г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А56-118936/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Арутюнян М.В. - доверенность от 08.02.2021
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22315/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 по делу N А56-118936/2020 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 N 4584
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГАТИ) от 10.11.2020 N 4584 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 93064 от 17.09.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273- 70).
Решением суда от 04.06.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 04.06.2021, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что Общество не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является управляющей организацией в отношении нежилого здания по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, д. 3, литера А. Как указывает податель жалобы, протокол общего собрания собственников помещений от 09.11.2018 является ничтожным, решение о выборе Общества в качестве управляющей организации вышеуказанного нежилого здания было принято вопреки воле Общества. При этом, на основании договоров с собственниками (арендатора) нежилых помещений в вышеуказанном здании Общество оказывает ограниченный перечень услуг, в состав которых не входят работы по ремонту фасада здания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, специалистами ГАТИ 11.09.2020 (с применением видеофиксации) и 17.09.2020 (с участием представителя Общества и с применением видеофиксации) проведены осмотры фасада здания по адресу: г.Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, в ходе которых выявлены нарушения требований к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий, а именно:
- неосуществление обязанности по очистке и промывке фасадов здания, а именно: на фасадах здания и элементах здания присутствуют загрязнения в виде графических рисунков, грязевых разводов, пылевых наслоений, ржавчины, мха, растительнодревесной поросли;
- неосуществление обязанностей по проведению текущего и капитального ремонта, а именно: на фасадах здания утрачен и поврежден облицовочный кирпич фасадов здания; местами разрушается кирпичная кладка фасадов и элементов фасадов; повреждено покрытие площадок входных крылец в здание, пандуса частично разрушены - присутствуют сколы, выбоины, трещины; боковые стены, ступени лестничных маршей входных крылец здания местами повреждены - на ступенях присутствуют сколы, трещины, выбоины, местами видна металлическая арматура, отсутствует соединение ступеней между собой, на боковых стенах местами отсутствует штукатурный слой, облицовка; деформировано и местами отсутствует открытие навесов над входами в здание; местами повреждено и отсутствует остекление оконных заполнений - присутствуют фрагменты стекол в оконных заполнениях, часть осколков выступают за плоскость фасадов; местами разрушаются козырьки над входами в здание - происходит деструкция бетонных плит, местами видна металлическая арматура.
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотра территории от 11.09.2020 и 17.09.2020 с приложением материалов фотофиксации.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ протоколов об административных правонарушениях:
- от 17.09.2020 N 93063, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70 (неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений);
- от 17.09.2020 N 93064, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 3 статьи 20 Закона N 273-70 (неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства).
Определением ГАТИ от 10.11.2020 дела об административных правонарушениях N 93064 и N 93063 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера 93064.
Постановлением ГАТИ от 10.11.2020 N 4584 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N93064 от 17.09.2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства, указанные в настоящем разделе, распространяются на все территории общего пользования в случае, если настоящими Правилами не установлено иное.
В разделе 8 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.
В силу пункта 8.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства; мероприятия по содержанию фасадов не должны наносить ущерб техническому и санитарному состоянию фасадов, архитектурно-строительному облику здания, сооружения; мероприятия по содержанию фасадов включают в себя: проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического и санитарного состояния фасадов, очистку и промывку фасадов здания не реже одного раза в год, смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления.
Согласно пункту 8.2 Приложения N 5 к Правилам N 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание технического состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, проектами благоустройства.
В силу пункта 8.4 Приложения N 5 к Правилам N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя, в том числе:
- смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3);
- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4);
- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения пункт 8.4.5).
Факт нарушения вышеуказанных указанных требований пунктов 8.1, 8.2, 8.4 Приложения N 5 к Правилам N 961 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра от 11.09.2020 и 17.09.2020 с приложенными фотоматериалами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70.
ГАТИ и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что ООО "Жилкомсервис N 3 по Красногвардейскому району" является надлежащим субъектом вмененного правонарушения поскольку Общество выбрано в качестве управляющей организации нежилого здания по адресу: г.Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3 внеочередным собранием собственников помещений, результаты которого оформлены протоколом от 09.11.2018, а также полагая, что обязанности по надлежащему содержанию фасадов здания возложены на Общество договорами о долевом участии владельца (арендатора, собственника) нежилого помещения в расходах на содержание общего имущества в нежилом здании.
Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод административного органа и суда первой инстанции ошибочным, не соответствующим представленным в материалы дела доказательствам и обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 5 к Правилам N961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно пункту 1.7 Правил N 961 уполномоченное на содержание лицо - собственник объекта благоустройства и элемента благоустройства, лицо, которому объект благоустройства и элемент благоустройства предоставлен во владение и(или) пользование, иное лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором.
Из материалов дела не усматривается, что Общество является собственником (арендатором) или иным надлежащим владельцем нежилых помещений в здании по адресу: г.Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А.
Согласно ответам СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" на запросы ГАТИ (л.д.147-150) Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга в отношении помещений здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А, заключены договоры безвозмездного пользования и аренды с СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 17", ООО "НИК", СПб ОО "Тонус", СПб ГБУ "ПМЦ "Охта"; при этом договор безвозмездного пользования от 15.04.2005 N 3-1 в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" отсутствует.
Из протокола общего собрания собственников помещений N 1 от 09.11.2018 усматривается, что собственниками помещений здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А, являются Администрация Красногвардейского района и Перевозник А.С. (л.д.63-65).
Ссылки на принятое общим собранием собственников помещений 09.11.2018 решение об избрании в качестве управляющей организации ООО "Жилкомсервис N 3 по Красногвардейскому району" отклоняются судом апелляционной инстанции.
Поскольку здание по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А, является нежилым, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации об избрании управляющей организации в отношении данного здания, а также об обязанностях управляющей организации не подлежат применению.
Из материалов дела не следует, что ООО "Жилкомсервис N 3 по Красногвардейскому району" выразило согласие на выполнение функций управляющей организации, решение об избрании которой принято на общем собрании собственников 09.11.2018; доказательства заключения собственниками помещений указанного здания договора управления с Обществом по результатам общего собрания от 09.11.2018 (равно как и текст указанного договора) в материалы дела не представлен. Из материалов дела усматривается, что Общество возражало против возложения на него функций управляющей организации спорного нежилого здания, что следует из письма ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" от 06.08.2019 N 32-04.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что протокол общего собрания собственников помещений в нежилом здании по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А, при отсутствии доказательств заключения с Обществом договора управления, не порождает правовых последствий для ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района".
В материалы дела представлены договоры о долевом участии владельца (арендатора, собственника) нежилого помещения в расходах на содержание общего имущества в нежилом здании, заключенные Обществом с владельцами помещений в спорном здании (л.д.111-143; далее - Договор о долевом участии).
Вместе с тем, вопреки выводам административного органа и суда первой инстанции условиями Договора о долевом участии на Общество не возложены обязанности по содержанию и ремонту фасаов здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора о долевом участии Общество обязано обеспечить надлежащее содержание общего имущества нежилого здания в соответствии с перечнем услуг согласно Приложению N 1 к договору.
В Приложении N 1 к Договору о долевом участии определен перечень оказываемых в рамках договора услуг, в который не входит содержание и ремонт фасадов здания (в состав услуг включены: технические осмотры, работы и услуги по договорам со специализированными организациями, услуги аварийного обслуживания, работы по подготовке домов к сезонной эксплуатации, услуги по дератизации и дезинсекции, очистка кровли от наледи, уборка и очистка земельного участка, эксплуатация приборов учета).
Пунктом 3.2.5 Договора о долевом участии предусмотрено, что за дополнительную плату по поручению владельца Общество обязано проводить работы по текущему ремонту общего имущества нежилого здания в соответствии с техническим заданием и сметой стоимости необходимых работ.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, что владельцы помещений в спорном нежилом здании в соответствии с пунктом 3.2.5 Договора о долевом участии поручили Обществу провести текущий ремонт фасадов здания, определили объем и стоимость работ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не установлено и материалами дела не подтверждается, что на Общество были возложены обязанности по содержанию (в том числе очистке и промывке), текущему и капитальному ремонту фасадов нежилого здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 3, лит.А.
Таким образом, вопреки выводам ГАТИ и суда первой инстанции ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах постановление ГАТИ от 10.11.2020 N 4584 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 96064 от 17.09.2020 подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 04.06.2021 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июня 2021 года по делу N А56-118936/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 10.11.2020 N 4584 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 96064 от 17.09.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" к административной ответственности по пунктам 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118936/2020
Истец: ООО "Жилкомсервис N3 Красногвардейского района"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ