г. Владивосток |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А51-3822/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РМД ЮВА 1",
апелляционное производство N 05АП-4797/2021
на решение от 02.06.2021
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-3822/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМД ЮВА 1" (ИНН 7701384421, ОГРН 1147746036019)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570) о признании недействительным решения от 30.09.2020 N32 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, о признании недействительным решения от 30.09.2020 N 591 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю: Берецки К.В. по доверенности от 11.01.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 06-1888 от 16.07.2018); Хмеловец О.А. по доверенности от 14.01.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 1538 от 30.06.2007);
от общества с ограниченной ответственностью "РМД ЮВА 1": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РМД ЮВА 1" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 30.09.2020 N 591 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения от 30.09.2020 N 32 "об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02 июня 2021 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "РМД ЮВА 1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать незаконными оспариваемые решения, а также обязать Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, путем вынесения решения о возмещении суммы НДС, заявленной в декларации по налогу на добавленную стоимость в размере 13 606 295 руб. по декларации за 1 квартал 2019 года.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что реализация (приобретение) рыбопродукции осуществлена в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а не на территории Российской Федерации - в порту Владивосток.
Указывает, что спорная рыбопродукция приобретена у ООО "Востокрыбпром" и ЗАО "Интрарос", которые самостоятельно путем привлечения перевозчиков за свой счет доставили товар в порт Владивосток. Настаивает, что поставка рыбопродукции осуществлена путем ее передачи на борту суда в порту Владивосток, а не путем ее отгрузки или транспортировки в адрес общества из исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Апелляционная жалоба содержит ссылки на различную судебную практику, согласно которой налогоплательщик вправе принять к вычету суммы НДС, выделенные и предъявленные ему контрагентом в выставленных счетах-фактурах, в том числе, в случае, если контрагент не нес обязанности по исчислению и уплате НДС, но реализовал право и вступил в правоотношения по исчислению и уплате данного налога.
Через канцелярию суда от налогового органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, поддержанный представителями Инспекции в судебном заседании, в соответствии с которым инспекция считает, что все обстоятельства дела рассмотрены арбитражным судом всесторонне, полно и объективно с принятием законного и обоснованного решения.
ООО "РМД ЮВА 1", надлежащим образом извещенное о времени и места рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем судебная коллегия, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Основным видом деятельности ООО "РМД ЮВА 1" является "рыболовство морское".
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной 25.04.2019 ООО "РМД ЮВА 1" налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, о чем составлен акт налоговой проверки от 08.08.2019 N 1263.
По данным налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20%, составила 952 077 руб., НДС - 190 415 руб., налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10%, составила 1 045 800 руб., НДС - 104 580 руб. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога, составила 294 995 руб.
Сумма налоговых вычетов по разделу 3 составила 25 302 509 руб.; общая сумма НДС, подлежащая вычету по 3 разделу, - 25 302 509 руб.; сумма НДС, исчисленная к возмещению по 3 разделу - 25 007 514 руб.
В ходе проверки инспекцией установлено, что заявитель в проверяемом периоде необоснованно применял налоговые вычеты по НДС в сумме 25 302 509 руб. по приобретенному товару (рыбопродукции) у ООО "Востокрыбпром" и АО "ДМП-РМ", реализация которого в адрес заявителя как покупателя произведена из исключительной экономической зоны, поскольку рыбопродукция выловлена, переработана, перегружена на судно-перевозчик в ИЭЗ за пределами 12-мильной зоны, за пределами территории РФ, то есть отсутствует статус реализация (приобретения) товара на территории РФ, у реализуемых ООО "Востокрыбпром" и АО "ДМП-РМ" в адрес ООО "РМД ЮВА 1" товаров нет характера реализованного на территории РФ, в связи с чем у заявителя в соответствии со ст.171, 172 НК РФ отсутствует право на применение налоговых вычетов по НДС по приобретению указанного товара.
По результатам проверки, возражений налогоплательщика налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для подтверждения обоснованности применения заявителем налоговых вычетов по НДС в отношении заявленных операций по приобретению у ООО "Востокрыбпром" и АО "ДМП-РМ" рыбопродукции на сумму 149 430 935,74 руб., в том числе НДС в сумме 13 584 630,54 руб., по счетам-фактурам от 11.01.2019 N 1, от 18.02.2019 N 73, от 21.02.2019 N 78, от 18.03.2019 N 151 (ООО "Востокрыбпром"), на сумму 238 250,10 руб., в том числе НДС в сумме 21 659,10 руб., по счету-фактуре от 11.01.2019 N 4 (АО "ДМП-РМ"), поскольку операции по реализации рыбопродукции с борта российского судна, происходящие в пределах исключительной экономической зоны, не признаются объектом налогообложения НДС, в связи с чем признал предъявление в этой сумме произведенным в завышенном размере.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 30.09.2020 N 591 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым заявителю отказано в применении налоговых вычетов в сумме 13 606 295 руб. По результатам проверки принято решение об уменьшении суммы заявленного к возмещению НДС за 1 квартал 2019 года на излишне заявленную сумму в 13 606 295 руб.
Решением N 32 от 30.09.2020 налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ принято решение об отказе ООО "РМД ЮВА 1" в возмещении НДС в сумме 13 606 295 руб. по декларации за 1 квартал 2019 года.
Не согласившись с решениями инспекции, заявитель подал апелляционную жалобу в Управление ФНС России по Приморскому краю, по результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Приморскому краю принято решение от 30.11.2020 N 13-09/48934@, которым апелляционная жалоба общества удовлетворена в части необоснованного отказа в праве на применение налогового вычета по НДС и возмещении НДС из бюджета в сумме 5,36 руб., в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения, решение - без изменения.
Общество, полагая, что решения налогового органа от 30.09.2020 N N 591 и 32 не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве налогового органа на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогоплательщика - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения.
На основании положений статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации под объектом налогообложения понимается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй указанного Кодекса и с учетом положений указанной статьи.
В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании положений статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: - товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; - товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей применения данного Кодекса к территории Российской Федерации и иным территориям, находящимся под ее юрисдикцией, относятся территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Из смысла статьи 67 Конституции Российской Федерации, статьи 1, пункта "б" части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" следует, что морская акватория, находящаяся за пределами 12-мильной зоны, не является территорией Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее Закон N 191-ФЗ, Закон об исключительной экономической зоне) предусмотрено, что исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
В силу статьи 5 Закона N 191-ФЗ исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации, однако Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне в целях разработки и управления водными биоресурсами.
Анализ положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 191-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 6, частей 1, 3 статьи 10, части 5 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2013 N 184 "О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки" позволяет сделать вывод о том, что местом реализации товаров, находящихся за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, операции по реализации российской организацией таких товаров, находящихся за пределами 12-мильной зоны в исключительной экономической зоне Российской Федерации, объектом налогообложения НДС в Российской Федерации не являются.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 названного Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса (пункт 1 статьи 173 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
На основании положений пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, положения статей 171-173 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают возможность применения налогового вычета по НДС только при реальном осуществлении хозяйственных операций по приобретению товаров на территории Российской Федерации.
Если реализация товаров (работ, услуг) происходит не на территории Российской Федерации, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает, в результате чего не возникает права на налоговый вычет и возмещение сумм налога на добавленную стоимость. Тем самым, наступление указанных налоговых последствий для налогоплательщика зависит от определения места реализации товара, работы или услуги (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 2024-О).
Судом первой инстанции верно установлено и следует из материалов дела, что по условиям договора от 11.09.2018 N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" (Продавец) обязуется поставить, а ООО "РМД ЮВА 1" (Покупатель) принять и оплатить Товар (рыбопродукцию) в порядке и на условиях договора. Количество, ассортимент, цена за единицу измерения, общая стоимость, подлежащая оплате, период, место поставки, стороны согласовывают в спецификациях. Базис поставки: с борта судна в порту РФ или со склада в порту РФ определяется сторонами в спецификации. Покупатель оплачивает товар в течение 100 дней с даты поставки товара, если иное не оговорено в спецификации. Расчеты за поставленный товар производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Согласно представленным на камеральную проверку спецификациям, базис поставки: борт судна TP "Тамбов" или склад в порту Владивосток, борт судна TP "Пролив Лонга" или склад в порту Владивосток, TP "Золотой Рог" или склад в порту Владивосток, TP "Арктик" в порту Владивосток. Вывоз товара в порту: вывоз товара производится силами покупателя, грузовые работы и хранение - за счет Покупателя. Согласно пункту 1.4. договора датой поставки и перехода права собственности на рыбопродукцию считается дата подписания приемо-сдаточных документов (товарная накладная формы ТОРГ 12). Согласно пункту 3.1 договора цена товара включает НДС.
Согласно условиям договора от 03.12.2018 N РМД/006/2018 АО "ДМП-РМ" (Продавец) обязуется передать в собственность, а ООО "РМД ЮВА 1" (Покупатель) принять и оплатить товары в порядке и на условиях договора. Количество, ассортимент, цена за единицу измерения, общая стоимость, подлежащая оплате, период, место поставки, стороны согласовывают в спецификациях. Базис поставки: с борта судна в порту РФ или со склада в порту РФ определяется сторонами в спецификации. Покупатель оплачивает товар в течение 100 дней с даты поставки товара, если иное не оговорено в спецификации. Расчеты за поставленный товар производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика. Согласно представленным на камеральную проверку спецификациям, базис поставки: борт судна TP "Тамбов" или склад в порту Владивосток, борт судна TP "Пролив Лонга" или склад в порту Владивосток. Вывоз товара в порту: вывоз товара производится силами покупателя, грузовые работы и хранение - за счет Покупателя. Согласно пункту 1.4. договора датой передачи товара считается дата подписания приемо-сдаточных документов (товарная накладная формы ТОРГ 12). Согласно пункту 3.1 договора цена товара включает НДС.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что рыбопродукция, приобретаемая у ООО "Востокрыбпром", АО "ДМП-РМ" согласно представленным ООО "РМД ЮВА 1" документам отправлялась на экспорт согласно контракту от 11.09.2018 г. N UVA-113-2018, заключенному между ООО "РМД ЮВА 1" (Продавец) и компанией "HORIM INTERNATIONAL CORP.", Корея (Покупатель) (Покупатель). В ДТ в графе "изготовитель рыбопродукции" указано - БМРТ "Павел Панин".
На основании пункта 5 контракта от 11.09.2018 N UVA-113-2018 Продавец обязуется поставить товар в соответствии с условиями Инкотермс 2010. Условия поставки каждой партии товара согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях к контракту, согласно которым, условия поставки - CFR, Busan/Корея право собственности на товар переходит от Продавца к Покупателю после завершения оформления товара на таможенной территории РФ, дата перехода права собственности определяется по дате указанной в штампе таможенного органа "Выпуск разрешен", проставленном на декларации на товары.
Согласно дополнительным соглашениям к контракту от 10.01.2019 N 16/2, от 10.01.2019 N 17/2, от 10.01.2019 N 18/2, от 04.02.2019 N 19/2, от 04.02.2019 N 20/2, от 04.02.2019 N 21/2, от 04.02.2019 N 22/2, от 04.02.2019 N 23/2, от 18.02.2019 N 24/2, от 18.02.2019 N 25/2, от 28.02.2019 N 26/2, от 28.02.2019 N 27/2, от 12.03.2019 N 28/2, от 12.03.2019 N 29/2 установлено, что реализация минтая на транспортном судне Тамбов составляет 59,4045 тонн, на транспортном судне Золотой рог - 135,8155 тонн, на транспортном судне Тамбов - 5,934 тонн, на транспортном судне Пролив Лонга - 529,158 тонн, на транспортном судне Пролив Лонга - 425,356 тонн, на транспортном судне Пролив Лонга - 614,083 тонн, на транспортном судне Пролив Лонга - 276,060 тонн, на транспортном судне Пролив Лонга - 2,064 тонн, на транспортном судне Золотой Рог - 431,247 тонн, на транспортном судне Золотой Рог - 553,496 тонн, на транспортном судне Арктик - 427,4845 тонн, на транспортном судне Арктик - 619,3505 тонн, на транспортном судне Арктик - 80,023 тонн, на транспортном судне Арктик составляет 228,768 тонн.
Вылов биоресурсов осуществлялся ООО "Востокрыбпром" и АО "ДМП-РМ" в исключительной экономической зоне Российской Федерации на судне БМРТ "Павел Панин", принадлежащем ООО "РМД ЮВА 1" на праве собственности на основании договоров фрахтования судна с экипажем на время от 06.08.2018 г. N 18/08-01 (ООО "Востокрыбпром" ) и от 01.12.2018 N ПП/Р-Д/19 (АО "ДМП-РМ").
Пунктом 3.1.5 договоров фрахтования предусмотрено при выпуске продукции в маркировке упаковки в сведениях о предприятии - изготовителе указывается ООО "РМД ЮВА 1", судно-изготовитель "Павел Панин", наносится товарный знак ООО "РМД ЮВА 1".
Согласно коносаментам от 06.01.2019 г. N 117, от 06.01.2019 г. N 118, от 06.01.2019 г. N 112, от 19.01.2019 г. N 11, от 19.01.2019 г. N 10, от 02.02.2019 г. N 36, от 02.02.2019 г. N 35, от 16.02.2019 N 50, от 16.02.2019 г. N51, от 27.02.2019 г. N1, от 27.02.2019 г. N2, от 11.03.2019 г. N 15, от 11.03.2019 г. N 16 рыбопродукция выловлена, обработана в пределах исключительной экономической зоны РФ, за пределами территориальных вод РФ. Перегружена за пределами территориальных вод РФ.
Груз, указанный в вышепоименованных коносаментах принят к перевозке на суда: TP "Золотой Рог" (собственник ООО "РМЛ-Л"), TP "Тамбов" (собственник ООО "Лодия"),ТР "Пролив Лонга" (собственник " Лайн Инвест"),ТР "Арктик" (собственник ООО "Дилмас").
Из содержания представленных коносаментов следует, что вся продукция выработана из сырца выловленного и обработанного за пределами территориальных вод РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на судне, принадлежащем ООО "РМД ЮВА 1" (БМРТ "Павел Панин"):
- Коносамент от 06.01.2019 г. N 117 - пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", по квоте ООО "Востокрыбпром", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Тамбов" (ООО "Лодия"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 59 404,500 кг нетто.
- Коносамент от 06.01.2019 г. N 118 - пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", по квоте ООО "Востокрыбпром", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Тамбов" (ООО "Лодия"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 59 404,500 кг нетто.
- Коносамент от 06.01.2019 г. N 112 - пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: АО "ДМП-РМ", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Тамбов" (ООО "Лодия"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 5 934,000 кг нетто.
- Коносамент от 19.01.2019 г. N 11- пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Пролив Лонга" (ЗАО "Лайн Инвест"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 425 356,000 кг нетто.
- Коносамент от 19.01.2019 г. N 10 - пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Пролив Лонга" (ЗАО "Лайн Инвест"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 529 158,000 кг нетто.
- Коносамент от 02.02.2019 г. N 36- пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Пролив Лонга" (ЗАО "Лайн Инвест"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 276 060,000 кг нетто.
- Коносамент от 02.02.2019 г. N 35- пункт отправления: Охотское море, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Пролив Лонга" (ЗАО "Лайн Инвест"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 614 083,000 кг нетто.
Рыбопродукция выловлена, обработана и перегружена в пределах ИЭЗ РФ, за пределами территориальных вод РФ.
Согласно акту приемки-передачи от 18.02.2019 г. N б/н (к договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018), ООО "Востокрыбпром" передает в п. Владивосток 18.02.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Пролив Лонга": минтай неразделанный мороженый всего в количестве 1 844 657,000 кг. Судно-изготовитель - БМРТ "Павел Панин". Акт заверен подписями и печатями ООО "Востокрыбпром" и ООО "РМД ЮВА 1".
- Коносамент от 16.02.2019 г. N 50- пункт отправления: Охотское море, пункт назначения: п. Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Золотой Рог" (ООО "РМД-Л"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 431 247,000 кг нетто.
- Коносамент от 16.02.2019 г. N 51 - пункт отправления: Охотское море, пункт назначения: п. Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Золотой Рог" (ООО "РМД-Л"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 553 496,000 кг нетто.
- Коносамент от 27.02.2019 г. N 1 - пункт отправления: Ш=55°17,7 Сев.Д=154°07,2 Вост./ОМЭ, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Арктик" (ООО "Дилмас"),товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 427 484,500 кг нетто.
- Коносамент от 27.02.2019 г. N 2 - пункт отправления: Ш=55°17,7 Сев.Д=154°07,2 Вост./ОМЭ, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Арктик" (ООО "Дилмас"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 619 350,500 кг нетто.
- Коносамент от 11.03.2019 г. N 16 - пункт отправления: Ш=55°19,7 Сев.Д=154°56,6 Вост./ОМЭ, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Арктик" (ООО "Дилмас"),товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 228760,00 кг нетто.
- Коносамент от 11.03.2019 г. N 15 - пункт отправления: Ш=55°19,7 Сев.Д=Т54°56,6 Вост./ОМЭ, порт назначения: Пусан, Корея, порт декларирования: Владивосток, Россия, изготовитель: БМРТ "Павел Панин", ООО "РМД ЮВА 1", грузоотправитель: ООО "Востокрыбпром", грузополучатель: ООО "РМД ЮВА 1", судно-перевозчик: TP "Арктик" (ООО "Дилмас"), товар: минтай н/р мороженый всего в количестве 80023,00 кг нетто.
Груз, указанный в коносаментах, принят к перевозке в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территориальных вод Российской Федерации и перевезен до конечного покупателя в порт Пусан (Республика Корея).
Согласно актам приема-передачи рыбопродукции прием-передача АО "ДМП-РМ", ООО "Востокрыбпром" спорной рыбопродукции ООО "РМД ЮВА 1" произведена в порту Владивосток.
Согласно акту от 11.01.2019 г. приема-передачи рыбопродукции по договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" передает в порту Владивосток 11.01.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Тамбов", минтай неразделанный мороженый - 195220,0 кг.
Согласно акту от 11.01.2019 г. приема-пере дачи рыбопродукции по договору от 03.12.2018 г. N РМД/006/2018 АО "ДМП-РМ" передает в порту Владивосток 11.01.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Тамбов", минтай неразделанный мороженый - 5934,0 кг.
Согласно акту от 21.02.2019 г. приема-передачи рыбопродукции по договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" передает в порту Владивосток 21.02.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Золотой рог", минтай неразделанный мороженый - 984743,0 кг.
Согласно акту от 18.02.2019 г. приема-передачи рыбопродукции по договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" передает в порту Владивосток 18.02.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Пролив Лонга", минтай неразделанный мороженый - 1844657,0 кг.
Согласно акту от 18.03.2019 г. приема-передачи рыбопродукции по договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" передает в порту Владивосток 18.03.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Арктик", минтай неразделанный мороженый - 1046835,0 кг.
Согласно акту от 18.03.2019 г. приема-передачи рыбопродукции по договору от 11.09.2018 г. N РМД/002/2018 ООО "Востокрыбпром" передает в порту Владивосток 18.03.2019 г., а ООО "РМД ЮВА 1" принимает следующий товар, прибывший на TP "Арктик", минтай неразделанный мороженый - 308783,0 кг.
Из деклараций на товары, коносаментов на перевозку товара в таможенном режиме экспорта, приложений к контракту установлено:
- масса декларируемого товара в декларации на товары N 10702070/180319/0045913, коносаменте на перевозку товара в таможенном режиме экспорта 05.04.2019 г. N ARC-1, коносаментах на погрузку в ИЭЗ РФ от 27.02.2019 г. N1,N2, 11.03.2019 г. N 16, N15 масса товара совпадает и составляет 1355618,00 кг;
- масса декларируемого товара в декларации на товары N 10702070/180219/0031259, коносаменте на перевозку товара в таможенном режиме экспорта 18.02.2019 г. N PRL-5, коносаментах на погрузку в ИЭЗ РФ от 19.01.2019 г. N10, N11, от 02.02.2019 г. N 35, N 36 масса товара совпадает и составляет 1844657,00 кг;
- масса декларируемого товара в декларации на товары N 10702070/110119/0002952, коносаменте на перевозку товара в таможенном режиме экспорта 18.02.2019 г. N ТАМ-3, коносаментах на погрузку в ИЭЗ РФ от 06.01.2019 г. N117, N 118, N 112 масса товара совпадает и составляет 201154,00 кг;
- масса декларируемого товара в декларации на товары N 10702070/210219/0034012, коносаменте на перевозку товара в таможенном режиме экспорта 19.02.2019 г. N ZOL-8, коносаментах на погрузку в ИЭЗ РФ от 16.02.2019 г. N50, N 51 масса товара совпадает и составляет 984743,00 кг.
- масса декларируемого товара в декларации на товары N 10702070/180219/0031293, коносаменте на перевозку товара в таможенном режиме экспорта 19.02.2019 г. N PRL-6, коносаменте на погрузку в ИЭЗ РФ от 02.02.2019 г. N34 масса товара совпадает и составляет 2064,00 кг.
Исходя из договоров поставки, коносаментов выгрузка спорной рыбопродукции в п. Владивосток не производилась. Во Владивосток продукция доставлялась исключительно только для таможенного оформления, фактически товар не выгружался, только несколько мест (ящиков) рыбной продукции была взята в ветеринарную лабораторию для проведения исследований с целью получения ветеринарного сертификата для дальней отправки рыбопродукции на экспорт.
Согласно общедоступной информации, размещенной на сайте https://portcall.marinet.ru, судно TP "Тамбов" ИМО 8225723 (собственник - ООО "Лодия") 11.01.2019 г. не находилось в порту Владивосток, судно TP "Пролив Лонга" ИМО 8136740 (собственник - ЗАО "Лайн Инвест") 18.02.2019 г. не находилось в порту Владивосток, судно TP "Золотой Рог" ИМО 9016973 (собственник - ООО "РМД-Л") 21.02.2019 г. не находилось в порту Владивосток, судно TP "Арктик" ИМО 8223464 (собственник - ООО "Дилмас") 18.03.2019 г. не находилось в порту Владивосток. Указанные обстоятельства исключают передачу рыбопродукции в порту Владивосток, куда она доставлялась исключительно в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 05.03.2013 N 184 "О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации", выгрузка не производилась.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что фактически спорная рыбопродукция на момент начала отгрузки и транспортировки на территории Российской Федерации не находилась, Обществом на территории Российской Федерации спорная рыбопродукция не приобреталась, а заход судна-перевозчика в порт Владивосток осуществлялся с целью таможенного оформления, и не связан с погрузкой или выгрузкой товара на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ввиду подтверждения материалами дела факта реализации (приобретения) рыбопродукции в ИЭЗ, то есть не на территории РФ, то в силу подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 147, 171, 172 НК РФ право на применение налогового вычета по НДС в сумме 13 606 295 руб. у ООО "РМД ЮВА 1" не возникло.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве обоснование своего довода о праве покупателя получить вычеты по НДС, были правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, согласно данному пункту сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Таким образом, в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 названного Кодекса не предусмотрена (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").
При этом в пункте 6 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 разъяснено, что в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.
При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 названного Кодекса необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В данном случае общество осуществляло операции, не признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации по причине того, что местом реализации территория РФ не является. Вычеты возможны только в отношении операций (реализации), произведенных на территории РФ.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в данной ситуации не может быть применим.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции признаются не обоснованными ссылки общества на Письмо ФНС России от 03.12.2014 N 03-07-08/61765 и Постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2014 N 17-П, ввиду того, что во всех указанных случаях право покупателя получить вычеты по НДС связано непосредственно с применением пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Фактическая уплата налогоплательщиком сумм НДС продавцу в соответствии с выставленными счетами-фактурами, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку материалами камеральной налоговой проверки подтвержден факт реализации спорной рыбопродукции не на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ввиду подтверждения материалами дела факта реализации (приобретения) рыбопродукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть не на территории Российской Федерации, следовательно, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146, статей 147, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на применение налогового вычета по НДС в сумме 13 606 295 рублей у ООО "РМД ЮВА 1" не возникло.
Ссылка общества на то, что коносаменты не подтверждают передачу рыбопродукции обществу за пределами 12-мильной зоны, а местом реализации является территория Российской Федерации, так как право собственности переходит в момент передачи товара (дата подписания товарной накладной), коллегией отклоняется как противоречащая фактическим обстоятельствам дела.
Как уже было указано апелляционным судом, спорные коносаменты на отгрузку рыбопродукции в порт г. Пусан оформлены ранее поступления ее в порт г. Владивосток. При этом, действия сторон, с учетом устоявшейся судебной практики в пользу налоговых органов по рассматриваемому вопросу, по оформлению агентского договора между поставщиком и покупателем рыбопродукции, а также по оформлению отдельного договора на перевозку рыбопродукции из района промысла в порт г. Владивосток, суд расценивает как попытку создания видимости перехода прав на рыбопродукцию на территории Российской Федерации в целях неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю от 30.09.2020 N 591 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения от 30.09.2020 N 32 "об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", поскольку они соответствуют действующему налоговому законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Ссылки общества на иную судебную практику в подтверждение своих доводов, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, которыми подтверждено неправомерное предъявление к вычету НДС в размере 13 606 295 рублей ввиду отсутствия на то правовых оснований, нарушений равенства налогового бремени, носящего дискриминационный характер, в ходе рассмотрения дела, вопреки доводам жалобы, апелляционным судом не установлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате ООО "РМД ЮВА 1" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит на налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2021 по делу N А51-3822/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3822/2021
Истец: ООО "РМД ЮВА 1"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Приморскому краю