г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-2874/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-2874/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1. Правительство Москвы, 2. ООО "ВУКЛЭР"
о признании незаконными уведомлений
в присутствии:
от заявителя: |
Коломеец К.С. по доверенности от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1. Коломеец К.С. по доверенности от 22.12.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 02.12.2020 N КУВД-001/2020-12572016/2(MFC-0558/2020-271257) об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 17.08.2020 N И-05-001975 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102, расположенного по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, вл.1А/2; об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды от 17.08.2020 N И-05-001975 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102, расположенного по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, вл.1А/2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство г. Москвы, ООО "ВУКЛЭР".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента, третьего лица, в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают их необоснованными.
Представители ООО "ВУКЛЭР", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 24.08.2020 N КУВД-001/2020-12572016 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 17.08.2020 N И-05-001975 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Дорожный проезд, вл. 1А/2.
Уведомлением от 02.09.2020 N КУВД-001/2020-12572016/1 Управлением приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 17.08.2020 N И-05-001975.
Департаментом было направлено письмо от 29.10.2020 N ДГИ-И-76568/20 с представлением разъяснений относительно доводов Управления Росреестра.
Уведомлением от 02.12.2020 N КУВД-001/2020-12572016/2 (MFC-0558/2020-271257) Управлением отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.08.2020 N И-05-001975, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно представленный на государственную регистрацию договор аренды противоречит земельному законодательству в части срока аренды; договор аренды не содержит полный перечень ограничений, зафиксированный в ГПЗУ N RU77-218000-047853; на территории земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102 расположены зеленые насаждения вырубка, которых не была согласована с Департаментом природопользования.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В рассматриваемом случае Управление указало, что представленный на государственную регистрацию договор аренды противоречит земельному законодательству в части срока аренды.
Спорный договор от 17.08.2020 N И-05-001975 был заключен с ООО "ВУКЛЭР" по результатам проведенных торгов в соответствии с протоколом о результатах торгов от 08.07.2020 N12/2020, условия которых определены распоряжением Департамента от 08.04.2020 N11272.
В соответствии с п. 1.4 Договора, земельный участок предоставляется для целей строительства и эксплуатации объекта придорожного сервиса с суммарной поэтажной площадью 3 573,8 кв.м.
Согласно п. 2.1 Договора, он заключается на срок 2 года 8 месяцев, что соответствует двукратному сроку, установленному в соответствии с приказом Минстроя России от 27.02.2015 N 137/пр, и соответствует требованиям к срокам заключаемых договоров аренды, установленных ст. 39.8 ЗК РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает достаточных оснований для их переоценки.
Относительно того что спорный договор аренды не содержит полный перечень ограничений, зафиксированный в ГПЗУ N RU77-218000-047853, суд первой инстанции обоснованно сослался наличие в самом договоре условий о том, что строительство должно осуществляться в соответствии с утвержденным ГПЗУ RU77-218000-047853.
Разделами 4 и 5, и, в частности, п. 4.12 Договора, закреплены ограничения землепользования, в том числе указан запрет на проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения. При этом выписка из ЕГРН, содержащая все актуальные сведения о наличии ограничений в отношении земельного участка, является неотъемлемой частью Договора.
В силу пп. 17 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.
Такими ограничениями могут считаться, например, прямо установленные законом императивные правила землепользования, установленные договорами залога или соглашениями об установлении сервитута обременения на земельный участок. В то же время, ГПЗУ не является нормативным правовым актом. ГПЗУ в силу ст. 57.3 ГрК РФ является лишь информативным документом, собирающим в себе актуальную информацию относительно правил землепользования, установленных нормативными правовыми актами, договорами.
В то же время, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0007003:3102 расположен в ориентировочной и расчетной санитарно-защитной зоне, о чем свидетельствуют положения как ГПЗУ N RU77-218000-047853, так и сведения ИАИС ОГД.
Сведений об установлении действующей санитарно-защитной зоны, которая затрагивала бы указанный участок, у Департамента не имеется, данными ЕГРН, ГПЗУ не подтверждается. Ориентировочная санитарно-защитная зона не несет в себе ограничений, установленных п. 5.1 раздела V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
Также, отказывая в государственной регистрации, Управление ссылается на то, что на территории земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102 расположены зеленые насаждения вырубка, которых не была согласована с Департаментом природопользования.
Между тем как верно указа суд, наличие согласований по вырубки зеленых насаждений, не относится к контрольно-надзорной компетенции Управления Росреестра по Москве, осуществляется в рамках подготовки предпроектной документации при строительстве объектов на заключение договора аренды не влияет.
На основании ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ определяются основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Среди перечисленных в ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ оснований приостановки и отказа в регистрации прав не указана необходимость согласования вырубки зеленых насаждений в соответствии с экологическим и лесным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 17.08.2020 N И-05-001975 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0007003:3102, расположенного по адресу: Москва, 1-й Дорожный проезд, вл.1А/2, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-2874/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2874/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "ВУКЛЭР"