г. Пермь |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А60-53701/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кощеевой М.Н.,
судей Балдина Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, ООО "БТК",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2021,
вынесенное судьей Дёминой Т.А.,
по делу N А60-53701/2020
по заявлению ООО "БТК" (ОГРН 1156686003902, ИНН 6686061990, г. Екатеринбург)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003, г. Екатеринбург),
третьи лица: Сапрыкин Владимир Николаевич, Управление Федеральной налоговой службы Свердловской области (ОГРН 1046604027238, ИНН 6671159287, г. Екатеринбург), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6686000010, г. Екатеринбург), межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу (ОГРН 1056603153859, ИНН 6659118630, г. Екатеринбург),
о признании решения регистрирующего органа о приостановлении ликвидации общества незаконным,
по заявлению ООО "БТК"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому
району г. Екатеринбурга
о признании решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества незаконным,
при участии
от заявителя: Трубников С.В., доверенность от 01.10.2020,
от заинтересованного лица: не явились,
от третьих лиц: не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БТК" (далее - общество "БТК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 31.07.2020 о приостановлении ликвидации общества "БТК" и о признании незаконным решения от 31.08.2020 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества "БТК".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сапрыкин Владимир Николаевич, Управление Федеральной налоговой службы Свердловской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области, межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2021 в удовлетворении требований отказано.
Обществом "БТК" подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Регистрирующим органом и Управлением Федеральной налоговой службы Свердловской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общество "БТК" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.03.2015 по адресу г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад д. 18, корпус ДДД, офис 3.
Единственным участником общества "БТК" Сапрыкиным В.Н. принято решение от 07.04.2020 N 9 о ликвидации общества в связи с прекращением осуществления хозяйственной деятельности.
Согласно расписке в получении документов от 24.07.2020 за вх. N 37363А обществом "БТК" в регистрирующий орган представлены:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме " Р16001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
- документ об уплате государственной пошлины;
- ликвидационный баланс;
- документ, подтверждающий предоставление сведений в ПФР.
В регистрирующий орган поступило письмо от 22.07.2020 N 11/2377, в котором ГУ МВД России по Свердловской области сообщает о том, что в УЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области имеется информация в отношении общества "БТК" по факту уклонения от уплаты налогов, путем внесения недостоверных сведений в налоговые декларации по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с организациями, имеющими признаки фирм- "однодневок".
Регистрирующим органом 31.07.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности ликвидационного баланса юридического лица, в связи с возникновением у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности; заявителю в срок до 20.08.2020 предложено представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности ликвидационного баланса.
Решением от 31.08.2020 N 37363А регистрирующим органом отказано в государственной регистрации ликвидации общества "БТК", поскольку в отношении юридического лица проводится выездная налоговая проверка на основании решения от 27.08.2020.
Полагая, что решение от 31.07.2020 о приостановлении государственной регистрации и решение от 31.08.2020 N 37363А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица являются необоснованными, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 9, 11, 20, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), статьями 31, 82, 89 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что у инспекции возникла обоснованная необходимость для принятия решения о приостановлении государственной регистрации ликвидации юридического лица; решение о проведении выездной налоговой проверки принято в рамках реализации налоговым органом своих полномочий в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля.
Приняв во внимание то обстоятельство, что решение о приостановлении государственной регистрации вынесено 31.07.2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации от 31.08.2020 N 37363А вынесено в установленный законом срок.
Поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является промежуточным этапом процедуры ликвидации, то тем более не допускается проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.
Учитывая сказанное, ликвидация общества "БТК" до завершения мероприятий налогового контроля в установленный законом срок завершена быть не могла, что повлекло принятия инспекцией обоснованного решения об отказе в государственной регистрации от 31.08.2020 N 37363А на основании подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В рассматриваемом споре удовлетворение заявленных требований общества "БТК", направленных фактически на государственную регистрацию ликвидации юридического лица до завершения в отношении него выездной проверки, не будет соответствовать закону, поскольку приведет к созданию препятствия для осуществления налоговым органом функций налогового контроля в связи с деятельностью заявителя до принятия решения о его ликвидации.
При таких обстоятельствах заявленные требования, направленные на фактическую ликвидацию заявителя до завершения выездной налоговой проверки и без учёта её результатов, не направлены на защиту нарушенных или оспоренных прав.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против выводов суда первой инстанции, ссылается на то, что решение о проведении выездной налоговой проверки и последующее решение об отказе в государственной регистрации ликвидации общества приняты незаконно, с нарушением установленных сроков, так как у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации и вместо него должно было быть вынесено решение о государственной регистрации ликвидации общества "БТК".
По мнению заявителя, отсутствие оснований для принятия решения о приостановлении государственной регистрации обуславливается непредоставлением УЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области в регистрирующий орган материалов проверки, подтверждающих информацию об уклонении общества "БТК" от уплаты налогов, изложенную в письме от 22.07.2020 N 11/2377.
Общество "БТК" полагает, что отсутствие данных материалов проверки являлось безусловным основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в приостановлении государственной регистрации, поскольку в данном случае информация, изложенная в письме от 22.07.2020 N 11/2377, является неподтвержденной и носит предположительный характер.
Также заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не принято во внимание неоднократное предоставление обществом "БТК" в регистрирующий орган информации, запрашиваемой в отношении организаций, указанных в письме от 22.07.2020 N 11/2377.
Кроме того, по мнению заявителя, об отсутствии сомнений в сведениях, поданных в составе ликвидационного баланса, свидетельствует утверждение налоговым органом 23.07.2021 промежуточного ликвидационного баланса, который полностью идентичен ликвидационному балансу.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Из материалов дела усматривается, что указанный перечень документов предоставлен заявителем в регистрирующий орган 24.07.2020 в соответствии с распиской в получении документов за вх. N 37363А.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (пункт 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены в Приложении N 1 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания).
Подпунктом 1 пункта 2 указанных оснований предусмотрено, что основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.
Из материалов дела следует, что в регистрирующий орган поступило письмо от 22.07.2020 N 11/2377, в котором ГУ МВД России по Свердловской области сообщает о том, что в УЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области имеется информация в отношении общества "БТК" по факту уклонения от уплаты налогов, путем внесения недостоверных сведений в налоговые декларации по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с организациями, имеющими признаки фирм- "однодневок".
Информация, изложенная в письме от 22.07.2020 N 11/2377, послужила для регистрирующего органа достаточным основанием для возникновения у него обоснованных сомнений относительно достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в отношении общества "БТК", в том числе в отношении ликвидационного баланса общества, в связи с чем регистрирующим органом 31.07.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности ликвидационного баланса юридического лица.
Согласно пункту 6 Приложения N 2, утвержденного Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", основаниями для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным органом внутренних дел, могут являться, в том числе отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, учитывая буквальное содержание вышеуказанного пункта 6 Приказа МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009, само по себе непредоставление УЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области в регистрирующий орган материалов проверки, подтверждающих информацию об уклонении общества "БТК" от уплаты налогов, изложенную в письме от 22.07.2020 N 11/2377, не являлось безусловным основанием для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля в отношении общества "БТК".
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что в соответствии с пунктами 4.2, 4.3, 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица регистрирующему органу достаточно располагать информацией, которая позволяет обоснованно сомневаться в достоверности предоставляемых обществом "БТК" сведений.
В данном случае такая информация была приведена в письме от 22.07.2020 N 11/2377 и отсутствие у налогового органа материалов проверки УЭБиПК ГУ МВД России по Свердловской области не может лишать его возможности реализовывать свои полномочия на проведение контрольно-ревизионных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 31.07.2020 о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности ликвидационного баланса юридического лица принято в соответствии с положениями пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Ссылки заявителя жалобы на неоднократное предоставление обществом "БТК" в регистрирующий орган информации, запрашиваемой в отношении организаций, указанных в письме от 22.07.2020 N 11/2377, проведение камеральных проверок на основании данной информации и утверждение налоговым органом 23.07.2021 промежуточного ликвидационного баланса, который полностью идентичен ликвидационному балансу, также не принимаются апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о достоверности предоставленных в налоговый орган сведений заявителем, а также не опровергают правомерность принятых решений о приостановлении и отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках налоговых проверок указанных видов - выездных и камеральных. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О).
С учетом изложенного вопреки мнению общества "БТК" проведение налоговым органом в период с 2017 по 2019 камеральных налоговых проверок заявителя и отсутствие сведений о выявлении ошибок в отчетности не свидетельствует о достоверности предоставленного ликвидационного баланса.
Подпунктом "в", пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является промежуточным этапом процедуры ликвидации, представляется невозможным и проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.
В данном случае ликвидация общества "БТК" до завершения мероприятий налогового контроля в установленный законом срок завершена быть не могла, что повлекло принятия инспекцией обоснованного решения об отказе в государственной регистрации от 31.08.2020 N 37363А на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 20.04.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 500 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Поскольку обществом "БТК" государственная пошлина уплачена в большем размере, чем это предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по чеку-ордеру от 18.05.2021 подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 апреля 2021 года по делу N А60-53701/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БТК" (ОГРН 1156686003902, ИНН 6686061990) из федерального бюджета 1 500 руб., излишне уплаченных от имени общества с ограниченной ответственностью "БТК" Трубниковым Сергеем Викторовичем по чеку-ордеру от 18.05.2020 (операция 4982).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.Н. Кощеева |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53701/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ООО БТК, ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 32 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: Сапрыкин Владимир Николаевич, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ