г. Владивосток |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А51-15369/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Денисовой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт",
апелляционное производство N 05АП-4430/2021
на решение от 21.05.2021
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-15369/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" (ИНН 2526005439, ОГРН 1022501148834)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
о признании незаконным решения от 24.06.2020,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт":
Колесников В.В., по доверенности от 19.11.2020, сроком действия 3 года, диплом ЭВ 303165, паспорт; Андриенко Т.В, по доверенности от 17.08.2021, сроком действия 1 месяц, копия диплома 102518 0541116;
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: Моисеенко О.Г. по доверенности от 21.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, диплом КВ 563868,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт" (далее -заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене решения от 24.06.2020 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Решением суда от 21.05.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, основания для предоставления лесного участка в аренду указанные в части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) не имеют никого отношения к обстоятельствам данного спора. Также указывает, что ЛК РФ до 04.02.2021 не содержал запрета на уступку прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, предоставленного по результатам конкурса, что подтверждается судебной практикой, в том числе определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 306-ЭС20-21765. Указывает на правопреемство в договоре, заключенном на конкурсе. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не приняты во внимания протоколы допроса свидетелей, в которых даны исчерпывающие пояснения об обстоятельствах проведения конкурсного отбора. Считает, что оснований полагать, что оспариваемый участок лесного фонда был получен в отсутствие конкурсных процедур, на основании льготного права, не имеется.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Министерство по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
22.12.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (арендатор) заключен договор N 240/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, в соответствии с пунктами 1 - 4 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок площадью 6 123 га, расположенный по адресу: Приморский край, Пожарский район, Верхне-Перевальнинское лесничество, Звеньевское участковое лесничество, кварталы 150-152, 167-170, находящийся в государственной собственности, для целей и в объемах использования согласно приложению N 3 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2009 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (регистрационная запись 25-25-17/012/2008-111); срок его действия в соответствии с пунктом 20 договора - до 31.12.2019.
На основании договоров купли-продажи права заготовки древесины N ДЭК-20-13/735 от 08.08.2013, N ДЭК-20-13/296 от 31.03.2014 ООО "Стандарт" приобрело у ОАО "ДЭК" право заготовки древесины на лесном участке площадью 6 123 га, расположенном по адресу: Приморский край, Пожарский район, Верхне-Перевальнинское лесничество, Звеньевское участковое лесничество, кварталы 150-152, 167-170, находящийся в государственной собственности в периоды с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014.
На основании соглашения от 29.05.2015 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 240/29 от 22.12.2008 аренды лесного участка для заготовки древесины ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (арендатор 1) с согласия Департамента лесного хозяйства Приморского края от 04.08.2015 передало ООО "Стандарт" (арендатор 2) за плату права и обязанности арендатора по договору N 240/29 от 22.12.2008; участок передан ООО "Стандарт" во владение и пользование на условиях аренды для осуществления заготовки древесины по акту приема-передачи от 27.08.2015; договор прошел государственную регистрацию 15.09.2015.
30.10.2019 ООО "Стандарт" обратилось в Департамент лесного хозяйства Приморского края с заявлением (вх. N 38-12063) о заключении нового договора аренды лесного участка, предусмотренного договором N 240/29 от 22.12.2008, на срок 25 лет в связи с истечением срока его действия.
Не получив ответа на заявление, общество повторно обратилось в министерство с заявлением от 30.04.2020 о заключении нового договора аренды лесного участка, предусмотренного договором N 240/29 от 22.12.2008, на срок 25 лет в связи с истечением срока его действия.
24.06.2020 решением комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лестного участка для заготовки древесины без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 N 240/29, заключенного с ООО "Стандарт", отказано в удовлетворении требования общества на основании части 3 статьи 73.1, пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Полагая, что такой отказ является немотивированным, противоречит закону и нарушает право общество на получение арендуемого им лесного участка на новый срок, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ) утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в ЛК РФ введена статья 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
Так, частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ) установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 Кодекса.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно пункту 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Анализ приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что арендаторы, надлежащим образом исполнявшие договоры аренды лесных участков, которые были предоставлены в аренду на торгах на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
Из материалов дела следует, что изначально спорный лесной участок предоставлен АООТ "Дальэнерго" 11.10.1994 на основании решения краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда, созданной постановлением Администрации Приморского края N 189 от 21.04.1994 "О лицензировании лесопользования на территории Приморского края".
Так, краевой комиссией по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского края принято решение о выдаче АООТ "Дальэнерго" лицензии на долгосрочное пользование лесом (25 лет) на участок N 16 Пожарского лесхоза с ежегодным размером главного пользования 7,9 тыс.куб.м. с условием дополнительного согласования с администрацией района участков лесного фонда под заявленный объем заготовки древесины (протокол заседания N 11а от 11.10.1994).
31.12.1994 Пожарским лесхозом выдана лицензия АООТ "Дальэнерго" на долгосрочное пользование лесным фондом (аренду) (утв. решением администрации Пожарского района от 19.04.1995 и Администрации Приморского края 02.06.1995).
На основании выданной лицензии между Пожарским лесхозом и АООТ "Дальэнерго" заключен договор на аренду участков лесного фонда общей площадью 15 936 га (кварталы N N 150-152, 167-170, 101, 103-107, 116-118, 119-120) в Звеньевском лесничестве сроком на 25 лет, который 26.07.1995 утвержден Администрацией Приморского края).
В дальнейшем, 30.11.1997 на базе ОАО "Приморская ГРЭС" АО Дальэнерго", в ведении которого находилась заготовка леса в Пожарском лесхозе, решением РАО "ЕЭС России" создано ЗАО "Лучегорский топливно-энергетический комплекс".
12.10.1998 в связи с проведенной реорганизацией АООТ "Дальэнерго" в АО "Дальэнерго" Пожарским лесхозом заключен новый договор N 17 аренды участка лесного фонда с ЗАО "ЛУТЭК" общей площадью 25436 га (Звеньевское участковое лесничество, в том числе кварталы NN 150-152, 167-170, 101, 103-107, 116-118, 119-120) сроком до 31.12.2019.
21.03.2001 в указанный договор были внесены изменения, связанные с приведением договора в соответствие с решением краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского края от 11.10.1994 N 11а. Предмет договора N 17 от 21.03.2001 был ограничен участком лесного фонда N 16 общей площадью 6123 га в кварталах NN 150-152, 167-170 Звеньевского участкового лесничества.
22.12.2008 в связи с приведением всех действующих договоров на пользование лесными участками в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ Управлением лесным хозяйством Приморского края был заключен с ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (правопреемник ЗАО "ЛУТЭК") новый договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 240/29 сроком действия по 31.12.2019 с площадью арендуемого лесного участка 6123 га.
29.05.2015 ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" с ООО Стандарт" заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 240/29 от 22.12.2008 аренды лесного участка для заготовки древесины (получено согласие Департамента лесного хозяйства Приморского края исх. от 04.08.2015 N 38-05-53/3124).
В соответствии со статьей 26 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших на дату рассмотрения вопроса о предоставлении АООТ "Дальэнерго" в аренду участка лесного фонда, участки лесного фонда могли предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу статьи 28 Основ лесного законодательства Российской Федерации участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
Участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия являлась документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являлись документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.
Статьей 31 Основ лесного законодательства Российской Федерации было предусмотрено, что Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
В спорный период действовало Положение об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712.
Согласно пункту 4 Положения об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712 (далее - Положение об аренде), участки лесного фонда передаются в аренду на основании специального разрешительного документа - лицензии. Форма лицензии утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Лицензия является документом строгой отчетности, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Лицензия выдается владельцем лесного фонда на основании совместного решения с соответствующим органом местного самоуправления.
На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда (пункт 17 Положения об аренде).
На территории Приморского края порядок предоставления в аренду участков лесного фонда к моменту рассмотрения заявления АООТ "Дальэнерго" и на дату заключения первоначального договора аренды от 26.07.1995 был урегулирован Решением Малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 27.10.1993 N 375 "О порядке лесопользования на территории Приморского края" (далее - Решение, утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Приморского края от 25.09.2002 N 84).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке лесопользования на территории Приморского края (Приложение N 1 к Решению) участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу пункта 3.1 указанного Положения участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Участки лесного фонда сроком действия до одного года предоставляются в краткосрочное (разовое) пользование на основании прямых переговоров, а в долгосрочное пользование - на основании лесных торгов и конкурсов.
Таким образом, согласно действовавшему в спорный период законодательству участки лесного фонда в Приморском крае предоставлялись в долгосрочное (свыше одного года) пользование только на основании лесных торгов и конкурсов.
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производилось в форме аренды на основании лицензии и совместного решения администрации края, района (города) и органов Федеральной службы лесного хозяйства (пункт 4.1).
Пункт 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования участками лесного фонда Приморского края (Приложение N 4 к Решению) устанавливал, что лесной фонд предоставляется в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком лесного фонда в определенных границах, в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно пункту 2.7 Положения о порядке лицензирования отбор претендентов на получение лицензии осуществляется в порядке проведения конкурсов, торгов, за исключением случаев, предусмотренных Положением о порядке лесопользования на территории Приморского края.
Система выбора претендентов на получение лицензии была урегулирована разделом 7 Положения о порядке лицензирования.
В соответствии с пунктом 7.3 Положения о порядке лицензирования при конкурсной системе представления лицензии победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям ведения лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования лесным фондом может быть представлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. Конкурс считается не состоявшимся, если ни один из претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.
Раздел 8 Положения о порядке лицензирования предусматривал публикацию перечня участков лесного фонда, подлежащих лицензированию, о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим претендентов участкам лесного фонда.
Проведения еще одних торгов после получения лицензии (торгов на право заключить договор аренды) действующие в спорный (переходный) период нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не предусматривали. Договор аренды заключался на основании лицензии (пункт 17 Положения об аренде).
Учитывая, что лицензия на пользование участком лесного фонда сроком свыше одного года могла быть выдана исключительно по результатам лесных торгов и конкурсов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что право аренды по договору аренды 26.07.1995, АООТ "Дальэнерго" было получено путем прохождения конкурсных процедур.
Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела свидетельскими показаниями Галкина Н.П. от 10.09.2020 бывшего директора Пожарского лесхоза, и свидетеля Щукиной Т.М. бывшего секретаря краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского края (протоколы допроса свидетелей, заверенные нотариусами Пожарского нотариального округа от 10.09.2020 и Владивостокского нотариального округа от 10.12.2020).
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и свидетельствующих о том, что АООТ "Дальэнерго" получило лицензию в отсутствие конкурса, коллегии не представлено.
На основании вышеизложенного выдача АООТ "Дальэнерго" по результатам конкурса лицензии, на основании которой был заключен договор аренды от 26.07.1995, переоформленный впоследствии путем заключения договора N 240/29 от 22.12.2008, свидетельствует о предоставлении спорного участка лесного фонда в аренду на торгах, что отвечает требованиям части 1 статьи 73.1 и части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Выводы суда первой инстанции об обратном не соответствуют обстоятельствам спора и представленным доказательствам.
Принимая во внимание, что общество являлось арендатором спорного лесного участка не на основании договора аренды, заключенного с собственником по результатам конкурсных процедур, а на основании возмездного соглашения, заключенного с арендатором АО "ДЭК", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не является правопреемником первоначального арендатора лесного участка и не доказало свое право на заключение нового договора аренды в отношении спорного лесного участка без проведения торгов.
Между тем судом не учтено следующее.
29.05.2015 между ОАО "ДЭК" (правопреемником АООТ "Дальэнерго") и ООО Стандарт" с согласия Департамента лесного хозяйства Приморского края (исх. от 04.08.2015 N 38-05-53/3124) и в отсутствии на то законодательного запрета заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 240/29 от 22.12.2008 аренды лесного участка для заготовки древесины.
После чего 27.08.2015 был составлен акт приема-передачи лесного участка и 15.09.2015 Управлением Росреестра по Приморскому краю произведена государственная регистрация соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 71 ЛК РФ предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Кодексом (пункт 3). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Кодексом (пункт 4).
В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Соглашение о перенайме представляет собой сделку по передаче договора (статья 392.3 ГК РФ), предусматривает в соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ одновременную передачу бывшим арендатором новому арендатору всех прав и обязанностей по договору аренды и к такой сделке применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Лесное законодательство в соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков.
Часть 6 статьи 71 ЛК РФ о том, что победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 Кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду, устанавливающая запрет на уступку права и перевод долга в определенных случаях, была введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ, то есть после заключения соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 240/29 от 22.12.2008 аренды лесного участка для заготовки древесины от 29.05.2015.
Таким образом, общество является законным правопреемником ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и, как следствие, - законным правопреемником первоначального арендатора лесного участка со всеми правами и обязанностями, переданными по соглашению от 29.05.2015 в отношении договора N 240/29 от 22.12.2008, поскольку замена стороны в договоре не изменяет обязательство.
Вывод суда первой инстанции об обратном не соответствует обстоятельствам рассматриваемого спора и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствует положениям ЛС РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, требования общества о признании незаконным решения от 24.06.2020, выраженного в решении комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины подлежат удовлетворению.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество заявило об обязании министерства заключить договор в отношении лесного участка общей площадью 6123 га в лесных кварталах N N 150-152, 167-170 Звеньевского участкового лесничества (номер учетной записи государственного учета лесных участков 25/1105020-2008-05) - для заготовки древесины.
В то же время вопрос о предоставлении лесных участков на определенном праве разрешается уполномоченным государственным органом с учетом представленных заинтересованным лицом документов, а также требований действующего лесного законодательства.
При этом суд не вправе подменять государственные органы при отправлении правосудия, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленный обществом способ восстановления нарушенного права является преждевременным.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в месячный срок со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть заявление "Стандарт" от 29.10.2019 27.03.2020 о заключении нового договора аренды лесного участка на сроком на 25 лет.
При изложенных обстоятельствах, учитывая доказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал не установленными, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. Соответственно апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на министерство.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.05.2021 по делу N А51-15369/2020 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 24.06.2020 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в месячный срок со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" от 29.10.2019 о заключении нового договора аренды лесного участка на сроком на 25 лет.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15369/2020
Истец: ООО "Стандарт"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ