г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А56-31656/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21608/2021) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "ВЕКТОР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2021 по делу N А56-31656/2021(судья Покровский С.С.), принятое
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, адрес: 190068, г.Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 8, лит. А, ОГРН: 1027810318425, (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор", адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, д. 25/78, ОГРН: 1037843117542, (далее - ответчик, Учреждение) финансовых санкций, предусмотренных нормой абзаца третьего статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в размере 20 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.06.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не приняты во внимание следующие доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление: истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права; истцом нарушена процедура проверки по факту непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета; в действиях Учреждения имеются обстоятельства, смягчающие ответственность (правонарушение совершено впервые, срок просрочки является незначительным, умысел на совершение данного правонарушения отсутствует, негативные последствия в виде убытков отсутствуют).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления Учреждением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 Закона N 167-ФЗ.
В результате проверки установлено, что Учреждение представило сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении 41 застрахованного лица с нарушение установленного срока - 17.05.2018 (срок представления - 15.05.2018).
По факту проверки составлен акт N 202S18180034893 от 28.05.2018, который направлен в адрес Учреждения. Возражений на акт от Учреждения в адрес Фонда не поступало.
05.07.2018 вынесено решение N 202S19180050648 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 20 500 руб.
09.08.2018 Фондом выставлено требование N 202S01180115573 об уплате в срок до 03.09.2018 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение Учреждением требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 28.02.2019 по делу N А56-16346/2019 выдан судебный приказ о взыскании с Учреждения 20 500 руб. штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2018 года.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2019 судебный приказ по делу N А56-16346/2019 отменен.
Фонд обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с Учреждения штрафных санкций в исковом порядке.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Факт совершения правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с не предоставлением Обществом в установленный законом срок сведений в отношении 41 застрахованного лица по форме СЗВ-М "исходная" за апрель 2018 года установлен судом и подтверждается материалами дела.
Вопреки доводам подателя жалобы, Фондом проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М проведена в соответствии с требованиями Закона N 167-ФЗ.
Материалами дела подтверждается направление в адрес Учреждения акта проверки, решения, требования.
Размер штрафа рассчитан Фондом в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных Фондом требований.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться НК РФ.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Вместе с тем, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 Кодекса).
Нормы Налогового кодекса РФ содержат открытый перечень смягчающих обстоятельств, при наличии которых суд может уменьшить размер санкции. Поэтому право установления наличия этих обстоятельств и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду.
Признание тех или иных обстоятельств смягчающими, относится к компетенции суда, рассматривающего спор по существу, а возможность снижения размера санкции ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующих доказательств.
В данном случае в отзыве на исковое заявление Учреждение ссылалось на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, указывая на значительный размер штрафа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд установил незначительный период нарушения срока (2 дня), а также что совершенное правонарушение не нанесло ущерба экономическим основам государства. Данное обстоятельство, а также отсутствие в действиях Учреждения умысла, являются основанием для применения судом его права на снижение размера взыскиваемых санкций.
Применяя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, положения статей 112, 114 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости снижения размер примененной в отношении Учреждения санкции до 1 500 руб.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2021 по делу N А56-31656/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор" в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в размере 1 500 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31656/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АДМИРАЛТЕЙСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ "ВЕКТОР"