город Ростов-на-Дону |
|
24 августа 2021 г. |
дело N А32-17103/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Деминой Я.А.,
рассмотрев без вызова сторон, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2021 по делу N А32-17103/2021 по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Саратовской области к ГБУЗ "ГБ N 5 г. Сочи" (ИНН 2318008446, ОГРН 1022302786703) о взыскании задолженности в размере 20 595,14 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Саратовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ГБУЗ "Городская больница N 5 г. Сочи" (далее - ответчик) задолженности в размере 20 595,14 руб.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2021 по настоящему делу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Саратовской области обжаловал решение суда первой инстанции от 09.06.2021 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить.
Апеллянт полагает, что излишнее начисление пенсии произошло по вине учреждения, не выполнившего обязанность, возложенную него положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В представленном отзыве на апелляционною жалобу ГБУЗ " Городская больница N 5 г. Сочи" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Зубарева Людмила Петровна являлась работающим в ГБУЗ " Городская больница N 5 г. Сочи" пенсионером.
ГБУЗ " Городская больница N 5 г. Сочи" не представило в Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Зубаревой Л.П. за март 2019 года в установленный срок, в результате чего в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Зубарева Л.П. учтена истцом в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.
В порядке ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") истцом вынесено решение о выплате страховой пенсии Зубаревой Л.П. с учетом индексации с 01.03.2019 по 30.04.2020 года в сумме 20 595,14 руб.
В связи с непредставлением ответчиком достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за март 2019 года только 24.03.2020, по мнению истца, из средств ПФР излишне выплачена сумма страховой пенсии в размере 20 595,14 руб.
В целях добровольного урегулирования спора, в адрес ГБУЗ " Городская больница N 5 г. Сочи" направлена претензия от 09.06.2020 N 11.06-3166, в соответствии с которой ГБУЗ " Городская больница N 5 г. Сочи" было предложено возместить убытки.
Добровольно ответчиком убытки истцу не возмещены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, Арбитражный суд Краснодарского края пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 ФЗ "О страховых пенсиях", имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
В части 7 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 ФЗ "О страховых пенсиях", и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 ФЗ "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 88 Правил N 885н).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ГБУЗ "Городская больница N 5 г. Сочи" сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 г. с типом "исходная" представлены 10.04.2019 на 135 застрахованных лиц. Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за март 2019 г. на 9 застрахованных лиц, в том числе Зубареву Л.П.представлены 24.03.2020.
Истцом за период с 01.03.2019 по 30.04.2020 произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Зубаревой Л.П.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, страхователем своевременно представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за апрель 2019 г., за май 2019 г. и последующие периоды, в которых содержались сведения о всех работниках ГБУЗ "Городская больница N 5 г. Сочи", в том числе и о Зубаревой Л.П., что следует из сведений о сроках сдачи страхователем отчетности.
Содержание отчетности страхователя по форме СЗВ-М за апрель 2019 г., за май 2019 г. и последующие периоды объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Зубаревой Л.П. в марте 2019 года.
Управление Пенсионного фонда не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме СЗВ-М за последующие периоды, то есть апрель 2019 г., май 2019 г., представленную своевременно), никакую дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за март 2019 г.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что на момент принятия решения о выплате пенсии, с учетом индексации (решение от 07.05.2020 N 2537) Управление Пенсионного фонда располагало сведениями о застрахованном лице - пенсионере Зубаревой Л.П. как фактически не прекратившим осуществление трудовой деятельности, основания для индексации получаемой пенсии отсутствовали.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел причинно-следственной связи между действиями страхователя и причиненным вредом в виде выплаченных фондом сумм индексаций размера пенсии.
Ссылка учреждения на судебную практику подлежит отклонению, поскольку она сформирована при иных фактических обстоятельствах.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2021 по делу N А32-17103/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17103/2021
Истец: ГУ "Центр ПФР по выплате пенсий в Саратовской области", ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГБУ здравоохранения "Городская больница N 5 г. Сочи" Мин. здравоохранения КК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 5 ГОРОДА СОЧИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ