г. Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А40-257735/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-257735/20
по заявлению ГУП СППМ
к 1. ДГИ г. Москвы,
2. Госинспекции по недвижимости
о признании недействительным и отмене рапорта
в присутствии:
от заявителя: |
Смирнов В.А. по доверенности от 12.08.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. Кодоев А.А. по доверенности от 29.12.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГУП г.Москвы "специальное предприятие при Правительстве г.Москвы", (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, далее - Департамент, ГОСИНСПЕКЦИИ ПО НЕДВИЖИМОСТИ, далее Инспекции о признании недействительным решения Департамента городского имущества города Москвы, оформленного уведомлением от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, рапорта Госинспекции по недвижимости от 28.08.2020 N 9029212.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2021 производство в части требований к Инспекции прекращено, оспариваемее решение Департамента от 24.09.20120 признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части признания решения от 24.09.20 незаконным принять в этой части по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель Инспекции, надлежаще извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации произведена замена судьи Яковлевой Л.Г. на судью Мухина С.М.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Специальное пусконаладочное управление" (далее - ГУП СПНУ) был заключен договор арендыземельного участка от 15.02.2010 N М-02-034622, в соответствии с которым Учреждению были переданы в пользование земельные участки с кадастровым номерами 77:02:0002003:66, 77:02:0002003:67, 77:02:0002003:68, 77:02:0002003:69, 77:02:0002003:70, 77:02:0002003:71, 77:02:0002003:72, 77:02:0002003-73, общей площадью 187,66 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющие адресный ориентир: г. Москва, ул. Белозерская, вл. 23А, предоставляемые в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания мобилизационного назначения (далее - Договор аренды), сроком до 19 ноября 2058 года.
На основании пунктов 1-3 постановления Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49-ПП "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий
(государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы". Департамент земельных ресурсов города Москвы был реорганизован, а наименование "Департамент земельных ресурсов города Москвы" было изменено на "Департамент городского имущества города Москвы".
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.07.2014 N 11519 была осуществлена реорганизация ГУП "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" путем присоединения к нему ГУП "Специальное пусконаладочное управление" (ГУП СПНУ).
На основании указанного распоряжения были внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ от 09.01.2015 ГРН 2157746119012.
В соответствии с положениями п. 3.3-3.4 Договора аренды земельного участка, размер ежегодной арендной платы, счет, на который она вносится, указаны в Приложении N 1 к настоящему договору. Приложение N 1 является составной и неотъемлемой частью настоящего договора.
Исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления Арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
В соответствии с п. 1.4 Приложения N 1 к Договору аренды земельного участка, ставка арендной платы составляет 0,01 % от кадастровой стоимости земельных участков.
В силу п. 1.5 Приложения N 2 к Договору арендная плата составляет 17 (Семнадцать) рублей 30 копеек.
Согласно уведомлению Департамента от 06.02.2019 N 33-6-48485/19-(0)-1 ставка арендной платы также составляла 0,01 % от кадастровой стоимости.
Однако, на основании уведомления Департамента от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, ставка арендной платы по Договору аренды земельного участка изменена на 1,5 % от кадастровой стоимости, которая составляет 428 106 (Четыреста двадцать восемь тысяч сто шесть) рублей 43 копейки.
Департамент мотивирует установление ставки арендной платы за земельный участок в размере 1.5 % от кадастровой стоимости тем, что Госинспекция по недвижимости города Москвы, в результате проверки и на основании акта от 25.08.2020 N 9029212, установила, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, а именно земельный участок используется под обслуживание автомобилей.
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением Департамента, Учреждение направило обращение от 12.10.2020 N СППМ-11-2642/20, на основании которого указало, что в границах арендуемых земельных участков расположены пандус (въездная рампа), который является инженерным сооружением, обеспечивающим доступ в защитное сооружение и вентиляционные оголовки, а также, что на пандусе не осуществляется деятельность по обслуживанию автомобилей противоречащая назначению защитного сооружения, в связи с чем ставка арендной платы должна составлять 0,01 % от кадастровой стоимости земельного участка. К данному обращению также были приложены фотоматериалы.
Заявитель, считая решение Департамента городского имущества об установлении ставки арендной платы в размере 1,5 % на основании уведомления от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, рапорт от 28.08.2020 N 9029212 незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Учреждение требования, суд первой инстанции исходил из того, что в хозяйственном ведении учреждения находится защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Москва. ул.Белозерская, д. 23А, с кадастровым номером 77:02:0002003:1024, которое является подземным сооружением специального назначения.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1390 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", положений приказа МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", ЗС ГО является объектами двойного назначения, которые могут использоваться в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения в установленном действующим законодательством порядке. На период объявления чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, за данными объектами сохраняется возможность приведения их в заданные сроки в состояние готовности к непосредственному использованию по назначению для защиты населения.
Данное Сооружение также оборудовано пандусом и вентиляционными оголовками, которые являются конструктивными частями самого ЗС ГО и выступают над поверхностью земельного участка. В местах указанных элементов ЗС ГО зарегистрировано право пользования земельными участками на основании заключенного Договора аренды, кроме указанного на земельных участках ничего не находится.
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, с согласия Департамента, по результатам открытого аукциона ГУП СППМ передает основные помещения Сооружения в аренду. При этом, вспомогательные помещения ЗС ГО и части ЗСГО передавать в аренду запрещено. Таким образом, пандус в аренду не был передан, что свидетельствует, по мнению суда первой инстанции, о том, что сохраняется первоначальное назначение земельного участка и иные виды деятельности, кроме установленного, на земельном участке не осуществляются.
С указанным выводом суда первой инстанции согласится нельзя, по мнению апелляционной коллегии.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (утв. постановлением Правительства Москвы от 19.01.2010 N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве") под защитным сооружением гражданской обороны (убежище) понимается инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования, инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.
В соответствии с п. 3.15 Свода правил "Защитные сооружения гражданской обороны" от 01.06.2014 N СП 88.13330.2014 (Актуализированная редакция СНиП II-11-77) под сооружением двойного назначения понимается инженерное сооружение производственного, общественного, коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрывания людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, диверсиях, в результате аварий на потенциально опасных объектах или стихийных бедствий.
В силу п. 11 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время"), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" ЗС ГО в мирное время могут использоваться в интересах экономики обслуживания населения.
Как указывалось ранее, в хозяйственном ведении ГУП СППМ находится защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Белозерская, д. 23А.
На основании вышеуказанных положений указанное ЗС ГО является сооружением двойного назначения, которое используется в мирное время в интересах экономики, а именно, часть помещений сдается в аренду для обслуживания населения.
Действительно, с учетом изложенного передача в аренду части помещений ЗС ГО не меняет в целом его назначение, но свидетельствует об изменении разрешенного вида использования переданных в аренду спорных земельных участков, предоставленных в пользование Учреждению на условиях аренды для эксплуатации здания мобилизационного назначения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 года осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (Приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы.
Согласно пункту 8.1 указанного Постановления, обязательными условиями для применения пониженной (льготной) ставки арендной платы за землю (менее 1,5%) являются: соответствие целевого назначения земельного участка, установленного договором аренды/кадастровым паспортом земельного участка, виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы (8.1.1); использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования (8.1.2); отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей, включая субарендаторов (8.1.3); соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства (8.1.4); отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю (8.1.5).
С учетом изложенного, вывод суда о том, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя является ошибочным.
Следовательно, в данном случае не имеется оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021 по делу N А40-257735/20 отменить.
В удовлетворении требований ГУП СППМ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257735/2020
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ