г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А41-1289/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от ПАО "РОССЕТИ Московский регион" - не явился, извещен надлежащим образом,
от Федеральное агентство лесного хозяйства - не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрация городского округа Домодедово Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Каширский региональный оператор" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "РОССЕТИ Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 г. по делу N А41-1289/21
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "РОССЕТИ Московский регион" об обязании своими силами произвести отчистку лесного участка Барыбинского участкового лесничества квартала, третьи лица:
Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация городского округа Домодедово Московской области, ООО "Каширский региональный оператор",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "РОССЕТИ Московский регион" об обязании своими силами произвести отчистку лесного участка Барыбинского участкового лесничества квартала 67 выдела 23 на площади 0,0004 га от строительных отходов (бывшие в использовании доски, утеплитель, пенопласт, гипсокартон и др.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 года по делу N А41-1289/21 суд обязал ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" своими силами произвести очистку лесного участка Барыбинского участкового лесничества квартала 67 выдела 23 на площади 0,0004 га от строительных отходов (бывшие в использовании доски, утеплитель, пенопласт, гипсокартон и др.).
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "РОССЕТИ Московский регион" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Государственным лесным инспектором Московской области 02.06.2020 в результате осмотра лесного участка Барыбинского участкового лесничества, квартал 67 выдел 23 вблизи д. Ступино и вблизи с. Растуново установлено нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила N 607), совершенное в защитных лесах - в охранной зоне ЛЭП "ВЛ-110 кВ "Бор-Добрыниха" на площади около 4 кв. м, а именно - загрязнение лесного участка Барыбинского участкового лесничества квартал 67 выдел 23 строительными отходами на площади 0,0004 га, в результате чего нарушены статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пункт 14 Правил N 607, пункт 8 "г" постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160).
По факту выявленного нарушения в отношении ПАО "РОССЕТИ Московский регион" составлен протокол от 02.06.2020 N 13-187/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об обязании в срок до 23.06.2020 убрать с лесного участка в квартале 67 выдел 23 Барыбинского участкового лесничества строительные отходы на площади 0,0004 га.
Данное предписание ответчиком не оспорено и не отменено.
Актом осмотра от 23.07.2020 установлено, что предписание не исполнено, спорный лесной участок не очищен от строительного мусора на площади 0,0004 га.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Комитет обратился в суд с исковыми требованиями об обязании своими силами произвести отчистку лесного участка Барыбинского участкового лесничества квартала 67 выдела 23 на площади 0,0004 га от строительных отходов (бывшие в использовании доски, утеплитель, пенопласт, гипсокартон и др.).
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
При данных обстоятельствах комитет является надлежащим истцом по делу об освобождении лесного участка.
Согласно положениям статьи 60.12 Лесного кодекса леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
На момент лесонарушения действовали Правила от 20.05.2017 N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
Согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047) и действующих в настоящее время, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Названные Правила, равно как и Правила N 607, устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил N 2047).
Как верно установлено судом первой инстанции, факт несоблюдения ответчиком Правил санитарной безопасности в части нарушения порядка уборки лесного участка от бытового и строительного мусора подтверждается актами осмотра территории лесного участка, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении.
Доводы ПАО "РОССЕТИ Московский регион", аналогично указанные в апелляционной жалобе об отсутствии у него обязанности по уборке лесного участка от бытового и строительного мусора, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, действующих на момент совершения правонарушения, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение регулярной очистки просеки от захламления.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 0N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Строительные отходы на площади 0,0004 га расположены в зоне с особыми условиями использования - в охранной зоне ЛЭП"ВЛ-110 кВ "Бор-Добрыниха". Лесной участок Барыбинского участкового лесничества квартала 67 выдела 23 используется исключительно электросетевой организацией под размещение ЛЭП, включая охранную зону и ее обслуживание.
Факт использования лесных участков при эксплуатации линейных объектов подтверждается материалами дела.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с учетом содержания Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, действующих в настоящее время Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434. именно ответчик, как электросетевая организация, обслуживающая спорную ЛЭП, должен был обеспечивать, но не обеспечил в охранной зоне уборку (очистку) лесного участка от строительного и бытового мусора на площади 0,0004 га, что зафиксировано в акте осмотра и приложенном к нему фотоматериале.
ООО "Каширский региональный оператор" является лицом, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственником ТКО, которые образуются и места (площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и Региональным оператором, ООО "Каширский региональный оператор" наделен статусом Регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно Приложению N 1 к Соглашению г. о. Домодедово входит в зону деятельности Регионального оператора.
В соответствии с п. 5.1.30 Соглашения Региональный оператор обеспечивает ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО, в случае если собственник земельного участка в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с Региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения ТКО.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что обязанность возложена на сетевые организации исключительно при проведении строительства, реконструкции и эксплуатации ЛП.
В соответствии с положениями Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, строительные отходы, расположенные на участке ответчика, такие как гипсокартон, относятся к отходам строительных материалов на гипсовой основе (код 8 24 100 00 00 0); пенопласт - к отходам пенопласта на основе полистирола незагрязненные (код - 4 34 141 01 20 5); утеплитель, бывшие в использовании доски - к прочим отходам строительства и ремонта зданий, сооружений (код 8 29 000 00 00 0).
При этом, на используемом для расположения ЛЭП ответчиком участке размещены строительные отходы, не являющиеся отходами ТКО.
В соответствии с положениями ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Данный тип отходов образуется при проведении капитального ремонта, либо реконструкции и в силу действующего законодательства не относится к ТКО, в связи с чем, обязанность Регионального оператора производить сбор вышеуказанного вида отходов на территории лесного участка действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, 09.01.2019 между ООО "Каширский РО" и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" заключен договор N КРО-2018-0001156 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в данном договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 данного договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в данном договоре, из чего следует, что квартал 67 выдела 23 Барыбинского участкового лесничества не является местом образования и накопления ТКО по договору.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, образованные ответчиком отходы, не включены в вид отходов, относящихся к ТКО, в связи с чем, обязанность Регионального оператора производить сбор вышеуказанного вида отходов на территории лесного участка действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
На основании изложенного, исходя из предмета и оснований заявленных требований, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2021 г. по делу N А41-1289/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1289/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства