24 августа 2021 г. |
Дело N А84-5674/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма" - Шевцова Е.Д., представитель на основании доверенности от 10.08.2021 б/н,
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Куку А.Т., представитель на основании доверенности от 01.03.2021 N 25,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.06.2021 по делу N А84-5674/2020 (судья Юрина Е.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма"
к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя
о понуждении совершить определенные действия,
по встречному исковому заявлению Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя
к обществу с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма",
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по встречному иску: Местной администрации Орлиновского муниципального округа города Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя "Севастопольское лесничество", Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Экологический центр"
о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма" (далее - истец, Общество) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя с исковым заявлением, в котором (с учётом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) просило: освободить истца от оплаты платежей за пользование акваторий пруда "Туристский" по договору водопользования от 01.04.2019 N 92-21.01.00.003-П-ДРБВ-С-2019-00139/00 в период с 01.02.2020 по 22.04.2021, взыскать с Севприроднадзора убытки в размере 60 919,00 руб., приостановить исполнение иных обязательств истца по спорному договору в период с 01.02.2020 по 22.04.2021.
На основании Указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ "О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя" Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя преобразовано в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - ответчик, Департамент, Севприроднадзор) путем переименования с передачей ему функций преобразуемого Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, о чем свидетельствуют сведения Единого государственного реестра юридических лиц (регистрационная запись N 2209200598187 от 09.12.2020 о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ).
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя подало встречное исковое заявление к ООО "Азбука Туризма" о расторжении договора водопользования в связи с отсутствием предмета договора, которое определением от 27.01.2021 суд принял к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском по делу N А84-5674/20.
Определением суда первой инстанции от 01.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по встречному иску привлечены: Местная администрация Орлиновского муниципального округа города Севастополя, Государственное казенное учреждение города Севастополя "Севастопольское лесничество", Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Экологический центр".
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда города Севастополя от 09.06.2021 в удовлетворении исковых требований по первоначальному и встречному искам отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Азбука Туризма" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции по первоначальному иску отменить, принять в данной части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности апеллянт указал, что судом первой инстанции не учтено право Общества отказаться от исполнения обязанностей по оплате водопользования в связи с отсутствием объекта водопользования в спорный период. Кроме того, водопользователь вправе потребовать уменьшение платы, если состояние объекта водопользование существенно ухудшилось.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержала апелляционную жалобу, просила её удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части по мотивам, изложенным в ней, удовлетворить исковые требования истца в полном объёме.
В судебном заседании представитель Севприроднадзора просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы обжалуется только решение в части отказа в удовлетворении первоначального иска, от иных участников процесса возражения не поступали, суд пересматривает решение суда только в этой части.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Правительства Севастополя N 98-РП от 21.03.2017 комплекс гидротехнического сооружения пруда (ГТС) "Туристский" передан в собственность внутригородскому муниципальному образованию города Севастополя Орлиновскому муниципальному округу.
На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 1846-РДИ от 22.02.2018 гидротехническое сооружение пруда "Туристский" было закреплено за Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 5397-РДИ от 14.06.2019 комплекс ГТС пруда "Туристский" передан ГКУ города Севастополя "Севастопольское Лесничество" и закреплён за учреждением на праве оперативного управления.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 5635-РДИ от 25.09.2020 комплекс ГТС пруда "Туристский" был изъят у ГКУ города Севастополя "Севастопольское Лесничество" и закреплён на праве оперативного управления за ГБУ города Севастополя "Экологический центр".
ООО "Азбука Туризма" приняло участие в открытом аукционе N 49 и стало победителем торгов на право заключения договора водопользования акватории пруда "Туристский", расположенного южнее с. Орлиное, верховье р. Байдарки, Балаклавский район, г. Севастополь, площадью 0,064775 км2.
По результатам указанного аукциона между ООО "Азбука Туризма" (Водопользователь) и Севприроднадзором (Уполномоченный орган) заключен договор водопользования от 01.04.2019 N 92-21.01,00.003-П- ЛРБВ-С-2019-00139/00 (далее - Договор), согласно которому ООО "Азбука Туриста" передан водный объект пруд "Туристский" (далее-ГТС) в целях использования акватории водного объекта (размещение на акватории других объектов и сооружений), вид пользования - совместное водопользование, способ использования водного объекта - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водный объект имеет рыбохозяйственное назначение.
Пунктом 9 Договора стороны согласовали иные условия водопользования, в том числе:
а) вести целевое использование водного объекта: использование акватории водного объекта (размещение на акватории других объектов и сооружений);
б) использовать акваторию пруда "Туристский" согласно предоставленной схеме (в границах указанных географических координат);
в) не допускать ухудшения качества водного объекта, среды обитания животного и растительного мира:
г) исключить загрязнение и засорение используемой акватории нефтепродуктами, производственными и бытовыми отходами:
д) обеспечить уборку акватории от наплавного мусора и нефтепродуктов, а также содержать прилегающую к предоставленному участку акватории береговую полосу в надлежащем состоянии;
е) в период действия настоящею Договора проводить контроль качества воды водного объекта лабораторией, аккредитованной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", соответствии с согласованной Программой наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;
ё) ежегодно до 15 марта, следующим за отчетным годом представлять бесплатно Севприроднадзор сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами. морфометрическими особенностями ) и их водоохранными зонами в соответствии с Порядком представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями, утвержденным приказом Минприроды России от 6 февраля х г. N 30 (по формам 6.1,6.2, 6.3 ).
ж) соблюдать режим ведения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ;
з) осуществлять водохозяйственную деятельность и применять меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в соответствии с требованиями ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380;
и) компенсировать причинённый ущерб водному объекту и водным биологическим ресурсам, обитающим в нём. в случае возникновения аварийных ситуаций по вине водопользователя;
й) обеспечить пользование (без использования механических транспортных средств береговой полосой водного объекта общего пользования шириной 20 м, для передвижения и пребывания около водного объекта, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п.6, п.8 ст.6 Водного кодекса РФ);
к) прекратить пользование водным объектом в принудительном порядке по решению суда по основаниям, предусмотренным ч. 3. ст. 10 Водного кодекса РФ;
л) в случае возникновения необходимости использования акватории пруда для государственных или муниципальных нужд возможно принудительное прекращение права водопользования по данному договору;
м) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водного объекта, соблюдать режим особой охраны Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 408-ПП "Об утверждении: Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский" (п. 16 и п. 21 Положения);
н) в случае планирования строительства или реконструкции объектов на землях государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский" проектную документацию таких объектов согласовать в установленном порядке и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 1 74-ФЗ "Об экологической экспертизе" и положением о заказнике;
о) согласовать планируемую деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания":
п) проводить на водном объекте комплекс организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний в соответствии с СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации";
р) осуществлять мероприятия но охране поверхностных водных объектов, в том числе расчистку водного объекта от донных отложений и древесно-кустарниковой растительности в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией (ст. 55 Водного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении правил охраны поверхностных водных объектов").
В соответствии с разделом II Договора размер платы за пользование водным объектом составляет: 41 663,28 руб. в 2019 году; 47 881,68 руб. в 2020 году; 55 136,48 руб. в 2021 году; 63 427,68 руб. в 2022 году; 72 962,56 руб. в 2023 году; 20 987,10 руб. в 2024 году.
Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является: площадь предоставленной акватории водного объекта. При изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом может изменяться Уполномоченным органом не чаще 1 раза за платежный период с предварительным уведомлением об этом водопользователя в 10-дневный срок (пункт 12 Договора).
Плата за пользование водным объектом вносится Водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на расчетный счет Уполномоченного органа (пункт 13 Договора).
В силу пункта 15 Договора изменение размера платы за пользование водным объектом, предусмотренные соответственно пунктом 12 Договора, оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к Договору, являющихся его неотъемлемой частью.
Положениями Раздела III Договора установлены права и обязанности Сторон, в соответствии с которыми:
Уполномоченный орган имеет право (пункт 17 Договора):
а) на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте осуществления использования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объемам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения Водопользователем условий настоящего Договора;
б) вносить предложения по пересмотру условий Договора в связи с изменением водохозяйственной обстановки;
в) требовать от Водопользователя надлежащего исполнения возложенных на него обязательств по водопользованию;
Уполномоченный орган обязан (пункт 18 Договора):
а) выполнять в полном объеме условия Договора;
б) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Водопользователя об изменении номера счета для перечисления платы за пользование водными объектами, указанного в пункте 13 Договора.
Водопользователь имеет право (пункт 19):
а) использовать водный объект на условиях, установленных Договором.
Водопользователь обязан (пункт 20):
а) выполнять в полном объеме условия настоящего Договора;
б) приступить к водопользованию в соответствии с настоящим Договором в срок: с даты государственной регистрации договора водопользования в государственном водном реестре;
в) вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной несогласованной с Уполномоченным органом программе, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, и передавать результаты таких наблюдений в Севприроднадзор;
г) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые и расположенные на водном объекте гидротехнические и иные сооружения;
д) вносить плату за пользование водными объектами в размере, на условиях и в сроки, которые установлены Договором водопользования;
е) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;
ё) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий с указанием средств затраченных на реализацию водоохранных мероприятий;
ж) представлять в установленном порядке в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 25 января, следующего за отчетным годом, федеральное статистическое наблюдение "Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах" по форме N 2-ОС. утвержденной приказом Росстата от 28.08.2012 N 469;
з) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте;
и) информировать Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте; й) представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год с указанием размера средств для их реализации и источников финансирования;
к) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Уполномоченный орган об изменении своих реквизитов (в том числе банковских);
л) обеспечивать Уполномоченному органу, а также представителям органов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов их требованию доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование;
м) не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта;
н) не нарушать прав других водопользователей, осуществляющих совместное с водопользователем использование водного объекта;
о) не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Договора уведомить Уполномоченный орган в письменной форме о желании заключить такой договор на новый срок.
В соответствии с пунктом 24 Договора стороны не несут ответственности за нарушение обязательств по договору, вызванное действием обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, катастрофическое снижение водности водного объекта, аварийное загрязнение водного объекта и др.).
Пунктами 25-27 Договора установлено, что все изменения Договора оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре.
Договор может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон, а также Договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством, в случаях невнесення платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае неподписания Водопользователем дополнительных соглашений к настоящему Договору в соответствии с пунктом 15 Договора или нарушения сторонами других условий Договора.
В силу пунктов 30, 31 Договора последний признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Срок действия Договора установлен - пять лет, дата окончания действия Договора - 31 марта 2024 года.
Договор водопользования от 01.04.2019 N 92-21.01.00.003-П-ДРБВ-С-2019-00139/00 зарегистрирован Севприроднадзором 01.04.2019 в государственном водном реестре под N 92-21.01.00.003-П-ДРБВ-С- 2019-00139/00.
Государственной экологической инспекцией города Севастополя 27.03.2019 проведено обследование пруда "Туристский", оборудованного комплексом ГТС, состоящего из земляной плотины, водосборного водоема, донного водоспуска. На момент обследования водоема выявлен сброс водных ресурсов из пруда "Туристский" в реку Байдарка через водовыпуск гидротехнического сооружения (ГТС), в результате чего уровень воды в водоеме понижен до минимума.
В результате совместного осмотра специалистов Севтехнадзора и местной администрации Орлиновского муниципального округа города Севастополя 29.01.2019 выявлено, что эксплуатация ГТС пруда "Туристский" осуществляется с нарушением требований к обеспечению безопасности ГТС, установленных законодательством Российской Федерации.
ООО "Азбука Туризма" в письме от 25.11.2019 N 25/11 просило уточнить сроки восстановления ГТС. Севприроднадзор уведомил, что выполнение основных работ по капитальному ремонту отдельных элементов ГТС водоема "Туристский" запланировано на I квартал 2020 года.
Поскольку ООО "Азбука Туризма" не могло использовать акваторию водного объекта пруда "Туристский" в связи с его осушением, 30.01.2020 Общество направило заявление в Севприроднадзор от 27.01.2020 N 27/01 с просьбой приостановить с 01.02.2020 исполнение договора водопользования от 01.04.2019 N 92-21.01.00.003-П-ДРБВ-С- 2019-00139/00 без начисления платы за пользование водным объектом до восстановления акватории водного объекта в первоначальных размерах, площадью 0,064775 км2.
26.05.2020 Обществом получен ответ Севприроднадзора от 08.04.2020 N 1868/01-22-01-71/02/20 с копией письма Федерального агентства водных ресурсов от 20.03.2020 N ВН-02-25/2205, в котором орган исполнительной власти отказал в удовлетворении заявления Общества о прекращении начисления арендной платы и приостановлении исполнения обязательств по договору водопользования и предложил направить в адрес Севприроднадзора заявление о расторжении договора водопользования водного объекта - пруд "Туристский".
Письмом от 08.04.2020 N 1868/01-22-01-71/02/20 Департаментом в адрес ООО "Азбука Туризма" было направлено предложение о расторжении Договора водопользования.
ООО "Азбука Туризма" заявлено об отсутствии намерения расторгать договор водопользования и желании сохранить право пользования акваторией указанного водного объекта.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Азбука Туризма" с иском в арбитражный суд, и обращения Департаментом со встречным иском.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
Статья 12 ВК РФ устанавливает, что по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно пункту 2 статьи 12 ВК РФ к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
В соответствии со статьей 10 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как правильно отметил суд первой инстанции, ВК РФ не регламентирует процедуру расторжения договора водопользования, соответственно в рассматриваемых правоотношениях действует общее правило, содержащееся в пункте 2 статьи 452 ГК РФ, а также правила, применяемые к договорам аренды (глава 34 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что фактически между сторонами возник спор относительно определения размера платы за пользование водным объектом за период с 01.02.2020 по 22.04.2020 в связи с отсутствием акватории спорного водного объекта вследствие сброса воды.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 20 ВК РФ договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
В пункте 2 указанной выше статьи предусмотрено, что плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов: 1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; 2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; 3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Пунктом 3 статьи 20 ВК РФ установлено, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764.
Размер ставок установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в настоящем споре размер платы за пользование водным объектом является регулируемым нормативными правовыми актами, что подтверждается положениями Водного кодекса Российской Федерации, Правилами N 764, а также условиями договора, в частности, пунктом 12, согласно которому при изменении ставок платы размер платы за пользование водным объектом может изменяться уполномоченным органом.
Соглашаясь с судом первой инстанции, коллегия судей отклоняет ссылки ООО "Азбука Туризма" на статьи 612, 614, 328 ГК РФ как на основание для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, пруд "Туристский" является естественным водоемом, договором определен вид пользования - совместное водопользование, способ использования водного объекта - водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что условия Договора не предусматривают возможности уменьшения арендной платы, а сброс воды из спорного водоема в период паводков был сделан по указанию главы местной администрации Орлиновского муниципального округа из-за неисправности донного водоспуска и прорыва дамбы для предотвращения аварийной ситуации, что подтверждается публикацией в СМИ и не опровергнуто указанным третьим лицом. Таким образом, указанная ситуация находится вне зоны ответственности Департамента.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В момент заключения спорного договора ООО "Азбука Туризма", являясь коммерческой организацией, то есть, профессиональным участником гражданского оборота, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота, должен был оценить все риски, включая экономические, спорного договора, в том числе, оценить техническое состояние комплекса ГТС пруд "Туристский".
При этом, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что плата за пользование водным объектом является регулируемой нормативными правовыми актами, следовательно, условия взимания платы не зависят от соглашения сторон.
Апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что Общество возражало против удовлетворения встречного иска о расторжении спорного договора, обоснованного отсутствием акватории пруда. Таким образом, ООО "Азбука Туризма" заявило о желании использовать объект договора безвозмездно, что противоречит нормам ВК РФ и ГК РФ о возмездности договора, а также принципу добросовестного поведения участника гражданских правоотношений, предусмотренного статьёй 10 ГК РФ.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что первоначальные исковые требования об освобождении ООО "Азбука Туризма" от отплаты платежей за пользование акваторией пруда "Туристский" удовлетворению не подлежат.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что требования об освобождении истца от оплаты платежей за пользование акваторий пруда "Туристский" по Договору и приостановлении исполнения иных обязательств истца по спорному договору в период с 01.02.2020 по 22.04.2021 также не подлежат удовлетворению в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Судебные акты по требованиям о понуждении совершить определенные действия должны быть исполнимыми.
В силу статей 49 и 170 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дело, исходя из заявленного предмета и основания иска.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является защита путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.03.2000 N 3486/99, критериями допустимости иска об исполнении в натуре являются возможность реального исполнения принятого решения, исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Предъявление Обществом иска об освобождении ООО "Азбука Туризма" от отплаты платежей за пользование акваторией пруда и приостановлении исполнения иных обязательств истца по спорному договору в период с 01.02.2020 по 22.04.2021 не может осуществляться посредством предъявления иска о присуждении к исполнению обязанности в натуре и, как следствие, соответствовать способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 ГК РФ.
По существу истец просит обязать ответчика произвести перерасчет платы по методологии, которой полагает верной Общество, а также освободить его от каких-либо обязательств по Договору.
Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, истец (пользователь) вправе защищать свои права и законные интересы путем предъявления материально-правового требования (иска) о взыскании неосновательного обогащения или заявления возражений на требования (иск) Департамента о взыскании задолженности по плате за водопользование, о расторжении Договора на основании невыполнения его условий и т.д..
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 N ВАС-9617/14, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2017 г. по делу N А83-1328/2016, от 23.03.2017 по делу N А84-1328/2016, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.05.2014 по делу N А62-3061/2013, Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2015 по делу N А07-22657/2013, Арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2016 по делу N А57-11152/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2015 по делу N А12-39502/2014.
Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, у арбитражного суда первой инстанции не имелось оснований для рассмотрения указанных заявленных Обществом требований в качестве средства защиты этих прав.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Севприроднадзора убытков в сумме внесённой платы за водопользования.
Как правильно отметил суд первой инстанции, поскольку судом установлено, что основания для освобождения Водопользователя от платы за пользование водным объектов отсутствуют, то оснований для удовлетворения требования о взыскании убытков у суда также не имеется.
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Пунктами 1 и 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Апелляционный суд пришёл к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела Обществом доказательств, обосновывающих заявленные им требование, подтверждающих наличие убытков, их размер, вину ответчика в причинении убытков истцу, и их причинно-следственную связь, не представлено.
Внесённая Обществом плата за водопользование в порядке, предусмотренном Договором и нормативными актами, при сохранение действия указанного Договора, не может рассматриваться как убытки истца, а действия Департамента по получению такой платы, как противоправные. При этом, Обществом не представлено каких-либо доказательств, что действия ответчика привели к временному осушению объекта водопользования.
Учитывая изложенное, в удовлетворении первоначальных исковых требований ООО "Азбука туризма" суд отказывал правомерно.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.06.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.06.2021 по делу N А84-5674/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азбука Туризма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5674/2020
Истец: ООО "Азбука туризма"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Местная администрация Орлиновского муниципального округа города Севастополя, Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Экологический центр"