город Москва |
|
30 августа 2021 г. |
дело N А40-123539/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РТЕЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2021
по делу N А40-123539/21,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу
к ООО "РТЕЛ" (ИНН: 7703797840)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Локута С.А. по доверенности от 01.06.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2021 ООО "РТЕЛ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о месте и времени судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "РТЕЛ" является оператором связи. В ходе рассмотрения информации, поступившей 02.04.2021 N 18574/77 (исх. от 23.03.2021 N 12/Т/1-1045) от Федеральной службы безопасности (ФСБ России) в отношении оператора связи ООО "РТЕЛ" (ИНН 7703797840), административным органом выявлено нарушение лицензионных условий и обязательных требований в области связи: п. 9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 172992, п. 10 лицензионных требований лицензий Роскомнадзора N 172990, N 172991 в части невыполнения в установленный срок п. 15 Плана внедрения технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ТС ОРМ), реализующих требования Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ в сети ООО "РТЕЛ" при предоставлении услуг связи в соответствии с лицензиями N 172990 от 27.01.2019, N 172991 от 27.01.2019, N 172992 от 27.01.2019 на территории г. Москвы и Московской области.
В соответствии с п. 15 Плана ООО "РТЕЛ" обязано внедрить технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ТС ОРМ) в сеть связи ООО "РТЕЛ" и провести пуско-наладочные работы со сроком исполнения - 1 квартал 2021.
Документы, подтверждающие выполнение п. 15 Плана по состоянию на 20.05.2021 не представлены.
По данному факту 20.05.2021 уполномоченным составлен протокол об административном правонарушении N АП-77/13/2161, который вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении ООО "РТЕЛ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из того, что общество является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения; вина общества доказана представленными в материалы дела доказательствами.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) при грубом нарушении его (ее) условий. Субъектом названного правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии).
В силу ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданная лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности закрепляется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В силу п. 14 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, в данный Перечень включены услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесено к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания указанных услуг связи.
Лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Из содержания п. 2 ст. 64 Закона о связи следует, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 предусмотрено, что технические средства оперативно-розыскных мероприятий размещаются на узлах связи сети оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно п. 5 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.
В силу п. 7 указанных Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи Планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Пункт 10 Правил предусматривает, что ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в п. 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
В ходе проведения административным органом проверки установлено, что ООО "РТЭЛ" оказывает услуги связи по предоставлению каналов связи.
Для реализации системы обеспечения оперативно-розыскных мероприятий ФСБ России совместно с оператором связи ООО "РТЭЛ" разработан и утвержден План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ТСОРМ) на сети общества от 23.07.2019.
В нарушение норм действующего законодательства, лицензионных требований, Плана на момент проведения проверки обществом эксплуатируются сооружения связи, с использованием которых оказываются услуги связи, без размещения технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий; акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий не представлен.
Данное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществом не представлено суду доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по исполнению требований законодательства, в связи с чем, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения является установленной.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в административный орган поступили необходимые документы для установления факта административного правонарушения (План мероприятий по внедрению технических средств и договор об оказании услуг связи). По результатам проверки административный орган пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2021 N АП-77/13/2161 (л.л. 6 - 10) в присутствии генерального директора общества, которым протокол подписан без замечаний.
Существенных процедурных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, а равно иных процессуальных документов, судом не установлено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (ч. 1 ст. 65, ч. ч. 1 - 5 ст. 71, ч. 5 ст. 205 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2021 по делу N А40-123539/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123539/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "РТЕЛ"