г. Тула |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А09-8120/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Брянск" в лице управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858) на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2023 по делу N А09-8120/2023 (судья Зенин Ф.Е.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ревков Василий Васильевич (ОГРНИП 317325600024420) (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию "городской округ город Брянск" в лице управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных по договору денежных средств в размере 52 376 рублей.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Брянская городская администрация (далее - администрация), финансовое управление Брянской городской администрации, общество с ограниченной ответственностью "Успех".
Решением суда от 22.11.2023 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на добровольное согласование сторонами условия договора о выкупной стоимости спорного земельного участка, отсутствия разногласий относительно этого условия при заключении договора. Считает, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка после заключения договора купли-продажи от 10.06.2022 не влечет изменения его выкупной цены.
В отзыве предприниматель просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что, определяя выкупную цену земельного участка стороны должны руководствоваться императивными нормами о конкретных условиях определения такой стоимости. Отмечает, что установленная вступившим в законную силу судебным решением новая кадастровая стоимость распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, т.е. до даты заключения договора, в связи с чем предприниматель вправе требовать возврата излишне уплаченных денежных средств ретроспективно.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное ответчиком ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.06.2022 между предпринимателем (покупатель) и администрацией (продавец) заключен договор купли-продажи N 15030Г находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041507:586, общей площадью 2011 кв. метров, вид разрешенного использования - склады, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, проезд Московский, 83, на котором расположен ы объекты недвижимости.
Цена земельного участка, согласно пункту 2.1 договора, составляет 150 926 рублей 54 копейки в соответствии с расчетом (приложение) и перечисляется покупателем в течение 2-х дней с момента получения квитанции об оплате (пункт 2.3 договора).
Выкупная стоимость земельного участка, согласно приложению к договору, определена на основании приказа управления от 31.07.2015 N 1375 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов" в размере 150 926 рублей 54 копеек, что составляет 10-кратный размер земельного налога, определенный по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку, согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество кадастровая стоимость земельного участка на момент заключения договора купли-продажи от 10.06.2022 N 15030Г составляла 1 006 176 рублей 90 копеек, выкупная цена определена в 150 926 рублей 54 копейки (1 006 176 рублей 90 копеек х 1,5 % х 10).
По платежному поручению от 06.07.2022 N 18 покупатель уплатил предусмотренную договором выкупную стоимость в указанном размере.
Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 28.11.2022 по делу N 3а226/2022 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равной его рыночной стоимости, - 657 000 рублей по состоянию на 15.12.2020 (т. 1, л. д. 19). В решении указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 27.10.2021.
Ссылаясь на то, что в связи с изменением (уменьшением) кадастровой стоимости земельного участка у истца возникло право на перерасчет выкупной стоимости, на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в виде излишне полученных денежных средств в сумме 52 376 рублей (150 926 рублей 54 копеек - 98 550 рублей), предприниматель направил в адрес управления письмо от 03.05.2023 с просьбой возвратить излишне полученную сумму (т. 1, л. д. 26).
Отказ от добровольного удовлетворения указанного требования послужил основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указанные нормы являются императивными и не могут быть изменены по соглашению сторон.
Приказом управления от 31.07.2015 N 1375 утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов (далее - приказ от 31.07.2015 N 1375).
В соответствии с пунктом 3 приказа от 31.07.2015 N 1375 цена земельных участков определяется по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Цена земельных участков определяется на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность (пункт 4 приказа от 31.07.2015 N 1375).
Соответствующие налоговые ставки в зависимости от категории и видов разрешенного использования земельных участков установлены постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.10.2005 N 202-п "О земельном налоге".
Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что на момент подачи заявки на выкуп земельного участка и заключения договора купли-продажи в сведениях ЕГРН содержались данные о кадастровой стоимости земельного участка в 1 006 176 рублей 90 копеек
Между тем вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 28.11.2022 указанная кадастровая стоимость изменена и установлена в размере, равном рыночной - 657 000 рублей. При этом в решении указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041507:586 установлена актом государственного бюджетного учреждения "Брянскоблтехинвентаризация" N АОКС-32/2021/0002 от 15.01.2021 в размере 1 006 176 рублей 82 копеек; дата начала ее применения - 15.12.2020, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 20.01.2021, а датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 27.10.2021.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021 (ответ на вопрос 4), при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения об установлении рыночной стоимости такая стоимость определяется на дату, указанную в отчете.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ (далее - Закон N 237-ФЗ), применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Такой датой в настоящем случае является 27.10.2021, на что указано в решении Брянского областного суда от 28.11.2022.
Следовательно, предприниматель вправе ставить вопрос об определении размера выкупной платы за земельный участок, которая относится к категории регулируемых цен, исходя из измененной кадастровой стоимости.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно заключил, что сумма, превышающая 10-кратный размер земельного налога, определенный по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Брянского областного суда от 28.11.2022 (в котором указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 27.10.2021), является неосновательным обогащением.
Поскольку, исходя из определенной решением суда кадастровой стоимости, размер выкупной цены составит 98 550 рублей (657 000 * 1,5 % х 10), в то время как предпринимателем уплачено 150 926 рублей 54 копейки, суд пришел к правильному выводу о том, что излишне внесенная выкупная стоимость в размере 52 376 рублей (150 926 рублей 54 копейки - 98 550 рублей) подлежит возврату истцу по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка после заключения договора купли-продажи от 10.06.2022 не влечет изменения его выкупной стоимости, отклоняются судом.
Пунктом 6 части 2 Закона N 237-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения предпринимателя с заявлением об изменении кадастровой стоимости, т.е. в редакции Закона N 269-ФЗ)) установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ответ на вопрос 7 Обзора N 2 (2021)).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2023 по делу N А09-8120/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8120/2023
Истец: ИП Ревков Василий Васильевич
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: Брянская городская администрация, ООО "Успех", Финансовое управление Брянской городской администрации