г. Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А41-12820/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Гаптуллин А.Н., по доверенности N 93-С от 09.07.2021;
от ТСН "Строитель": Андреев Я.Г., по доверенности от 09.06.2021;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Казимир Е.Ю., по доверенности N 28ДОВ-441 от 28.12.2020;
от Администрации городского округа Щелково Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2021 года по делу N А41-12820/20, по исковому заявлению ТСН "Строитель" к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Щелково Московской области, об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Строитель" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению Росреестра по Московской области с требованиями об установлении границ и площади земельного участка, исправлении реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659 (с учетом принятых судом уточнений)
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2021 года по делу N А41-12820/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное агентство лесного хозяйства обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Мытищинского райсовета от 29.09.1964 N 24 и решением Исполкома Щелковского горсовета от 26.05.1970 N 10/873 Фрязинскому СМУ рабочих закреплен временно под общественный огород земельный участок площадью 5,6 га по сторонам Северной высоковольтной линии электропередач. Контроль за правильным использованием земельного участка возложено на директора Щелковского лесхоза.
Согласно Уставу от 11.06.1977 в границах указанного земельного участка площадью 5,6 га в 20-21 кварталах Щелковского лесничества учебно-опытного лесхоза МЛТИ Московской области рабочими и служащими Фрязинского СМУ организовано и зарегистрировано садоводческое товарищество "Строитель".
Перерегистрация устава и регистрация СТ "Строитель" в качестве юридического лица осуществлена в соответствии с постановлением Главы Администрации Щелковского района Московской области от 09.09.1994 N 1301/20, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Материалами дела также подтверждается, что отвод земельного участка произведен в том числе по фактическому пользованию и с учетом возведенных строений членам товарищества.
Актом технического обследования от 22.03.1979 подтверждается предоставление садоводческому товариществу "Строитель" земельного участка площадью 5,6 га из земель лесного фонда в кварталах 20, 21 Щелковского учебно-опытного лесхоза Щелковского лесничества под садовые участки в постоянное пользование (п. 10). Приложением к данному акту является выкопировка из планшета Щелковского учебно-опытного лесхоза Щелковского лесничества с указанием границ участка под огородами, согласованное представителем СТ "Строитель" 18.04.1979.
Кроме того, в указанном акте имеется ссылка на выделение участка на основании решения Исполкома Мытищинского райсовета от 29.09.1964 N 24 (п. 13).
Решением Щелковского горсовета Щелковского района Московской области от 09.09.1988 N 1555/24 утверждены земельные фонды под коллективное садоводство из земель сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий Щелковского района согласно приложению, в том числе из земель кварталов 20, 21 Щелковского лесничества под огородами в границах ЛЭП.
В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Земельным Кодексом РСФСР., введенным в действие Постановлением ВЦИК от 30.10.1922, действовавшим на момент первоначального землеотвода земельного участка, и непосредственно Постановлением ВЦИК от 30.10.1922 допускалось обращения лесных площадей для временного и постоянного сельскохозяйственного пользования. При этом в силу статей 156 - 158 Земельного кодекса Р.С.Ф.С.Р. предусматривалось, что государственные земельные имущества могут быть предоставляемы трудовым землепользователям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании особых договоров под условием выполнения землепользователями специальных правил, устанавливаемых инструкцией Народного Комиссариата Земледелия Р.С.Ф.С.Р.
По мере предоставления государственных земельных имуществ в постоянное пользование трудовых земледельцев и их объединений (в порядке наделения безземельных и малоземельных граждан, переселения или расселения) они исключаются из состава государственных земельных имуществ и перечисляются в состав земель трудового пользования.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, предоставление земельных участков под огородничество также осуществлялось во временное пользование.
Следовательно, земельный участок площадью 5,6 га из земель лесного фонда в кварталах 20, 21 Щелковского учебно-опытного лесхоза Щелковского лесничества предоставлен СНТ "Строитель" в пользование в соответствии с земельным законодательством, действовавшим на момент отвода и утверждения границ землеотвода под огороды рабочими и служащими Фрязинского СМУ. Данное право не оспорено, соответствующие акты органов власти не отменены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно материалам кадастрового дела подтверждается, что на основании указанных решения Исполкома Мытищинского райсовета от 29.09.1964 N 24, решения Исполкома Щелковского горсовета от 26.05.1970 N 10/873, решения Щелковского горсовета Щелковского района Московской области от 09.09.1988 N 1555/24 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:186 площадью 56000 кв. м, с видом разрешенного использования - под общественный огород. Кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН содержат сведения о дате внесения номера в ГКН - 29.09.1964. сведения о земельном участке внесены в ЕГРН на основании заявления СНТ "Строитель" от 12.07.2010.
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При подготовке межевого плана в целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 кадастровым инженером установлено, что фактическая площадь участка составляет 73962 кв. м, фактические границы пересекают кадастровые границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659.
Материалами дела, в том числе выписками из ЕГРН, кадастровыми делами и документами лесоустройства подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659 относятся к категории земель - земли лесного фонда, находятся в федеральной собственности, местоположение границ установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о границах внесены в ЕГРН.
Полагая, что в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659 имеется реестровая ошибка, в целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186, ТСН "Строитель" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В материалы дела Комитет лесного хозяйства Московской области представил лесохозяйственный регламент и схему наложения границ спорного земельного участка на земли лесного фонда, подготовленную по данным ВИС ГУАГ МО.
Между тем, программа ВИС ГУАГ МО представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положения о ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 26.12.2016 N 31РВ-267.
Данная программа носит ведомственный характер и введена только в 2016 г.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами наличия либо отсутствия пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" относятся материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Комитет лесного хозяйства Московской области представил в материалы дела планшеты лесоустройства 2004-09 гг. Щелковского лесохозяйственного участка, содержащие графическое отображение границ лесных участков, ранее имевших местоположение в 20, 21 кварталах Щелковского учебно-опытного лесхоза Щелковского лесничества.
Вместе с тем, отвод земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 осуществлен в 1964 году, графическое изображение границ такого участка подготовлено и согласовано в 1979 году.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов также не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659 также без учета отвода земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 и фактических границ такого участка, поскольку сведения о земельных участках лесного фонда 17.05.2013 и 26.03.2013 соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК Российской Федерации право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В целях установлении фактических границ и площади спорных земельных участков, определения причин наложения границ суд первой инстанции определением от 18.12.2020 назначил по делу землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил АНО "Центр судебной экспертизы "Норма", экспертам Орешкиной С.В., Пастухову А.М.
Перед экспертами суд поставил следующие вопросы:
1) Определить с выездом на место, возможно ли установить на местности границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186?
2) При положительном ответе на вопрос 1) установить площадь и координаты местоположения фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186. Отобразить графически. Соответствует ли площадь и местоположение границ земельного участка землеотводу в соответствии с решением Исполкома Мытищинского райсовета от 29.09.1964 N 24 и решением Исполкома Щелковского городского Совета народных депутатов Щелковского района Московской области от 09.09.1988 N 1555/24?
3) Имеется ли наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 на кадастровые и (или) фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659? Определить площадь и границы наложения, отобразить графически. Вызвано ли пересечение границ наличием реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659?
4) Установить площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186, исключающее пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659. Отобразить графически.
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение экспертов от 07.02.2021 N 012/02-2021-АЗ, в котором эксперты пришли к выводам о том, что фактические границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 определены на местности ограждением, существующим более 15 лет. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 составляет 101064 кв. м и не соответствует землеустроительной документации и документам по отводу, расхождение составляет 45064 кв. м.
Эксперты установили границы и площадь пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 с земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659. В качестве причин наложения границ земельных участков эксперты указывают на наличие реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:105987, 50:14:0000000:105659, поскольку фактические границы земель лесного фонда не соответствуют сведениям ЕГРН.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 в границах, исключающих пересечение с землями лесного фонда, составляет 11838 кв. м.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение экспертов от 07.02.2021 N 012/02-2021-АЗ, подготовленное АНО "Центр судебной экспертизы "Норма" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности, содержит полные и однозначные выводы на поставленные вопросы, в исследовательской части содержится мотивированное описание исследования и произведенных измерений, в связи с чем данное заключение отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств, выводы судебной экспертизы принимаются судом в качестве доказательства.
С учетом заключения экспертов, поскольку правоустанавливающими документами подтверждается отвод СТ "Строитель" земельного участка площадью 5,6 га (56000 кв. м), ввиду отсутствия документов, подтверждающих площадь такого участка свыше 5,6 га, ТСН "Строитель" уточнены требования, в соответствии с которыми истец просит установить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 равную 61398 кв. м в границах, определенных кадастровым инженером Алиевой Ф.А. в заключении от 12.03.2021, содержащем ситуационный план границ земельных участков на основе экспликации.
Корректировка площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 выполнена кадастровым инженером за счет сдвига фактических границ со стороны высоковольтной линии электропередач в сторону уменьшения.
Судом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186, определенная кадастровым инженером, по сравнению с документами об отводе земельного участка имеет расхождение в пределах погрешности в десять процентов, допускаемой нормами статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 32 пункта 1) и пункта 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно пункту 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.
При данных обстоятельствах, поскольку ранее возникшее право ТСН "Строитель" на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:186 подтверждается юридически значимыми документами, представленными в материалы дела, и кадастровым инженером определены границ и площадь земельного участка в пределах допустимой погрешности, суд также обоснованно принял заключение кадастрового инженера Алиевой Ф.А. от 12.03.2021 в качестве надлежащего доказательства.
Таким образом, поскольку уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:186 обусловлено наличием реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ смежных земельных участков, а формирование земельных участков лесного фонда произведено без учета отвода земельного участка, принимая во внимание, что установление заявленных границ и площади участка допускается действующим законодательством, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2021 года по делу N А41-12820/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12820/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "СТРОИТЕЛЬ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, федерального агенства лесного хозяйства, федеральное агенства лесного хозяйства, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Московской области