г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-8912/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Саватюхиной С.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-8912/21
по заявлению ООО "РОЛЬФ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Чечерина Л.Б. по доверенности от 02.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 05.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОЛЬФ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании недействительным решения об отказе в государственном кадастровом учете, оформленное Уведомлением от 26.10.2020 N 77-0-1-71/3145/2020-1 N Migr-2020-07-10-275415, обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001004:1098, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д.63Б, а именно с целью внесения изменений в сведения ЕГРН об уточнении местоположения Здания в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24.
Решением от 25.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство о замене заявителя ООО "РОЛЬФ" на его правопреемника АО "РОЛЬФ".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 27.07.2021 завершилась реорганизация Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЬФ" в форме преобразования в Акционерное общество "РОЛЬФ", (Лист записи ЕГРЮЛ от 27.07.2021 за ГРН 2215001606862, Лист записи ЕГРЮЛ от 27.07.2021 за ГРН 1215000076279).
Таким образом, Акционерное общество "РОЛЬФ" является универсальным правопреемником Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЬФ" и отвечает по всем его правам и обязанностям в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 48 АПК РФ, ходатайство о замене заявителя ООО "РОЛЬФ" на его правопреемника АО "РОЛЬФ" подлежит удовлетворению.
Представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 13.01.2020 общество обратилось в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001004:1098, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д.63Б (далее - Здание), с целью внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об уточнении местоположения Здания в границах соответствующего земельного участка.
К указанному заявлению были приложены документы, предусмотренные нормами и требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", а именно: Заявление об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества, Технический план, Доверенность на представителя, учредительные документы Заявителя, что подтверждается Описью документов, принятых для оказания государственной услуги от 13.01.2020 в 15 ч. 49 мин. за N 77-0-1-71/3144/2019-322.
По решению государственного регистратора Управления Росреестра по Москве осуществление государственного кадастрового учета изменений Здания было приостановлено Уведомлением от 20.01.2020 по причинам нарушения требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования к подготовке Технического плана), а именно по пунктам 34, 51,42 требований.
Заявитель не согласился с указанным решением государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета и обжаловал его в административном порядке, установленном ст.26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", путем обращения с заявлением об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию, созданную при Управлении Росреестра по Москве, однако жалоба ООО "РОЛЬФ" была отклонена (Решение Апелляционной комиссии Управлении Росреестра по Москве от 05.02.2020 за N 180/2020).
Заявитель, по итогам полученных Заявителем заседания Апелляционной комиссии Управления Росреестра по Москве рекомендаций членов комиссии, а также рекомендаций государственного регистратора, неоднократно представлял дополнительные документы с соответствующим пояснениями, подробными разъяснениями в Разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана, в том числе представил в составе Технического плана полные Поэтажные планы, Технический паспорт, изготовленные Государственным бюджетным учреждением "Московское городское бюро технической инвентаризации" (далее -МосгорБТИ), с обозначением данных, необходимых для оформления Технического плана, что подтверждается Описью документов, принятых для оказания государственных услуг:
от 06.03.2020 N 77-0-1-42/3001/2020-291,
от 04.08.2020 N MFC-0558/2020-154630-1,
от 19.08.2020 N MFC-0558/2020-241660-1.
Рассмотрев дополнительные документы Заявителя, Управление отказало в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, ссылаясь на нарушения пунктов 34, 51, 42 Требований к подготовке Технического плана, без указаний пояснений относительно конкретных причин приостановления, которые не были устранены Заявителем, в соответствии с указанными Уведомлениями:
от 20.01.2020 за N 77-0-1-71/3145/2020-1
от 16.03.2020 заN 77-0-1-71/3145/2020-1,
от 11.08.2020 за N 77-0-1-71/3145/2020-1 N Migr-2020-07-10-275415,
от 26.08.2020 за N 77-0-1-71/3145/2020-1 N Migr-2020-07-10-275415.
Управлением принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001004:1098, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д.636, оформленное Уведомлением от 26.10.2020 N 77-0-1-71/3145/2020-1 N Migr-2020-07-10-275415, с указанием в качестве основания: в связи с неустранением причин, ранее указанных в уведомлении о приостановлении осуществления кадастрового учета и препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Не согласившись с оспариваемым решением управления, общество обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Управление указывает на нарушение заявителем п. 34 Требований к подготовке Технического плана (контур Здания, полученный по представленным координатам, не соответствует контуру Здания по сведениям ЕГРН).
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, сведения ЕГРН в отношении Здании имеют статус "актуальные, ранее учтенный", то есть сведения о Здании были переданы в государственный кадастр недвижимости органами технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
При этом органами технической инвентаризации сведения о точном местоположении Здания в границах земельного участка переданы не были, в том числе с учетом отсутствия соответствующих требований.
В ходе кадастровых работ, инициированных Заявителем, местоположение характерных точек контура Здания (Подземный, наземный, надземный, внутренние контуры) определены кадастровым инженером с точностью, соответствующей действующему законодательству, в том числе во исполнение пункта 34 требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений". Кроме того, при подготовке Технического плана были применены, использованы соответствующие специальные условные знаки, в соответствии с п. 34 Требований к подготовке Технического плана
Таким образом, нарушения п. 34 Требований к подготовке Технического плана отсутствуют.
В решении ответчик указывает также на нарушение п. 51 Требований к подготовке Технического плана (не приложен внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Технического плана).
В соответствии с Требований к подготовке Технического плана внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), должен быть включен в состав Технического плана только в случае отсутствия поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные".
Между тем, Технический план Здания сформирован кадастровым инженером на основании сведений о помещениях, расположенных в Здании, содержащихся в ЕГРН, в том числе на основании данных Поэтажных планов, Технического паспорта, изготовленных МосгорБТИ и содержащихся в ЕГРН (сведения Выписок из ЕГРН N 77/100/006/2020-2598 от 13.02.2020, N 99/2019/277284117 от 09.08.2019).
Сведения ЕГРН в отношении Здании имеют статус "актуальные, ранее учтенный", то есть сведения о Здании были переданы в государственный кадастр недвижимости органами технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
При этом параметры Здания по настоящее время остались неизменными.
Учитывая изложенное, принимая во внимание цель изготовления Технического плана Здания - для внесения изменений в сведения ЕГРН об уточнении местоположения Здания в границах соответствующего земельного участка, суд первой инстанции обосованно указал, что не является необходимым включать в состав Технического плана Здания внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж Здания.
Таким образом, нарушения п. 51 Требований к подготовке Технического плана отсутствуют.
Кросе того, ответчик указывает на нарушение заявителем п. 42 Требований к подготовке Технического плана - в техническом плане Здания в разделе "Характеристики объекта недвижимости" заполнены строки, не содержащиеся новых значений.
В соответствии с пунктом 42 к подготовке Технического плана в случае, если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат только те строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", в которых отражаются новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН.
Учитывая, что Технический план Здания подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости в части уточнении местоположения Здания в границах соответствующего земельного участка, в том числе, с целью исключения ошибочных сведений о том, что Здание располагается также в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:60 (указано в Выписке из ЕГРН N 99/2019/254497553 от 03.04.2019, раздел 1; Выписке из ЕГРН N 77/100/006/2020-2598 от 13.02.2020, раздел 5), в разделе "Характеристики объекта" технического плана были заполнены только строки, подлежащие обязательному заполнению, а именно сведения о том, что Здание располагается в границах одного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24.
Таким образом, нарушения п. 42 Требований к подготовке Технического плана отсутствуют.
Сведения ЕГРН в отношении Здания имеют статус "актуальные, ранее учтенный", параметры Здания остались неизменными.
Согласно п.8. ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В силу п. 20 Требований к подготовке Технического плана сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Между тем, Технический план Здания изготовлен только с целью внесения изменений в сведения ЕГРН об уточнении местоположения Здания в границах соответствующего земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24 (исключение ошибочных данных о частичном расположении Здания в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:60), какие-либо другие изменения/ параметры Здания не вносились.
Таким образом, указанные нарушения также отсутствуют.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, оспариваемое решение управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов ООО "РОЛЬФ" в установленном порядке: осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001004:1098, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, д.63Б, а именно с целью внесения изменений в сведения ЕГРН об уточнении местоположения Здания в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24 на основании заявления от 13.01.2020 N 77-0-1-71/3145/2020-1 и приложенных документов в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Общество с ограниченной ответственностью "РОЛЬФ" на Акционерное общество "РОЛЬФ" в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-8912/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8912/2021
Истец: ООО "РОЛЬФ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ