г. Москва |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А41-17082/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ганичевой Т.А.,
при участии в заседании:
от ЗАО Фирма "Азимут": Лавриенко В.В., по доверенности от 14.01.2021;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от МинЖилПолитики Московской области: Захарова Д.А., по доверенности от 24.12.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2021 года по делу N А41- 17082/21 по заявлению ЗАО Фирма "Азимут" к Управлению Росреестра по Московской области, третье лицо - МинЖилПолитика Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Фирма "Азимут" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), изложенного в уведомлении от 15.01.2021 N КУВД-001/2020-17758759/7, об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить государственный кадастровый учет производственного-складского здания с административно-бытовыми помещениями площадью 6 316 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, город Химки, квартал Клязьма, д. 1-Б, строение 3.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
От ЗАО Фирма "Азимут" поступил отзыв на апелляционную жалобу, суд приобщил отзыв к материалам дела.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 50:10:0020703:42 на основании Разрешения на строительство от 29.01.2020 N RU50-10- 15258-2020, выданного МинЖилПолитика Московской области (далее - министерство) взамен Разрешения на строительство от 31.07.2019 N RU50-10-13982-2019, летом 2020 года завершило строительство производственно-складского здания с административно-бытовыми помещениями общей площадью 6 316 кв.м.
Решением Администрации городского округа Химки Московской области от 17.07.2020 N 317 зданию был присвоен почтовый адрес: Российская Федерация, Московская область, городской округ Химки, город Химки, кв-л Клязьма, дом 1-Б, строение 3.
Министерством 30.09.2020 выдано Разрешение на ввод здания в эксплуатацию от 30.09.2020 N RU50-10-16647-2020.
Общество обратилось в управление заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета здания, приложив все необходимые документы.
Уведомлением от 14.10.2020 N КУВД-001/2020-17758759/1 регистрационные действия были приостановлены в связи с несоответствием Технического плана Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования).
Исправленный с целью устранения замечаний, указанных в уведомлении от 14.10.2020, кадастровым инженером Технический план 27.10.2020, был представлен заявителем в министерство в электронном виде через личный кабинет представителя заявителя и в этот же день был перенаправлен министерством с заявлением MFC-0555/2020-1131811 также в электронном виде управлению. 03.11.2020 управлением было вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-17758759/2.
При этом, из 8 ранее выявленных нарушений Требований, управление указало на не устранение только 3-х из таких нарушений Требований.
В течение ноября - декабря 2020 года министерство, получив от заявителя исправленный Технический план, еще четырежды (13.11.2020, 30.11.2020, 14.12.2020, 24.12.2020) направляло управлению Технический план для постановки здания на кадастровый учет.
Но трижды (24.11.2020, 07.12.2020, 21.12.2020) управление выносило уведомления о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета, указывая, в последнем случае (21.12.2020) на наличие только одной не устраненной причины приостановления - несоответствие Технического плана пункту 51 Требований.
При этом, формулировка этого нарушения во всех уведомлениях оставалась неизменной, скопированной из уведомления от 14.10.2020, т.е. по-прежнему не конкретизирована.
По результатам рассмотрения Технического плана от 23.12.2020, представленного 24.12.2020 c заявлением MFC-0555/2020-1649316 управление 15.01.2021 вынесло уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2020-17758759/7.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется в порядке, предусмотренном требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в управление был представлен установленный действующим законодательством комплект документов.
Согласно уведомлению об отказе, решение было принято на основании ст. 27 Закона N 218- ФЗ в связи с истечением срока приостановления (14.01.2021), установленного уведомлением от 14.10.2020 и не устранением, приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, а именно: "п.7 ч.1 ст. 26 Закона N218-ФЗ: - в нарушение п. 21 Требований, в случае если законодательством Российской Федерации допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.
Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Представленная в виде электронного документа проектная документация не заверена усиленной квалифицированной электронной подписью".
В соответствии с п.70 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент): "Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления".
При указанном правовом регулировании заинтересованное лицо вправе отказать в государственном кадастровом учете здания, если на 15.01.2021 не была устранена хотя бы одна из указанных в уведомлении от 14.10.2020 года 8 (восьми) причин приостановления.
Однако в уведомлении об отказе ни одна из 8 (восьми) причин приостановления, приведенных в уведомлении от 14.10.2020, управлением не указана.
Следовательно, на 15.01.2021 все причины приостановления, указанные в уведомлении от 14.10.20202, были устранены.
При таких обстоятельствах, у заинтересованного лица, в силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ, отсутствовали основания для принятия решения об отказе в государственном кадастровом учете здания.
При этом, приведенная в уведомлении об отказе единственная причина - Технический план составлен с нарушением п. 21 Требований, является новой, так как она ранее не была указана в уведомлении от 14.10.2020.
Вместе с тем, действующим порядком предоставления государственной услуги в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п.70 вышеназванного Административного регламента) не допускается указание заинтересованным лицом новых причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав дополнительно к указанным ранее в уведомлении о приостановлении.
Кроме этого, представленный 24.12.2020 министерством заинтересованному лицу по заявлению MFC-0555/2020-1649316 Технический план от 23.12.2020 в виде архива документа (ZIPфайл) под именем GKUOKS_00014757-3c40-4386-8fe2-7b71064b7642 (1) содержал в качестве приложения к нему проектную документацию, которая была подписана усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно разделу 2 "Описание формата представления файла обмена информацией (файла обмена)", Приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 апреля 2019 г. N П/0163 "XML- схема, используемая для формирования XMLдокумента - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа", "XML-файл Документа, файлы графических разделов технического плана и документов Приложения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Файл электронной подписи должен размещаться в том же каталоге, что и подписываемый файл. Имя файла электронной подписи должно иметь вид:.sig"
В случае если документ Приложения подготовлен в виде архива документа (ZIP-файл), файл электронной подписи должен размещаться внутри этого архива документа. Сам архив (ZIP-файл) не удостоверяется".
В загруженном заявителем 24.12.2020 через личный кабинет его представителя на портале Госуслуги Московской области (https://uslugi.mosreg.ru) министерству Техническом плане от 23.12.2020 в виде архива документа содержался файл под именем "332.151018-АС-АР.pdf", в котором содержалась проектная документация, что подтверждается распечаткой скриншота первой страницы этого файла в формате pdf. Рядом с этим файлом и точно под тем же именем, как и предусмотрено вышеуказанным нормативным актом, содержится файл электронной подписи "332.151018-АС-АР.pdf.sig" проектной документации.
При таких обстоятельствах, решение управления, оформленное уведомлением от 15.01.2021 N КУВД-001/2020-17758759/7 об отказе в государственном кадастровом учете здания, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Сведения, указанные в Техническом плане от 23.12.2020 в части площади здания, количества этажей, жилых/нежилых помещений и машино-мест в полном объеме соответствуют Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 N RU50-10-16647-2020.
Уведомление об отказе препятствует заявителю осуществить государственный кадастровый учет здания, тем самым ограничивает правомочия заявителя по распоряжению и использованию указанного объекта в предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушает права заявителя на осуществление государственного кадастрового учета здания в порядке и в сроки, установленные Законом N 218-ФЗ.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявитель устранил обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, до принятия регистрирующим органом обжалуемых отказов, представив последнему технические планы и заявления.
Следовательно, Управление Росреестра по Московской области обязано было рассмотреть указанные заявления.
Однако в нарушение положений Закона N 218-ФЗ заявителю были направлены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и уведомления об отказе государственного кадастрового учета, которые датированы одним и тем же числом - 27 августа 2020 года.
Довод жалобы о том, что проведению кадастрового учета препятствовало противоречие представленного технического плана пункту 51 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года N 953 (далее - Требования), является несостоятельным по следующим основаниям.
Федеральным законом от 13.07.2020 г. N 202-ФЗ введена в действие (применяется с 13.07.2020 г.) часть 13 статьи 40 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", (далее - Закон N218-ФЗ), согласно которой при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино- места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:
разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства),
акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения образованные (измененные) в результате перепланировки).
В соответствии с ч.14 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии)
Таким образом, действующим законодательством пределы правовой экспертизы, осуществляемой Управлением при осуществлении государственного кадастрового учета созданного здания, строго ограничены проверкой соответствия сведений, указанных в техническом плане, разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Такие сведения проверяются на соответствие Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию исключительно в отношении площади объекта недвижимости, количества этажей, жилых / нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
При таких обстоятельствах противоречие представленного технического плана пункту 51 Требований не может являться препятствием для государственного кадастрового учета.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые решения Управления Росреестра по Московской области, оформленные уведомлениями об отказах в осуществлении государственного кадастрового учета от 27.08.2020 N 50-0-1-287/3501/2020-246/2 и от 27.08.2020 N 50-0-1-287/3501/2020-243/2, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя и подлежат отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции.
Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 по делу N А41- 17082/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17082/2021
Истец: ЗАО ФИРМА "АЗИМУТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ