г. Владимир |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А39-2426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.06.2021 по делу N А39-2426/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Купрей" (ОГРН 1021301115725, ИНН 1328161385) к администрации городского округа Саранск (ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, при участии в судебном заседании: от истца - общества с ограниченной ответственностью "Купрей" - Харитоновой О.И. (по доверенности от 01.07.2021 сроком действия 1 год и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Купрей" (далее - Общество) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа Саранск (далее - Администрация) об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к договору аренды N 473/19-Ар на следующих условиях:
"1. Арендодатель снижает размер арендной платы на 50 % от определенной договором аренды (с учетом Приложения N 1 к договору от 01.01.20 года), на период с 01 июля 2020 года по 22 сентября 2020 года, в связи с невозможностью использования нежилого помещения (здания) по договору по назначению из-за ограничений, введенных органами власти субъекта с целью не допущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
2. Штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды), в связи с отсрочкой и (или) освобождением от уплаты арендных платежей, не применяются.
3. Дополнительное соглашение вступает в силу с момента государственной регистрации и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.07.2020 года.
4. Остальные условия договора остаются неизменными.
5. Настоящее соглашение составлено в 3 (трех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.".
Решением от 03.06.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что Общество воспользовалась мерами поддержки в виде отсрочки и освобождения от уплаты арендных платежей по договору аренды за период с апреля по сентябрь 2020 года. Считает, что, учитывая отсрочку и освобождение по арендным платежам, снижение арендной платы за 6 месяцев уже составило 50% от определенной договором аренды, в случае снижения размера арендной платы еще на 50%, арендатор за период с июля по сентябрь 2020 года будет освобожден от внесения арендной платы, в то время как нормы Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) не предусматривают обязанность арендодателя по освобождению арендатора от внесения арендной платы в полном размере.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании от 12.08.2021 возразили по доводам заявителя жалобы, считая их несостоятельными, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда не обеспечила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.07.2019 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды муниципального нежилого помещения N 473/19-Ар, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.06.2019 N 14 (постановления Администрации от 25.06.2019 N 1181) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование здание бани N 8 (здание), расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Косарева, 38а, для размещения бани.
Общая площадь передаваемого в аренду нежилого помещения (здания) составляет 2114,3 кв.м.
Характеристика объекта: здание бани N 8, назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 2114,3 кв.м, инв. N 15793, лит. А, адрес объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Косарева, д. 38а, принадлежит городскому округу Саранск на основании Постановления Верховного Совета Мордовской ССР от 24.01.1992 N 609-XII, свидетельство о государственной регистрации права от 16.11.2011 серии 13 ГА 573849, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2011 N 13-13-01/186/2011-250.
Договор заключен сроком на 5 лет (пункт 1.2 договора).
В силу пункта 1.3 договора условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с момента подписания акта приема-передачи в соответствии с пунктами 2.3.1, 2.4.1 договора. Акт приема-передачи является неотъемлемой частью договора.
Размер арендной платы составляет 2 472 674 руб. 17 коп. в год без учета НДС. Арендная плата, без учета НДС, вносится 100% в бюджет городского округа Саранск. Оплата производится ежемесячно, до 10-го числа текущего месяца, безналичным порядком. Размер ежемесячного платежа определяется как 1/12 годовой суммы арендной платы (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата, установленная пунктом 3.1 договора, вносится ежемесячно с оплатой не позднее 10 числа каждого месяца на счет арендодателя.
02.07.2019 здание бани передано арендодателем арендатору по акту приема-передачи.
На основании Указа Главы Республики Мордовия от 27.03.2020 N 90-УГ "О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-УГ" деятельность Общества в арендуемом здании бани с 28.03.2020 приостановлена.
В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22.05.2020 N 287 "О мерах поддержки арендаторов муниципального имущества городского округа Саранск в период распространения новой коронавирусной инфекции" сторонами договора подписано соглашение об освобождении арендатора от уплаты арендных платежей по договору за период с 01.04.2020 по 30.06.2020.
28.08.2020, указывая на приостановление деятельности в период распространения коронавирусной инфекции, Общество обратилось к Администрации с просьбой с 01.07.2020 не производить начисление арендных платежей за здание бани.
В письме от 28.09.2020 N 6965-исх. Администрация сообщила, что распространить меру поддержки в виде освобождения от арендных платежей на более длительный период времени не представляется возможным.
10.09.2020 истец со ссылкой на существенно изменившиеся обстоятельства (запрет деятельности Общества в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции) обратился к ответчику с просьбой снизить арендную плату на 50% с 01.07.2020 и до окончания действия ограничительных мер.
Указом Главы Республики Мордовия от 22.09.2020 N 284-УГ "О внесении изменений в пункты 4.9 Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N78-УГ", возобновлена деятельность бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, исключительно по предварительной записи.
В ответ на обращение истца от 10.09.2020 Администрация в письме от 06.10.2020 N 7196-исх. указала на то, что Общество может воспользоваться отсрочкой по уплате арендных платежей за период с июля по сентябрь 2020 года.
23.10.2020 между сторонами договора подписано дополнительное соглашение о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 по договору N 473/19-Ар.
Общество, указывая, что осуществляет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, ссылаясь на положения Закона N 98-ФЗ, обратился с иском в суд.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года (часть 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
В части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ предусмотрено, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
Судом установлено, что Указом Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-уг "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-2019" с 17.03.2020 на территории региона введен режим повышенной готовности.
В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 27.03.2020 N 90-УГ "О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 года N 78-УГ", Указом Главы Республики Мордовия от 30.04.2020 Ш35-УГ с 28.03.2020 приостановлена деятельность салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов.
Указом Главы Республики Мордовия от 22.09.2020 N 284-УГ возобновлена деятельность бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, исключительно по предварительной записи.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (далее - Обзор от 30.04.2020), при ответе на вопрос 5 указано, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайно ситуации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы). При этом, если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Таким образом, из указанных выше положений и разъяснений следует, что арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы.
Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Вопрос о размере уменьшения арендной платы решается по усмотрению сторон договора, поскольку положения закона в вопросе о размере уменьшения диспозитивны. В случае недостижения между сторонами соглашения о размере уменьшения, размер арендной платы (размер уменьшения) определяется судом с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата.
Нормы Закона N 98-ФЗ не предусматривают обязанность арендодателя освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере. Однако, вопреки доводам заявителя жалобы, такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности истца является физкультурно-оздоровительная деятельность, код ОКВЭД -96.04.
Указанный вид деятельности относится к Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Более того, Общество с учетом Указов Главы Республики Мордовия не могло оказывать услуги в арендованном у ответчика здании бани, что последним не оспаривается.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Общество вправе претендовать на уменьшение размера арендной платы за период с 01.07.2020 по 22.09.2020.
Письмом от 10.09.2020 Общество просило Администрацию уменьшить размер арендной платы на 50% от указанного в договоре аренды и заключить соответствующее дополнительное соглашение. Ответчик в ответ предложил заключение соглашения о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.
В соответствии положениями частей 1, 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации является основанием для предоставления отсрочки уплаты арендной платы, уменьшения ее размера.
Заключение арендатором и арендодателем соглашения об уменьшении размера арендной платы или изменение договора аренды на основании решения суда не лишают арендатора права на предоставление ему отсрочки в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе за периоды, предшествовавшие заключению соглашения о снижении арендной платы или вступления в силу соответствующего решения суда (ответ на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021)).
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы о невозможности одновременного предоставления отсрочки по внесению арендных платежей и уменьшения арендной платы отклоняются ввиду их несостоятельности.
Как верно указано судом первой инстанции, заключение сторонами соглашения об отсрочке уплаты арендной платы не исключает возможность арендатора требовать ее уменьшения, поскольку по сути положений Закона N 98-ФЗ лица, пострадавшие в результате распространения коронавирусной инфекции, вправе претендовать как на снижение арендной платы, так и на предоставление отсрочки по ее уплате.
Ссылка заявителя жалобы на то, что при предоставлении отсрочки и уменьшении арендной платы Общество фактически освобождается от внесения арендных платежей, не принимается как необоснованная и не соответствующая действительности.
Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации (ответ на вопрос 5 в Обзоре от 30.04.2020).
Решение вопроса о величине уменьшения оставлено на усмотрение и согласование сторон, поскольку в условиях распространения коронавирусной инфекции пострадавшими явились и арендатор и арендодатель (по не зависящим от них причинам), которые лишились того уровня доходов, на получение которого рассчитывали.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец пояснял, что заявляя об уменьшении арендной платы в размере 50%, Общество исходило из того, что стороны договора в равной мере пострадали в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, фактические обстоятельства дела, основной вид деятельности истца, целевое использование предоставленного в аренду здания, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон и макроэкономических последствий, действовавшие ограничения в отношении хозяйственной деятельности истца, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Общества в полном объеме.
При этом, разрешая спор по существу, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Изложенная в апелляционной жалобе позиция фактически повторяет позицию Администрации, приведенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и не содержит фактов, которые не были бы проверены судом и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу. Аргументов, основанных на доказательственной базе и способных повлиять на правовую оценку спорных правоотношений, заявителем не приведено и судом апелляционной инстанции при проверке доводов заявителя жалобы не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по вышеназванным мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.06.2021 по делу N А39-2426/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2426/2021
Истец: ООО "Купрей"
Ответчик: Администрация городского округа Саранск