г. Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А40-39779/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ЭВЕРЕСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-39779/21 заявлению ООО "ЭВЕРЕСТ"
к Центральной акцизной таможне
3-е лицо: ООО "МЕРЦИС"
о признании незаконным и отмене постановления от 04.02.2021,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭВЕРЕСТ" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне ФТС (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 04.02.2021 N 10009000-57/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-39779/21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Эверест" обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Центральная акцизная таможня представила письменный отзыв, в котором поддерживает судебный акт суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭВЕРЕСТ" по ДТ N 10009100/241219/0061204, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар (товар N 26): АНТИФРИЗ СИНИЙ, КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ РАДИАТОРОВ НА ОСНОВЕ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ, НЕ СОДЕРЖИТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА. МАРКА: PARAFLU, МОДЕЛЬ 11, АРТИКУЛ: 16551100, КОД ОКП 24 2221 РАСФАСОВКА по 1 литру, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: PETRONAS LUBRICANTS ITALY ТОВАРНЫЙ ЗНАК: PETRONAS, код 3820 00 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - товар).
Товар подпадает под действие технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012), в связи с чем при таможенном декларировании необходимо предоставление декларации о соответствии.
Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в графе 44 ДТ N 10009100/241219/0061204 на товар N 26 заявлены сведения о декларации соответствия от 18.04.2019 NЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19.
Сведения о регистрации декларации о соответствии N ЕАЭС N RU ДIT.АГ82.В.03848/19 в реестре Росаккредитации отсутствуют.
В ходе проведения проверки, получено письмо органа по сертификации ООО "Мерцис" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АГ82), согласно которому в связи с техническим сбоем сведения о декларации соответствии от 18.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19 не были опубликованы в реестре ФГИС Росаккредитации. При повторном внесении данных о декларации о соответствии, актуальный номер декларации о соответствии стал от 25.12.2019 N ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.05949/19.
Центральной акцизной таможней письмом от 21.02.2020 N 23-04/03488 через ФТС России направлен запрос в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию) о действительности декларации о соответствия от 18.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19.
В соответствии с ответом, полученным из Росаккредитации от 08.06.2020 N 11280/04-ОД, информации о декларации о соответствии N ЕАЭС N RU ДIT.АГ82.В.03848/19 от 18.04.2019 в едином реестре деклараций о соответствии (далее - реестр) отсутствует. Указанная декларация о соответствии находится в статусе "Черновик", сведения о ней в Реестре не публиковались, соответственно, она не может быть заменой декларации о соответствии от 25.12.2019 N ЕАЭС N RU ДIT.АГ82.В.05949/19.
По данным Росаккредитации, технического сбоя в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации 18.04.2019 зафиксировано не было.
Также, Росаккредитация направила в адрес Центральной акцизной таможни дополнительные сведения (исх. от 24.12.2020 N 26379/04-ОД), из которых следует, что приказом Министерства экономического развития РФ от 21.02.2012 N 76 утвержден порядок регистрации деклараций о соответствии и порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка регистрация декларации о соответствии и внесение сведений, а также электронных копий представленных документов в реестр осуществляется с использованием сервиса регистрации деклараций, предусматривающего структурный и форматно-логический контроль соответствия включаемых в декларацию о соответствии сведений требованиям Порядка и договорноправовой базы Евразийского экономического союза. При осуществлении указанного структурного и форматно-логического контроля должна обеспечиваться поверка соответствия вносимых с использованием сервиса регистрации деклараций сведений об аккредитованных лицах и результатах их деятельности сведениям, содержащимся в федеральной информационной системе в области аккредитации.
Декларация находится в статусе "Черновик", сведения о ней в Реестре не публиковались. Статус "Черновик" подразумевает под собой работу с неопубликованным документом, то есть если декларация не опубликована и ее нет в Реестре, то ее не существует.
Таким образом, материалами проверки установлено, что декларация о соответствии от 18.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-IT.АГ82.В.03848/19, заявленная в гр. 44 ДТ N 10009100/241219/0061204 и представленные в комплекте к ДТ в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений для товара "АНТИФРИЗ СИНИЙ, КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ РАДИАТОРОВ НА ОСНОВЕ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ, НЕ СОДЕРЖИТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА. МАРКА: PARAFLU, МОДЕЛЬ 11, АРТИКУЛ: 16551100, КОД ОКП 24 2221 РАСФАСОВКА по 1 литру, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: PETRONAS LUBRICANTS ITALY ТОВАРНЫЙ ЗНАК: PETRONAS", не может служить подтверждением соответствия товара обязательным требованиям, а, следовательно, в рассматриваемом случае меры технического регулирования в отношении товара, не подтверждены.
Поданному факту 22.01.2021 в отношении ООО "ЭВЕРЕСТ" был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление от 04.02.2021 о привлечении ООО "Эверест" к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия, повторно оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС), меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно- санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации и несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в том числе относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пункт 4 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно части 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств- членов ЕАЭС о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
В соответствии с частью 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 324 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 7 статьи 324 ТК ЕАЭС в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
Согласно пункту 3.1 ТР ТС 030/2012 продукция, выпускаемая в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Евразийского экономического союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 6.1 ТР ТС 030/2012 перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия.
Декларация о соответствии подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством Евразийского экономического союза (пункт 6.8 ТР ТС 030/2012).
Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза определен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 (далее - Решение N 41).
Согласно пункту 2 Решения N 41 декларация о соответствии, составленная согласно единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и правилам ее оформления, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293, подлежит регистрации в едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
Декларация о соответствии считается зарегистрированной с момента присвоения ей регистрационного номера.
Согласно пункту 6 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных расследований (далее - КоАП РФ) установлена ответственность декларанта или таможенного представителя за представление при таможенном декларировании товаров недействительных документов, если документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, полученные незаконным способом, в том числе, документы, не имеющие юридической силы.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, образуют действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы, могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ является порядок таможенного декларирования товара, в отношении которого применяются ограничения и запреты, установленные международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субъектом ответственности в данном случае выступает декларант - ООО "ЭВЕРЕСТ", то есть лицо, которое несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза за неисполнение своих обязанностей, в том числе, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Субъективная сторона административного правонарушения выражается в том, что согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной статьи следует, что для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и соответственно непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60, в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь декларантом, т.е. участником правоотношений в области таможенного дела, и вступая в таможенные правоотношения, ООО "ЭВЕРЕСТ" обязано при осуществлении своей деятельности строго придерживаться требований таможенного законодательства, обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого исполнения требований закона.
ООО "ЭВЕРЕСТ" имело объективную возможность проверить при подаче декларации информацию об опубликовании декларации о соответствии в базе данных Росаккредитации, однако ООО "ЭВЕРЕСТ" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего таможенного законодательства ЕАЭС.
Из совокупности материалов дела усматривается, что у ООО "ЭВЕРЕСТ" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии виновности в деянии ООО "ЭВЕРЕСТ".
Чрезвычайные, непреодолимые и находящиеся вне контроля общества обстоятельства, препятствовавшие исполнению возложенных на ООО "ЭВЕРЕСТ" обязанностей, не установлены.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу судом не установлено, признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что Общество не было уведомлено надлежащим образом о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что протокол и постановление вынесены в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества. В материалах имеется телеграмма от 21.12.2020 N 13-16/25274 о составлении протокола, направленная на юридический адрес ООО "ЭВЕРЕСТ", которая получена 22.12.2020 менеджером Ершовой, а также телеграмма от 26.01.2021 N 23-16/01616, направленная на юридический адрес ООО "ЭВЕРЕСТ", которой Общество вызывалось на 04.02.2021 в ЦАТ для рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанная телеграмма получена 27.01.2021 менеджером Ершовой.
Довод заявителя, со ссылкой на статью 23.8 КоАП РФ о том, что протокол об административном правонарушении подписан лицом, не обладающим соответствующими полномочиями несостоятелен ввиду следующего.
Подпункт 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ устанавливает, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов, вправе начальники таможен, их заместители.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, либо определение.
В данном случае, заместителем начальника Центральной акцизной таможни, уполномоченным, в соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ вынесено постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях установлен статьей 28.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
По настоящему делу протокол составлен должностным лицом Центральной акцизной таможни - уполномоченной по особо важным делам отдела административных расследований Центральной акцизной таможни.
Иные доводы апелляционной жалобы также рассмотрены судом и признаны подлежащими отклонению. Заявленные доводы основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-39779/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39779/2021
Истец: ООО "ЭВЕРЕСТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ"