г.Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А40-235344/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-235344/20 (72-1590)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление), изложенного в письме от 01.09.2020 N 77/999/001/2020-753613, об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на помещение с кадастровым номером 77:03:0005011:9237 и площадью 3,1кв.м (1 этаж, пом.III, ком.1г) по адресу: г.Москва, Щелковское шоссе, д.72.
Решением суда от 08.06.2021, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения Управления об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на спорный объект недвижимого имущества.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом были проведены мероприятия по актуализации сведений в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, Щелковское шоссе, д.72, кадастровый номер 77:03:0005011:9237, площадью 3,1кв.м (1 этаж, пом.III, ком.1г).
В отношении указанного объекта зарегистрировано право собственности города Москвы (запись ЕГРН N 77:03:0005011:9237-77/003/2017-1 от 01.12.2017).
Одновременно в сведениях ЕГРН содержатся записи о государственной регистрации права общедолевой частной собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью 448,2кв.м, с кадастровым номером 77:03:0002007:1950 (вышеуказанная комната 1г входит в состав данного объекта недвижимости).
25.05.2020 Департамент через МФЦ обратился в Управление с заявлением N 77/999/001/2020-753613 о прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости (помещения) с кадастровым N 77:03:0005011:9237, назначение: нежилое, общая площадь 3,1кв.м, этаж 1, адрес: г.Москва, шоссе Щелковское, д.72.
Заявителем в материалы регистрационного дела представлены: доверенность на представителя, информационное письмо Департамента без даты.
Уведомлением от 01.06.2020 осуществление регистрационных действий по заявлению N 77/999/001/2020-753613 приостановлено в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
01.09.2020 Управлением принято решение об отказе в проведении регистрационных действий ввиду непредставления заявления и документов, необходимых для снятия с государственного кадастрового учета помещения в порядке ст.ст.15, 18 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации) и прекращения права согласно ч.2 ст.14 означенного Федерального закона.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно материалам дела Департаментом в Управление поданы заявления о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы на объект недвижимости (помещения) с кадастровым номером 77:03:0005011:9237, назначение: нежилое, общая площадь 3,1кв.м, этаж 1, адрес: г.Москва, шоссе Щелковское, д.72.
В силу ч.5 ст.14, п.2 ч.2 ст.15, ч.1 ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ снятие с кадастрового учета объектов недвижимости, а также прекращение права собственности возможно только: на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования; на основании вступившего в законную силу судебного решения; в случае раздела объекта недвижимого имущества; в порядке, предусмотренном ч.3 ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В оспариваемом решении об отказе в государственной регистрации Управление указало, что заявление о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением необходимых документов в регистрирующий орган не представлено.
Нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0005011:9237 поставлено на государственный кадастровый учет 01.12.2017. В свою очередь помещение с кадастровым номером 77:03:0002007:1950 поставлено на учет как ранее учтенное 17.02.2014.
В соответствии с требованиями п.50 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный регистратор обязан приостановить осуществление регистрационных действий, если местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней).
Как было указано выше, учтенная как самостоятельный объект комната 1г, пом.III, эт.1 с кадастровым номером 77:03:0005011:9237 одновременно входит в состав помещения с кадастровым номером 77:03:0002007:1950.
Таким образом, названная комната дважды учтена в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта и в качестве составной части иного объекта.
Данное обстоятельство является нарушением основополагающего принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в п.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Между тем в настоящее время в сведениях ЕГРН содержится недостоверная (противоречивая) информация о зарегистрированных правах в отношении указанного объекта недвижимости.
К материалам регистрационного дела приобщено письмо Департамента от 10.06.2020 N ДГИ-И-37973/20 с соответствующими разъяснениями.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Довод регистрационного органа о непредставлении Департаментом в Управление заявления о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением необходимых документов опровергается представленными в материалы дела доказательствами: заявлением от 25.05.2020 N 77/999/001/2020-753613 о прекращения права собственности, а также письмом с разъяснениями от 10.06.2020 N ДГИ-И-37973/20.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права на государственную регистрацию прекращения права собственности города Москвы на спорный объект.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенное нарушение прав заявителя путем государственной регистрации прекращения права собственности города Москвы на спорный объект недвижимости.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-235344/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235344/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ