г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А40-81373/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-81373/21
по заявлению АО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДОРОЖНЫЙ ЦЕНТР"
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19)
о признании недействительным ответа
при участии:
от заявителя: |
Джиров В.Е. по доверенности от 11.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Рабцевич А.В. по доверенности от 09.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, "Московский областной дорожный центр" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) о признании недействительным ответа ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 19), выраженный в письме "Московский областной дорожный центр" от 03.02.20221 г. N 10-14/02- 2328, как не соответствующее действующему законодательству РФ, об обязании ГУМРО ФСС РФ (филиал N 19) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Московский областной дорожный центр" путем установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 г. в размере установленном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 заявленные требования АО "Московский областной дорожный центр" удовлетворены.
Государственное учреждение - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в обоснование своей позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Филиал Автодорпроект АО "Московский областной дорожный центр" (далее - Заявитель, АО "МОДЦ") соответствует всем необходимым критериям для получения Скидки к страховому тарифу.
26 июня 2020 года Заявителем в филиал N 19 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 19 Отделения Фонда) было направлено заявление об установлении Скидки к страховому тарифу на 2021 год.
3 февраля 2021 года был получен ответ Филиала N 19 Отделения Фонда за номером 10-14/02-2328 "Об установлении скидки к страховому тарифу на 2021 год" (далее - Отказ ФСС), согласно которому отсутствуют основания для установления скидки. Основания для отказа: Заявителем не представлялось заявление в Филиал N 19 Отделения Фонда; осуществление работодателем финансово-хозяйственной деятельности менее 3 лет (с 21.05.2018 года).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторно, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 21 мая 2018 года произошла реорганизация АО "МОДЦ" в форме преобразования из Государственного унитарного предприятия Московской области "Московский областной дорожный центр".
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 Кодекса).
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 Кодекса, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Кодекса, от одного лица другому.
Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица. Фонд, полагая, что в соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусматривающей завершение реорганизации юридического лица в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, в связи с чем преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, не учло изменений, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими 5 20_9385289 силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) в статьи 57, 58 Кодекса, отличающихся от прежней их редакции, а также положений пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции этого Федерального закона). Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.12.2016 N 564-ПЭК16, и свидетельствуют о том, что в данном случае при реорганизации в форме преобразования не возникло новое юридическое лицо, а произошло изменение одной организационно-правовой формы на другую.
Также суд апелляционной инстанции относится критично к ссылке фонда на то, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователей возникают с момента их регистрации страховщиком (статья 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), и на то, что предприятие "МОДЦ" снято с учета фондом, и общество "МОДЦ" зарегистрировано фондом как страхователь после даты регистрации общества "МОДЦ" в реестре юридических лиц, после 21.05.2018. В силу части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Следовательно, в данном случае решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками; при реорганизации в форме преобразования трудовые отношения продолжаются, оплата труда начисляется по прежним трудовым договорам. Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
Таким образом, обязанность работодателя как страхователя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
До реорганизации были созданы три филиала Заявителя: "Автодорпроект", "Истринский" и "Управление механизации". Данный факт подтверждается выписками
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 года N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее -Правила).
Размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Скидки к страховому тарифу) рассчитывается исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя за 3 года, предшествующих текущему году (пункт 3 Правил).
Абзацем 2 пункта 6 Правил устанавливается, что значения основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125- ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик вправе устанавливать страхователям скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком. При этом размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю, а при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Пунктом 8 Правил N 524 предусмотрено, что обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка (подпункт "а"), своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов (подпункт "б") и отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Правил N 524 размер скидки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Минтруда России (Методика N 39н).
В силу пункта 2 указанной Методики скидки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности 4 20_9385289 страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
С учетом целей и задач Заявителя руководством Московской области было принято решение сохранить все обособленные подразделения в том виде в каком они функционировали до реорганизации.
При государственной регистрации реорганизации в органах ФНС в заявлении (форма N Р 12001) были надлежащим образом указаны все вышеуказанные филиалы в том числе и филиал "Автодорпроект".
Таким образом, филиал "Автодорпроект" АО "МОДЦ" нельзя признать вновь созданным.
Как верно указал суд первой инстанции довод Фонда о том, что данный филиал зарегистрирован 2018 году является несостоятельным.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ, данный филиал зарегистрирован в 2015 году в качестве страхователя.
Исходя из вышесказанного, требования заявителя об обязании установить скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 г. судом первой инстанции удовлетворены правомерно и обосновано.
Довод о необращении АО "МОДЦ" в ФСС.
Абзацем 2 пункта 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 года N 524 устанавливается, что значения основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.
26 июня 2020 года АО "МОДЦ" было направлено в ФСС заявление об установлении Скидки к страховому тарифу на 2021 год. Заявление в АО "МОДЦ" не возвращалось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-81373/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81373/2021
Истец: АО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДОРОЖНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ