гор. Самара |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А65-6531/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Морозова В.А., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2021, принятое по делу N А65-6531/2021 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" (ОГРН 1021603474243, ИНН 1659023202)
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674)
об установлении размера платы за увеличение площади земельного участка с кадастровым номером 163:50:060203:381 в размере 1 265 463 руб. 15 коп,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к ответчику - Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с исковым заявлением (с учетом уточнений исковых требований, принятых арбитражным судом) об установлении размера платы за увеличение площади земельного участка с кадастровым номером 163:50:060203:381 в размере 1 265 463 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2021 Обществу с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Лесная гавань", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 23 августа 2021 года на 09 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" на основании договора купли-продажи N 16723 от 21.11.2013 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:060203:362 общей площадью 6 630 кв.м, расположенный по адресу: РТ, гор. Казань, Советский район, ул. Родины, д. 49.
15.06.2017 Общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Родина гор. Казани и выдаче технического задания.
В ответ на заявление Общества о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани о подготовке проекта межевания территории по ул. Родины гор. Казани Управление архитектуры и градостроительства письмом исх. N 15/04-05-15868 от 18.08.2017 сообщило обществу о том, что образование в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362 возможно в иных границах согласно приложенному графическому материалу и для организации работы просило общество выразить мнение.
Письмом исх. N 08/22 от 22.08.2017 общество выразило согласие в отношении образования земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362 в границах согласно приложенному графическому материалу письма N 15/04-05-15868 от 18.08.2017. Указанным письмом общество просило подготовить проект постановления Исполнительного комитета о подготовке проекта межевания территории по ул. Родины гор. Казани и выдать техническое задание, указав на готовность выступить заказчиком проекта межевания территории и обеспечить его разработку за свой счет.
Письмом исх. N 15/04-05-18320 от 22.09.2017 Управление архитектуры и градостроительства сообщило о том, что проект постановления Исполнительного комитета гор. Казани о подготовке проекта межевания территории по ул. Родины гор. Казани подготовлен и проходит согласование в установленном порядке.
Постановлением N 5511 от 29.12.2017 Исполнительный комитет постановил в срок до 01.10.2018 подготовить проект межевания территории по ул. Родины.
В последующем, Главным архитектором гор. Казани согласовано Техническое задание на подготовку проекта межевания территории земельного участка по ул. Родины гор. Казани.
Постановлением Мэра города Казани N 245 от 29.12.2018 назначено проведение общественных обсуждений по проекту межевания территории по ул. Родины.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1971 от 28.05.2019 утвержден проект межевания территории по ул. Родины, предусматривающий образование земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362, находящегося в частной собственности, площадью 7 707 кв.м согласно приложениям указанного постановления.
Постановлением N 1971 от 28.05.2019 Обществу рекомендовано:
- обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для проведения государственного кадастрового учета земельного участка;
- после проведения государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в подпункте 1.1 указанного постановления, представить в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета гор. Казани соответствующие документы для заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362, находящегося в частной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:060203:381 площадью 7 707 кв.м поставлен на кадастровый учет 31.07.2019.
Письмом исх. N 15/22-ИСХ/6476 от 14.06.2019 Управление архитектуры и градостроительства выразило согласие на заключение соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362, находящегося в собственности ООО "Фирма "Лесная Гавань", в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Исполнительного комитета гор. Казани от 28.05.2019 N 1971.
08.08.2019 Общество обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:381, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362, находящегося в частной собственности по адресу: гор. Казань, ул. Родины, д.49.
Письмом N 12911/КЗИО исх. от 26.08.2019 Комитет земельных и имущественных отношений сообщило, что обращение о подготовке соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:060203:362 по ул. Родины, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, на основании постановления Исполнительного комитета гор. Казани от 28.05.2019 N 1971 находится в Комитете земельных и имущественных отношений гор. Казани на стадии рассмотрения.
Комитетом земельных и имущественных отношений Обществу для подписания было направлено Соглашение о перераспределении земельных участков N 2218, пунктом 7 которого установлена плата за увеличение площади земельного участка в размере 8 436 421 руб. 02 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" возвратило Комитету подписанное и скрепленное печатью со своей стороны указанное Соглашение о перераспределении земельных участков N 2218, но с протоколом разногласий, согласно которому пункт 7 изложен в следующей редакции: "_Плата за увеличение площади земельного участка составляет 1 265 463 руб. 15 коп_.".
Комитет земельных и имущественных отношений письмом исх. N 3571/КЗИО-ИСХ от 12.03.2021 отклонил представленный Обществом протокол разногласий к Соглашению N 2218, сообщив об отсутствии оснований для перерасчета в связи с тем, что общество обратилось за согласием на заключение соглашения о перераспределении земельных участков 14.06.2019, то есть после вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 638 от 03.08.2018.
Неурегулирование разногласий по Соглашению N 2218 послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
На основании части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Порядок осуществления процедуры перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу пунктов 1, 3, 8, 11, 13 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168 утвержден Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка (в первоначальной редакции) размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 22.04.2015 принято постановление N 1851 "Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности гор. Казани", в котором порядок определения платы определялся в порядке, аналогичном вышеприведенному постановлению КМ РТ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 638 от 03.08.2018 внесены изменения в Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168, согласно которым размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка."
Аналогичным образом внесены изменения 15.10.2018 в постановление Исполнительного комитета города Казани.
Доводы истца о том, что при согласовании платы за увеличение площади земельного участка применению подлежит первоначальная редакция постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2015 N 168 со ссылкой на обращение им 15.06.2017, суд правомерно отклонил, поскольку с заявлением о перераспределении земельного участка в порядке статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в июне 2019 года.
Письмом же от 15.06.2017 истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Горсоветская гор. Казани, и выдаче технического задания, по результатам которого постановлением Исполнительного комитета N 1971 от 28.05.2019 утвержден проект межевания территории по ул. Родины, а не с заявлением о перераспределении земель.
Процедуры утверждения проекта межевания и перераспределения земельного участка являются взаимосвязанными, вместе с тем, действующий нормативный порядок предусматривает определение размера платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения именно на день подачи заявления о перераспределении, а не какого-либо иного обращения.
Заявление о перераспределении как было указано выше, должно соответствовать требованиям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и содержать необходимые приложения, в том числе утвержденный проект межевания, в отсутствие которого процедура перераспределения совершена быть не может.
То есть, реализация у лица права на заключение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации соглашения о перераспределении возникает после постановки участка на государственный кадастровый учет. Как установлено судом, в рассматриваемом случае земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.07.2019.
Отождествление истцом правовой природы заявления о возможности рассмотрения вопроса о перераспределении и утверждении проекта межевания и самого заявления о перераспределении на основании уже утвержденного проекта межевания основано на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, у суда отсутствовали правовые основания для признания истца обратившимся с заявлением о перераспределении в 2017 году на момент действия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в первоначальной редакции.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2021 по делу N А65-2934/2020, от 01.07.2021 по делу N А65-37782/2019, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А65-791/2020.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе истца не содержится.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы истца, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы истца рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2021, принятое по делу N А65-6531/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лесная гавань" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6531/2021
Истец: Общество с ограниченной ответсвтенностью "Лесная гавань", г.Казань, ООО "Фирма "Лесная Гавань", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд