обязанность в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО "Коммунары" с учетом позиции, сформулированной в данном решении. Дважды рассмотрев заявление Общества о предоставлении земельного участка в собственность, ответчик, действуя разумно и добросовестно, обязан был уведомить заявителя обо всех обстоятельствах, препятствующих предоставлению земельного участка.
Посчитав, что изложенные в приказе КУМИ от 09.03.2021 N 884 основания отказа в предоставлении Обществу земельного участка незаконны, на наличие иных обстоятельств Комитет не указывает, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований обязывать КУМИ мэрии г. Ярославля в третий раз рассматривать заявление Общества о предоставлении земельного участка и обязал Комитет в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект постановления о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 и направить его в мэрию г. Ярославля.
Указанный способ восстановления прав Общества не противоречит пункту 3.22.6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2006 N 262, согласно которому Комитет осуществляет подготовку правовых актов мэрии города Ярославля о предоставлении земельных участков (за исключением случаев предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации), об изъятии земельных участков, об установлении публичных сервитутов.
Издание указанных правовых актов, то есть в данном случае и принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность, осуществляет мэрия города Ярославля.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021 по делу N А82-4051/2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Комитета, Департамента, мэрии г. Ярославля - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционных жалоб не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, третьи лица освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021 по делу N А82-4051/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента градостроительства мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4051/2021
Истец: ООО "КОММУНАРЫ"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Третье лицо: Департамент градостроительства мэрии города Ярославля, Мэрия города Ярославля, Арбитражный суд Ярославской области, Департамент Градостроительства, Мэрия гопода Ярославля