г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А41-19858/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" - Бурбенский А.Б. по доверенности от 12.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании; Мягкова Е.В. по доверенности от 05.03.2021,
от заинтересованного лица по делу - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от третьего лица по делу - Государственного бюджетного учреждения Московской области "Московское областное бюро технической Инвентаризации" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 по делу N А41-19858/21, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании, третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Московской области "Московское областное бюро технической Инвентаризации",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" (далее - ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) в котором с учетом уточнения принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, просит суд:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 18.05.2021 N КУВД-001/2020-29344564/8;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" на сооружение электроэнергетики: ВЛ-10 кВ от ПС-525 "Сорокино" до КРУ-10 кВ, протяженность 3992 м, год ввода в эксплуатацию 2002, расположенное по адресу: Московская область, городской округ Кашира, микрорайон Ожерелье, территория Строительные инновации, на основании представленных ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" документов с заявлением от 16.12.2020 N КУВД-001/2020-29344564.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание не явились представители Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственного бюджетного учреждения Московской области "Московское областное бюро технической Инвентаризации", участвующих в деле, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении, о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представители ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 16.12.2020 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N MFC-0555/2020-1573577-1 N КУВД-001/2020-29344564 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-29344564/1 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлены на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с проверкой топологической корректности.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-29344564/2 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлены на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с использованием кадастровым инженером при подготовке технического плана в разделе "Исходные данные" пункты государственной геодезической сети, отсутствующие в Выписке из каталога координат от 03.03.2020 N 477, а именно "Кутуково"; в связи использованием кадастровым инженером в качестве средства измерения, указанного в разделе "Сведения о средствах измерений" технического плана, геодезической спутниковой аппаратуры LeicaGS08, а именно указанные реквизиты свидетельства о поверке прибора с наименованием "Аппаратура геодезическая спутниковая LeicaGS08" с 2001509 от 17.03.2020 в данных Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений не значится.
Во исполнение уведомлений о приостановки, заявитель представил в Управление Росреестра по Московской области дополнительные документы вместе с заявлением от 21.01.2021 N КУВД-001/2021-1684425, а именно технический план от 19.01.2021 и платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Уведомлением от 27.01.2021 N КУВД-001/2020-29344564/3 Управление Росреестра по Московской области сообщило о неустранении причин приостановления в связи с неполным вхождением объекта капитального строительства в границы земельных участков.
Заявитель представил в Управление Росреестра по Московской области дополнительные документы вместе с заявлением от 03.02.2021 N КУВД-001/2021-3659974, а именно технический план от 01.02.2021.
Уведомлением от 04.02.2021 N КУВД-001/2020-29344564/4 Управление Росреестра по Московской области сообщило о неустранении причин приостановления в связи с неполным вхождением объекта капитального строительства в границы земельных участков.
Заявитель представил в Управление Росреестра по Московской области дополнительные документы вместе с заявлением от 09.02.2021 N MFC-0555/2021-243145-1, а именно технический план от 08.02.2021.
Уведомлением от 10.02.2021 N КУВД-001/2020-29344564/5 Управление Росреестра по Московской области сообщило о неустранении причин приостановления в связи с тем, что образуемое сооружение расположено в границах земельных участков, на которые не представлены документы подтверждающие право пользование, а именно в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0050122:22, 50:37:0050122:176, 50:37:0000000:141 и 50:37:0000000:9179.
В дальнейшем Управлением Росреестра по Московской области, в связи с истечением срока приостановления и неустранении причин, принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленного уведомлением от 18.05.2021 N КУВД-001/2020-29344564/8.
В качестве оснований послуживших отказом в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, Управлением Росреестра по Московской области в уведомлении от 18.05.2021 N КУВД-001/2020-29344564/8, указано, что образуемое сооружение расположено в границах земельных участков, на которые не представлены документы подтверждающие право пользование, а именно в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:37:0050122:22, 50:37:0050122:176, 50:37:0000000:141 и 50:37:0000000:9179.
Ввиду того, что, согласно позиции заявителя, отказ Управления Росреестра по Московской области от 18.05.2021 N КУВД-001/2020-29344564/8 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2, частью 6 статьи 1 указанного закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с упомянутым Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В свою очередь, под государственным кадастровым учетом в силу статьи 1 Закона N 218-ФЗ понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статьей 13 Закона N 218-ФЗ предусматривается, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Как установлено частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По смыслу действующего законодательства, действия по государственной регистрации права и государственному кадастровому учету могут быть оспорены в суде при наличии доказательств совершения таких действий с нарушением требований закона.
Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, трубопроводы и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно Техническому плану объект представляет собой объект капитального строительства, сложное сооружение - надземную линию электропередачи на десяти металлических опорах и двадцати бетонных столбах. В качестве характеристики сооружения принят показатель "протяженность", которая по результатам кадастровых работ составила 3992 м, что соответствует Акту N Д1/1438 допуска в эксплуатацию энергоустановки от 16.12.2002, выданному Мособлэнергонадзором.
Объект предназначен для электроснабжения кирпичного завода ООО "Строительные инновации" и является вспомогательным по отношению к основному зданию с кадастровым номером: 50:37:0000000:790.
Таким образом, разрешение на строительство в данном случае не требовалось, что в силу пункта 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ не исключает возможность государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества.
Для проведения кадастровых работ по Договору подряда ООО "Строительные инновации" передало ГБУ Московской области "МОБТИ" в том числе: Акт выбора земельного участка под ЛЭП от 23.03.1999, выданный до вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации; Заключение Каширского комитета по охране окружающей среды N 35 по выбору (отводу) земельного участка под размещение трассы электроснабжения от 31.03.1999 о согласовании земельного участка под строительство трассы электроснабжения; Заключение Мособлкомвода N 66 к акту выбора земельного участка под опоры ЛЭП от 01.04.1999 о согласовании без замечаний; Акт Мособлгосэнергонадзора N Д1/1438 допуска в эксплуатацию энергоустановки от 16.12.2002; Акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением свыше 1000 В.
Указанные выше документы являются приложением к техническому плану сооружения, подготовленному кадастровым инженером Государственного бюджетного учреждения Московской области "Московское областное бюро технической Инвентаризации" и представленного в Управление Росреестра по Московской области вместе с заявлением от 09.02.2021 N MFC-0555/2021-243145-1.
Принимая во внимание существенную протяженность, которая составляет 3992 м, объект расположен частично в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:37:0050122:5, 50:37:0050122:495, 50:37:0050122:22, 50:37:0050122:176, 50:37:0050122:33, 50:37:0000000:141, 50:37:0000000:9044, 50:37:0000000:9179, 50:37:0000000:8996, 50:37:0070101:338, 50:37:0050609:289, 50:37:0050609:3 и в границах кадастровых кварталов: 50:37:0050122, 50:37:0070102, 50:37:0050117, 50:37:0070101, 50:37:0050609, 50:37:0070107.
Вместе с тем, согласно данным публичной кадастровой карты (pkk.rosreestr.ru), земельные участки, на которых частично расположен объект, поставлены на кадастровый учет с 2007 по 2020 то есть уже после строительства ЛЭП и, соответственно, с уже расположенными (построенными) на них опорами линии электропередач.
Заинтересованным лицом не представлено позиции по заявлению в дополнение к доводам, изложенным в оспариваемом отказе.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В регистрирующий орган, а также в материалы дела заявителем представлена следующая документация:
Акт выбора земельного участка от 23.03.1999 года под строительство ЛЭП 10 кВт от ТП-525 завода "Центролит" до Кирпичного завода АОЗТ АС "Полюс";
Заключение N 35 от 31.03.1999 года по выбору (отводу) земельного участка под размещение трассы электроснабжения АОЗТ "АС Полюс", выданное Каширским городским комитетом по экологии и природопользованию;
Заключение N 66 от 01.04.1999 года к акту выбора земельного участка под опоры ЛЭП от подстанции 525 завода "Центролит" до кирпичного завода "АС Полюс", выданное Юго-Восточным отделом Мособлкомвода;
Акт Мособлгосэнергонадзора о допуске в эксплуатацию электроустановки N Д1/1438 от 16.12.2002 года;
Акт от 09.07.2004 года по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением свыше 1000В между Филиалом АО Мосэнерго "Каширские электрические сети" и ООО "Каширский кирпичный завод".
Заявителем в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта, созданного в 2002 году, представлен в регистрирующий орган исчерпывающий пакет документов, предусмотренный положениями Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе технический план сооружения.
Таким образом, все требования Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в части представления документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение, необходимых, достаточных и соответствующих требованиям действующего законодательства РФ Заявителем исполнены.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ" в целях регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта созданного в 2002 представлены в регистрирующий орган исчерпывающий пакет документов, предусмотренный положениями закона о регистрации, в том числе технический план сооружения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно счел незаконным и нарушающим права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Московской области, в связи с чем требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 по делу N А41-19858/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19858/2021
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ