г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А42-9968/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25290/2021) АО "Мурманский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2021 по делу N А42-9968/2020 (судья Лесной И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Мурманский морской торговый порт"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманский морской торговый пора" (далее - АО "ММТП", общество, ответчик) о взыскании 158 994 руб. 00 коп. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, 7 070 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.10.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 02.10.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 25.06.2021 в виде резолютивной части иск удовлетворен частично. Исковые требования удовлетворены в части взыскания 158 994 рублей 00 копеек основного долга, 7 042 рублей 58 копеек процентов, а также 5 981 рублей 00 копеек судебных расходов. Также с АО "ММТП" в пользу ОАО "РЖД" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку оплаты 158 994 рублей 00 копеек исходя из ключевых ставок Банка России, действующих в соответствующие периоды просрочки оплаты с 2 октября 2020 до оплаты основного долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
05.07.2021 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу и не применение закона, подлежащего применению. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на необходимость увеличения сроков доставки грузов согласно условиям договора, заключенного между истцом и ответчиком и наличие соответствующих отметок в транспортных железнодорожных накладных. Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу. В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.02.2019 истец (перевозчик) и ответчик (владелец) заключили договор N 4ЭП/19/М на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, согласно которому локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с принадлежащих владельцу железнодорожных путей необщего пользования примыкающих к станции Мурманск.
На основании пункта 15.1 технологические нормы оборота на железнодорожном пути необщего пользования составляют 24 минуты (0,4 часа) на вагон для выгрузки навалочных грузов (уголь, окатыши, кокс, железорудный концентрат и т.д.).
Перерабатывающая способность в среднем для выгрузки угля, кокса, окатышей - 650 вагонов в сутки, корректируется сторонами в случае изменения технического оснащения ж/д путей необщего пользования, изменения объемов и/или номенклатуры поступающих грузов и оформляется дополнительным соглашением (пункт 16).
Согласно пункту 18.3 договора за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на ж/д путях общего пользования таких вагонов в перевозочном процессе по ставкам, установленным тарифным руководством (приложение к приказу ФСТ России от 29.04.2015 N 127 -т/1).
В ноябре 2019 года следовавшие на станцию Мурманск с железнодорожными накладными N N ЭУ197122, ЭУ198173 в адрес ответчика 55 вагонов с углем были задержаны на промежуточной станции Сосновец в связи с неприемом станцией Мурманск по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для задержки, вагоны были отправлены на станцию назначения.
Эти обстоятельства удостоверены актами общей формы от 13.11.2019 N 661, от 20.11.2019 N 663, составленными на станции Сосновец. О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения представителю общества вручены извещения от 13.11.2019 N 2988 и от 20.11.2019 N 3062.
55 задержанных вагонов прибыли на станцию назначения с истекшим сроком доставки, определенным на железнодорожной станции отправления. На станции назначения для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования 21.11.2019 составлены акты общей формы N N 44/334, 44/336.
На основании пункта 18.3 договора и статьи 39 УЖТ РФ ОАО "РЖД" начислило плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в сумме 158 994 руб. 00 коп.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 07.08.2020 N ИСХ-913/АФТО-5 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим иском.
Суд, признав заявленные ОАО "РЖД" требования обоснованными, удовлетворил иск частично, отказав во взыскании части процентов в связи с ошибкой в расчете истца.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
В силу части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
По мнению подателя жалобы, начисление платы произведено необоснованно, поскольку на основании заключенного истцом и ответчиком договора N СД-5/120 от 29.11.2019, распространяющего свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.11.2019, стороны согласовали увеличение срока доставки грузов, указанного в перевозочном документе, на 20 суток. Вследствие чего, вагоны прибыли на станцию назначения без просрочки.
Апелляционная инстанция не может согласиться с указанным доводом общества.
Статьей 33 УЖТ РФ предусмотрено, что грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов. Однако, заключение такого договора не может повлиять на изменение даты расчетного срока доставки, определенного на железнодорожной станции отправления, и указанную в транспортной железнодорожной накладной.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 (далее - Правила исчисления), исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений Правил исчисления, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисления нормативные сроки доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которую в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
Согласно транспортным железнодорожным накладным N N ЭУ197122, ЭУ198173, нормативный срок доставки грузов, исчисленный на железнодорожной станции отправления, составил 16, 20 ноября 2019 г.
Вследствие задержки вагонов на станции Сосновец груз, следующий в адрес ответчика, прибыл на станцию назначения 21 ноября 2019 г., то есть после истечения расчетного срока доставки, указанного в данных транспортных железнодорожных накладных.
Наличие записи о договоре N СД-5/120, внесенной на железнодорожной станции назначения, не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы, поскольку буквальное толкование положений статьи 39 УЖТ РФ свидетельствует о том, что основанием для применения ответственности в виде платы за задержку вагонов на промежуточной железнодорожной станции является истечение именно расчетного срока доставки, указанного левом верхнем углу транспортных железнодорожных накладных, а не иного срока, измененного соглашением сторон.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно актам общей формы от 09.11.2019 N 97/176, от 10.11.2019 N 97/177, от 11.11.2019 N 97/181, от 12.11.2019 N 97/182, от 13.11.2019 N 97/183, от 14.11.2019 N 97/184, от 15.11.2019 N 97/186, подписанным представителем ответчика без возражений, с 9 до 15 ноября 2019 года обществом не соблюдалась согласованная в договоре перерабатывающая способность путей необщего пользования.
Вместо 650 вагонов 9 ноября 2019 выгружено 404 вагона, 10 ноября - 418 вагонов, 11 ноября - 567 вагонов, 12 ноября - 544 вагона, 13 ноября - 554 вагона, 14 ноября - 601 вагон, 15 ноября 2019 г. - 620 вагонов.
Следствием несоблюдения перерабатывающей способности путей необщего пользования явилась невозможность подачи вагонов ответчику.
Как предусмотрено договором, акты общей формы по факту невыполнения перерабатывающей способности составляются только в случае ответственности ответчика, с отражением информации по итогу каждых отчетных суток по каждому фронту (пути) выгрузки. Согласно актам общей формы, в период задержки вагонов на станции Сосновец часть выгрузочных путей АО "ММТП" не были задействованы под выгрузку и на эти пути ответчиком вагоны не принимались, следовательно, подачи на них не осуществлялись; часть выгрузочных путей были задействованы не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6.1 договора подача вагонов на пути необщего пользования производится в соответствии с суточным планом работ, содержащим номер пути, количество вагонов в подаче по каждому месту выгрузки, погрузки, род груза, указание грузополучателя/грузоотправителя. Владелец путей необщего пользования ежесуточно до 17 час. 00 мин. предоставляет перевозчику суточный план работы на предстоящие железнодорожные сутки (с 18.00 до 18.00). Корректировка плана в течение суток производится путем направления владельцем письменных изменений.
Таким образом, именно ответчик определяет количество вагонов, которое он готов принять под выгрузку, а истец не имеет возможности осуществлять подачу на пути необщего пользования произвольное количество вагонов без согласования с АО "ММТП", что подтверждается договором и Инструкциями о порядке обслуживания и организации на железнодорожных путях необщего пользования 1 и 2 грузовых районах АО "ММТП". Суд апелляционной инстанции отмечает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции факт невыполнения перерабатывающей способности по причинам, зависящим от АО "ММТП", самим ответчиком не отрицался и не оспаривался.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, установлен пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26.
В соответствии с установленным порядком по факту задержки вагонов истцом были оформлены: оперативные приказы N 9938 от 13.11.2019 и N 9978 от 20.11.2019 года на начало и окончание задержки, извещения в адрес АО "ММТП" N 2988 и N 3062, акты общей формы станции Сосновец N 661 от 13.11.2019 года и N 663 от 20.11.2019 года на начало и окончание задержки.
На станции назначения для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования 21.11.2019 составлены акты общей формы N N 44/334, 44/336. В силу пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество не подписало акты общей формы от 21.11.2019 о начислении платы без объяснения причин, мотивированные возражения ответчиком в установленный законом срок не представлены.
Это обстоятельство подтверждено соответствующими актами общей формы.
Представленными в материалы дела доказательствами в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы.
Расчет платы произведен истцом на основании Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127 -т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", исходя из периода нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения вагонов на путях, проверен судом и признан правильным. Ответчиком расчет не оспаривается.
Арбитражным судом первой инстанции правильно определены все существенные для дела обстоятельства, оценены представленные в материалы письменные документы, установлена причинно - следственная связь между виновными действиями ответчиками и задержкой вагонов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2021 по делу N А42-9968/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9968/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"