город Томск |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А27-240/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кожемякиной Любови Анатольевны (N 07ап-6524/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.05.2021 по делу N А27-240/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Кожемякиной Любови Анатольевны, город Междуреченск Кемеровской области-Кузбасса (ОГРНИП 317420500070161, ИНН 421403462483) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, город Междуреченск Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) в лице филиала N 9, о признании незаконным решения от 18.12.2020 N 15,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Лузина Е.Н., представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: Неунывахина Н.С., представитель по доверенности от 12.04.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кожемякина Любовь Анатольевна, город Междуреченск Кемеровской области-Кузбасса (далее - заявитель, страхователь, предприниматель, ИП Кожемякина Л.А.) обратилась 12.01.2021 в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - ГУ-КРОФСС РФ, Фонд, заинтересованное лицо) от 18.12.2020 N 15 о возмещении расходов излишне понесенных страховщиком, в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 234 929 рублей 70 копеек.
Решением суда от 19.05.2021 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Общество указывает, что факт существования трудовых отношений и исполнения Кожемякиной А.В. в качестве режиссера Эстетического центра "Новое поколение" подтверждаются доказательствами.
ФСС в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя, доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыве, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 14.09.2017 Кожемякина Любовь Анатольевна поставлена на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 317420500070161).
За время деятельности страхователя ею организован Эстетический центр "Новое поколение".
06.07.2020 ИП Кожемякина Л.А. зарегистрирована в Государственном Учреждении - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) в качестве страхователя.
Фондом в отношении предпринимателя в период с 23.09.2020 по 18.11.2020 проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по итогам которой, составлен акт N 16 от 18.11.2020.
В ходе проведения проверки Фондом установлено, что 06.07.2020 между Кожемякиной А.В. и ИП Кожемякиной Л.А. заключен трудовой договор N 001 от 06.07.2020 для работы в театральной студии на должности режиссера (согласно записи в трудовой книжке в Эстетический центр "Новое поколение").
Кожемякина А.В. имеет диплом государственного образца Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет культуры и искусства" на имя Чехонской Анны Викторовны (свидетельство о браке подтверждает смену фамилии с Чехонской на Кожемякину).
Согласно диплому присуждена квалификация "Художественный руководитель любительского театрального коллектива", преподаватель по специальности "Народное художественное творчество".
За время работы (период с 06.07.2020 по 29.07.2020 по 2 часа в день - итого 18 рабочих дней или 36 рабочих часов) Кожемякиной А.В. была сделана следующая работа: произведен набор в студию, составлен план-конспект по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, проведено четыре мастер-класса). Сведения по проделанной работе указаны в пояснениях страхователя от 15.10.2020.
На основании листа нетрудоспособности N 352 344 527 041 код причины нетрудоспособности 05 (отпуск по беременности и родам), Кожемякиной А.В. выплачено пособие в размере 234 052 руб., по справке N1321 от 30.07.2020 о постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности выплачено 877,70 руб., а всего 234 929,70 руб.
По результатам проверки Филиал N 9 ГУ-Кузбасского РО Фонда социального страхования Российской Федерации пришел к выводу о том, что выплата пособия произведена Кожемякиной А.В. в результате искусственно созданных трудовых отношений по следующим основаниям: - до приема на работу Кожемякиной А. В. работников у страхователя Кожемякиной Л.А. не было, после ухода в декретный отпуск - работников у страхователя Кожемякиной Л.А. также не было.
Страхователь в пояснении от 15.10.2020 указывает, что в течение сентября 2020 г. сама продолжила набор в театральную студию и с октября месяца начала работать с ней; - основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Кожемякиной Любови Анатольевны является ОКВЭД 85.41.2 - Образование в области культуры. Данный вид деятельности входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 7 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
Согласно распоряжению Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг на территории Кемеровской области с 16.03.2020 введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность".
На дату приема Кожемякиной А. В. (06.07.2020) действовало распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг в редакции от 08.06.2020 N 84-рг, согласно которому была приостановлена деятельность досуговых заведений и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, аттракционов, зрелищных, культурных, физкультурных и иных развлекательных мероприятий (пункт 3.1 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N 21-рг); рекомендовано гражданам не покидать места проживания, за исключением случаев согласно пункту 4 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N 21-рг; театрально-зрелищным учреждениям культуры, музеям, библиотекам, культурнодосуговым учреждениям, образовательным учреждениям культуры и национальной политики Кузбасса установить особый режим работы с возможностью функционирования в удаленном доступе без приема посетителей с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и национальной политики Кузбасса (пункт 14 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N 21-рг).
Учитывая изложенное, Фонд пришел к выводу о том, имеются основания полагать, что работа Кожемякиной А. В. по набору детей в студию и проведению четырех мастерклассов не соответствует действительности.
В ходе проведения проверки также установлено, что начиная с 2018 года в социальной сети ВКонтакте Эстетический центр "Новое поколение" освещает свои проводимые мероприятия (адрес в сети интернет: rn.vk.kom/novoe_pokolenie_mzk).
В то же время, в июле 2020 года в социальной сети ВКонтакте объявления о наборе детей в театральную студию и о проведении мастер классов отсутствовали. Объявление о наборе детей в театральную студию появилось только в августе 2020 года, т.е. после ухода в декретный отпуск режиссера театральной студии Кожемякиной А. В.
Кроме того, основываясь на данных социальной сети ВКонтакте, начиная с 2018 года индивидуальный предприниматель Кожемякина Любовь Анатольевна уже вела активную работу с детьми в театральной студии "Каморка".
Учитывая данные факты, наличие обоснованности приема на работу сотрудницы за три недели до наступления отпуска по беременности и родам в сложной эпидемиологической и экономической обстановке отсутствовало, так как на дату приема на работу обязанности режиссера театральной студии исполнялись индивидуальным предпринимателем Кожемякиной Любовью Анатольевной самостоятельно (работников до приема Кожемякиной А.В. страхователь не имела).
Согласно пояснениям страхователя - индивидуального предпринимателя Кожемякиной Любови Анатольевны - Кожемякина Анна Викторовна является её снохой, что при проведении проверки дало основания полагать наличие прямой материальной заинтересованности в получении денежных средств от Фонда социального страхования.
Также фондом установлено, что страхователь Кожемякина Л. А. имеет 1 расчетный счет в ПАО "Сбербанк" N 40802810026000022039.
Согласно ответу банка от 01.10.2020 N 270-22Е/129273435 движение по счетам за запрашиваемый период отсутствует.
В связи с чем, имеются основания полагать, что деятельность в данный период страхователем не осуществлялась.
По итогам 9 месяцев 2020 г. страхователь предоставила расчет по страховым взносам, согласно которому начислено и перечислено в бюджет Фонда Социального страхования взносов 89,46 руб., что несоразмерно с выплаченным Кожемякиной А. В. пособием по беременности и родам в размере 234052,00 руб.
Учитывая изложенное, Филиал N 9 ГУ-Кузбасского РО Фонда социального страхования Российской Федерации пришел к выводу о том, что цель трудоустройства страхователем своей снохи Кожемякиной А. В. - получение пособия по беременности и родам, а также пособия о постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Сумма расходов, излишне понесенная страховщиком, в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, составила 234 929,70 руб.
По результатам проверки Фондом принято решение N 15 от 18.12.2020, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком, в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 234 929,70 руб., в том числе, период август 2020 года.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании решения Фонда недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у фонда имелись основания для вывода о наличии искусственно-созданных трудовых отношениях непосредственно перед наступлением страхового случая с целью получения материальной выгоды
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства. На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела, Кожемякина А.В. находилась в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за детьми в периоды с 29.08.2013 по 19.10.2019.
Согласно сведений государственного казенного учреждения Центра занятости в г. Междуреченске, Кожемякина А.В. состояла на регистрационном учете в качестве безработной с 03.12.2019 по 07.07.2020 и получала пособие по безработице.
При начислении пособия воспользовалась правом замены расчетного периода 2018-2019 гг. на 2012-2013 г.г.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом фонда от 05.08.2020 N 9543-ПВ О назначении и выплате страхового обеспечения и иных выплат Кожемякиной А. В., были начислены и выплачены 234 052 руб. пособия по беременности и родам (приложение N 1 к приказу), а также 877,7 руб. единовременного пособия, причитающегося женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (приложение N 2 к приказу),
Вместе с тем, исходя из установленных обстоятельств и представленных фондом доказательств, усматриваются основания для вывода о том, что трудовые отношения между ИП Кожемякиной Л. А. и работником Кожемякиной А. В. были оформлены формально с целью получения вышеуказанных пособий.
Исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Кроме того, исходя из представленных доказательств, усматривается, и заявителем не опровергнуто, что Кожемякина А. В. до даты официального трудоустройства осуществляла у ИП Кожемякиной Л. А. деятельность, о чем свидетельствуют электронные объявления с газеты "Частник-М", датированные октябрем 2018 года, а также скриншоты объявлений группы Эстетического центра "Новое поколение" в сети "Вконтакте", где указан в качестве контактного, наряду с номером предпринимателя, номер телефона, принадлежащий Кожемякиной А.В. (8-923- _-79-29). Принадлежность данного номера Кожемякиной А. В. подтверждена самим заявителем распечаткой с личного кабинета абонента. На проведение бесплатных мастерклассов Анной Викторовной в период 2018 года, а также иной деятельности у ИП Кожемякиной Л. А. указывалось заявителем в ходе проведения проверки и вынесения оспариваемого решения.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, решение об официальном трудоустройстве работника Кожемякиной А. В. к ИП Кожемякиной Л. А. было принято только за 18 дней до ухода работника в отпуск по беременности и родам. Учитывая, что Кожемякина А. В. в рассматриваемый период времени не была трудоустроена по иному месту работы, отсутствие официальных трудовых отношений привело бы к невозможности получения спорных пособий данным лицом, не являющимся застрахованным в органах социальной защиты.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствует о направленности данных действий индивидуального предпринимателя на формальное создание трудовых отношений с целью дальнейшего получения пособий.
Также как верно отмечает суд первой инстанции, данному выводу также сопутствует наличие родственных отношений между заявителем и работником.
В данном случае, вопреки доводам заявителя, не могут быть приняты во внимание положения Постановления Правительства от 05.07.2013 N 568, касающиеся того, что Кожемякина А. В. не относится к числу списка работников, которые не имеют права работать в подчиненности, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения.
Фондом не вменяется заявителю нарушение данных норм относительно подчиненности, представляется, что родственные отношения в данной ситуации свидетельствуют о наличии со стороны работодателя непосредственной заинтересованности в официальном принятии жены сына на работу с целью обеспечения возможности получения ею социальных выплат.
Таким образом, сам факт заключения трудового договора, вынесение приказа, а также внесение отметки в трудовую книжку о приеме работника - в данном случае не могут свидетельствовать о реальности трудовых отношений.
Формальное соответствие представленных заявителем документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом обстоятельствах дела, не свидетельствует о правомерных действиях заявителя.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание как обоснованные ссылки Фонда на то, что Основным видом деятельности ИП Кожемякиной Л.А. является образование в области культуры (ОКВЭД 85.41.2).
Данный вид деятельности входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 7 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
Согласно распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг на территории Кемеровской области с 16.03.2020 введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность".
На дату приема Кожемякиной А.В. (06.07.2020) действовало распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг в редакции от 08.06.2020 N 84-рг, согласно которого была приостановлена деятельность досуговых заведений и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, аттракционов, зрелищных, культурных, физкультурных и иных развлекательных мероприятий (пункт 3.1 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N 21-рг); рекомендовано гражданам не покидать места проживания, за исключением случаев согласно пункта 4 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N 21-рг; театрально-зрелищным учреждениям культуры, музеям, библиотекам, культурно-досуговым учреждениям, образовательным учреждениям культуры и национальной политики Кузбасса установить особый режим работы с возможностью функционирования в удаленном доступе без приема посетителей с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и национальной политики Кузбасса (пункт 14 Распоряжения Губернатора от 14.03.2020 N21-рг).
На территории г. Междуреченска главой Междуреченского городского округа В.Н. Черновым 02.07.2020, в рамках действия оперативного штаба по противодействию ввозу коронавирусной инфекции, были даны поручения ограничить проведение культурно-массовых мероприятий во всех учреждениях культуры на территории Междуреченского городского округа, а в дошкольных образовательных учреждениях Междуреченского городского округа продолжить работу дежурных групп.
Соответственно, на дату приема на работу Кожемякиной А.В. на территории Междуреченского городского округа действовали ограничения на работу клубных формирований самодеятельного народного творчества.
С учетом изложенного, Фонд правомерно пришел к выводу, что формальное заключение трудового договора с Кожемякиной А. В. свидетельствует о том, что страхователь, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, создал искусственную ситуацию по трудоустройству с целью злоупотребления правом на получение соответствующих пособий в связи с материнством.
При этом, выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. В случае, если работодателем допущены нарушения или злоупотребления при выплате социальных пособий, спорные расходы должны быть произведены за его счет.
Исходя из пояснений заявителя, до приема на работу Кожемякиной А. В. работников у страхователя Кожемякиной Л.А. не было, деятельность эстетического центра вела Любовь Анатольевна самостоятельно, впоследствии приняла решение расширяться и открывать театральную студию, ввиду чего приняла на работу в должности режиссера Кожемякину А. В. После ухода в декретный отпуск Кожемякиной А. В. на ее место работника не принимала, самостоятельно выполняла данные функции, в том числе, в течение сентября 2020 г. сама продолжила набор в театральную студию и с октября месяца начала работать с ней.
Однако, как следует из представленных фондом доказательств (скриншоты объявлений в социальной сети "Вконтакте"), театральная студия "Каморка" в Эстетическом центре "Новое поколение" существует с 2018 г. на платной основе.
Согласно пункту 1.1 трудового договора N 001 от 06.07.2020, заключенного между ИП Кожемякиной Л. А. (работодатель) и Кожемякиной А. В. (работник), работник обязуется лично выполнять следующую работу: 1.1.1 осуществить набор обучающихся в театральную студию, 1.1.2 оказывать образовательные услуги: обучение актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи, 1.1.3 обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, 1.1.4 обеспечить соблюдение прав и свобод обучающихся, 1.1.5 осуществлять постановки спектаклей, организовывать творческую, концертную и конкурсную деятельность театральной студии и других коллективов эстетического центра "Новое поколение".
Отклоняя доводы заявителя о том, что за период времени с 01.07.2020 по 29.07.2020 Кожемякиной А. В. были осуществлены следующие мероприятия: подготовка плана занятий по актерскому мастерству, проведение рекламных компаний для набора в театральную студию, подготовка рекламной продукции, размещение объявлений, сотрудничество с рекламными агентствами, проведение мастер-классов, суд обоснованно принял во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение названных трудовых функций Кожемякиной А. В. Фактически оценить наличие (отсутствие) проделанной работы Кожемякиной А. В. за период с 06.07.2020 по 29.07.2020 не представляется возможным.
При этом, согласно представленным фондом сведений (с социальной сети "ВКонтакте", адрес в сети интернет: rn.vk.kom/novoe_pokolenie_mzk) в июле 2020 года объявлений о наборе детей в студию и о проведении мастер классов не было размещено. Объявление о наборе детей в студию было размещено только в августе 2020 года, т.е. после ухода в отпуск по беременности и родам Кожемякиной А.В.
Согласно представленной справке по размещению рекламы ООО "Частник-М" от 09.12.2020, ИП Кожемякина Л.А. размещала рекламные материалы в следующие периоды: -Баннерная реклама - с 19.02.2020 по 09.03.2020 (т.е. до приема на работу Кожемякиной А.В.); -Реклама на радиоканале "Радио для двоих" - с 01.07.2020 по 17.07.2020 (т.е. до приема на работу Кожемякиной А.В.); -Модульная реклама в газете "Частник-М" N 855 от 18.08.2020 (т.е. после ухода в отпуск по беременности и родам Кожемякиной А.В.).
Аналогичная рекламная кампания в отношении театральной студии "Каморка" проводилась страхователем самостоятельно как до приема на работу Кожемякиной А.В., так и после ее ухода в отпуск по беременности и родам.
Объявлений в группах социальных сетей, например "ВКонтакте", о наборе в коллективы Эстетического центра "Новое поколение", в период работы Кожемякиной А.В., страхователем не публиковались.
При этом, исходя из образов объявлений, не усматривается существенных изменений формы и содержания объявлений по сравнению с размещенными до принятия сотрудника, ввиду чего сделать вывод о том, что Кожемякина А. В. в качестве трудовой функции за спорный период произвела совместно с рекламными агентствами разработку макета объявлений не представляется возможным.
Тот факт, что заявитель по настоящее время осуществляет платежи в фонд социального страхования, а Анна Викторовна вышла из декретного отпуска и продолжает осуществлять трудовые функции - не опровергает вывод фонда о том, что трудовые отношения были формализованы непосредственно перед уходом работника в отпуск по уходу за ребенком с целью получения пособия, и само по себе не обосновывает добросовестность приема на работу незадолго до наступления отпуска по беременности и родам.
Ссылки заявителя на то, что с выплачиваемой заработной платы работнику предприниматель производила отчисления и уплачивала налоги, также не опровергают доводы Фонда о формальном соответствии представленных в Фонд документов требованиям законодательства о социальном страховании.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Возмещение средств из Фонда социального страхования РФ является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Создание искусственной ситуации с целью получения от Фонда социального страхования Российской Федерации средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и нормам статьи 10 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах.
Необоснованная выплата Кожемякиной А.В. пособий означает переложение бремени участия в образовании средств Фонда социального страхования на другие категории граждан, что ведет к нарушению конституционного принципа справедливости общественных интересов (статья 17 Конституции РФ), а также нарушению основного принципа осуществления обязательного социального страхования - устойчивостью финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой эквивалентностью страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования; обязательностью уплаты страхователями страховых взносов (статья 4 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования").
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.05.2021 по делу N А27-240/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кожемякиной Любови Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-240/2021
Истец: Кожемякина Любовь Анатольевна
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 9