г. Москва |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А40-257735/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кочергиной Е.В., Петровой В.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бобко К.В., по доверенности от 15.02.2022
от ответчиков:
- от Департамента городского имущества города Москвы - Кравец А.Г., по доверенности от 29.12.2021
- от Госинспекции по недвижимости - не явился, извещен
рассмотрев 17 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 августа 2021 года
по заявлению ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы"
к Департаменту городского имущества города Москвы и Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании недействительным и отмене ненормативного правового акта (рапорта),
УСТАНОВИЛ:
ГУП г. Москвы "специальное предприятие при Правительстве г. Москвы" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Госинспекции по недвижимости (далее - Инспекции) о признании недействительным решения Департамента городского имущества города Москвы, оформленного уведомлением от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, рапорта Госинспекции по недвижимости от 28.08.2020 N 9029212.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 производство в части требований к Инспекции прекращено, оспариваемое решение Департамента от 24.09.20120 признано незаконным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021 отменено, в удовлетворении требований ГУП СППМ отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данное постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" поддержал доводы жалобы, представитель Департамента городского имущества города Москвы просил оставить принятое постановление без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Госинспекция по недвижимости явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в её отсутствие.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Специальное пусконаладочное управление" (далее - ГУП СПНУ) был заключен договор аренды земельного участка от 15.02.2010 N М-02-034622, в соответствии с которым Учреждению были переданы в пользование земельные участки с кадастровым номерами 77:02:0002003:66, 77:02:0002003:67, 77:02:0002003:68, 77:02:0002003:69, 77:02:0002003:70, 77:02:0002003:71, 77:02:0002003:72, 77:02:0002003-73, общей площадью 187,66 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющие адресный ориентир: г. Москва, ул. Белозерская, вл. 23А, предоставляемые в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания мобилизационного назначения (далее - Договор аренды), сроком до 19.11.2058 года.
На основании пунктов 1 - 3 постановления Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49-ПП "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы" Департамент земельных ресурсов города Москвы был реорганизован, а его было изменено на "Департамент городского имущества города Москвы".
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.07.2014 N 11519 была осуществлена реорганизация ГУП "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" путем присоединения к нему ГУП "Специальное пусконаладочное управление" (ГУП СПНУ).
На основании указанного распоряжения были внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ от 09.01.2015 ГРН 2157746119012.
В соответствии с положениями п. 3.3 - 3.4 Договора аренды земельного участка, размер ежегодной арендной платы, счет, на который она вносится, указаны в Приложении N 1 к настоящему договору. Приложение N 1 является составной и неотъемлемой частью настоящего договора.
Исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления Арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
В соответствии с п. 1.4 Приложения N 1 к Договору аренды земельного участка, ставка арендной платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости земельных участков.
В силу п. 1.5 Приложения N 2 к Договору арендная плата составляет 17 (Семнадцать) рублей 30 копеек.
Согласно уведомлению Департамента от 06.02.2019 N 33-6-48485/19-(0)-1 ставка арендной платы также составляла 0,01% от кадастровой стоимости.
Однако, на основании уведомления Департамента от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, ставка арендной платы по Договору аренды земельного участка изменена на 1,5% от кадастровой стоимости, которая составляет 428 106 рублей 43 копейки.
Департамент мотивирует установление ставки арендной платы за земельный участок в размере 1.5% от кадастровой стоимости тем, что Госинспекция по недвижимости города Москвы в результате проверки и на основании акта от 25.08.2020 N 9029212 установила, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, а именно земельный участок используется под обслуживание автомобилей.
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением Департамента, Учреждение направило обращение от 12.10.2020 N СППМ-11-2642/20, на основании которого указало, что в границах арендуемых земельных участков расположены пандус (въездная рампа), который является инженерным сооружением, обеспечивающим доступ в защитное сооружение и вентиляционные оголовки, а также, что на пандусе не осуществляется деятельность по обслуживанию автомобилей, противоречащая назначению защитного сооружения, в связи с чем ставка арендной платы должна составлять 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка. К данному обращению также были приложены фотоматериалы.
Заявитель, считая решение Департамента городского имущества об установлении ставки арендной платы в размере 1,5% на основании уведомления от 24.09.2020 N 33-6-472856/20-(0)-0, рапорт от 28.08.2020 N 9029212 незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Учреждение требования, суд первой инстанции исходил из того, что в хозяйственном ведении учреждения находится защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Москва. ул. Белозерская, д. 23А, с кадастровым номером 77:02:0002003:1024, которое является подземным сооружением специального назначения.
Отменяя решение суда первой инстанции по настоящему делу, и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 19.01.2010 N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве", Свода правил "Защитные сооружения гражданской обороны" от 01.06.2014 N СП 88.13330.2014, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Белозерская, д. 23А, является сооружением двойного назначения, которое используется в мирное время в интересах экономики, а именно, часть помещений сдается в аренду для обслуживания населения, что свидетельствует об изменении разрешенного вида использования переданных в аренду спорных земельных участков, и, таким образом, решение Департамента городского имущества об установлении ставки арендной платы в размере 1,5% является правомерным.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной апелляционным судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2021 года по делу N А40-257735/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции по настоящему делу, и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 19.01.2010 N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве", Свода правил "Защитные сооружения гражданской обороны" от 01.06.2014 N СП 88.13330.2014, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Белозерская, д. 23А, является сооружением двойного назначения, которое используется в мирное время в интересах экономики, а именно, часть помещений сдается в аренду для обслуживания населения, что свидетельствует об изменении разрешенного вида использования переданных в аренду спорных земельных участков, и, таким образом, решение Департамента городского имущества об установлении ставки арендной платы в размере 1,5% является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2022 г. N Ф05-30439/21 по делу N А40-257735/2020