город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2021 г. |
дело N А32-5547/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель Колесов М.В. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика посредством онлайн связи - представитель Деревенец И.В. по доверенности от 19.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2021 по делу N А32-5547/2020
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН: 2315004404, ОГРН: 1022302380638)
о взыскании платы за время нахождения железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, ПАО "НМТП") о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 196 927,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 149,09 руб. за период с 17.01.2019 г. по 30.12.2019 г., а также проценты по ст. 395 ГК РФ, начиная с 31.12.2019 по день фактической оплаты долга, и расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2021 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что вина ПАО "НМТП" в нарушении технологических сроков оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела документами. Факт невыполнения ПАО "НМТП" норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
В соответствии с данным договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 договора N 325/1).
По условиям договора N 325/2 на железнодорожном подъездном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов (пункт 11 договора 325/2).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлена претензия исх. N 19/1217 от 20.06.2020 с требованием об оплате начисленной платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в пути следования, которая со стороны ответчика оставлена без удовлетворения (ответ исх. N 2570-18/767 от 11.07.2020).
На основании изложенного истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования.
Право начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предоставлено перевозчику статьей 39 УЖТ РФ, в соответствии с которой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров или иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользование загонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Таким образом, законом предусмотрено два условия для начисления платы за пользование инфраструктурой за вагоны, задержанные в пути следования нарушение срока доставки и нарушение технологических норм выгрузки.
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей и актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, имеющимися в материалах дела. Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы, удостоверяющие факт занятости путей операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов.
Ответчик исковые требования не признал в полном объеме ввиду того, что ответчик не отказывался от приема груза, истец не доказал задержку принятия вагонов под выгрузку, находящихся на станции назначения, по причинам, зависящим от ответчика. Задержка уборки порожних вагонов с путей необщего пользования по причинам, зависящим от истца, как следствие явилось причиной занятости выгрузочных путей для приема под выгрузку вагонов, прибывших и спорных, следующих в адрес Порта.
Также, как указывает ответчик, истец не обеспечил доставку спорных вагонов по назначению в установленные договором перевозки сроки доставки по причинам, не зависящим от грузополучателя (Ответчика) и нарушил документальное оформление первичных документов и порядок оформления задержки ж/д составов в пути следования, что являются существенными для целей подтверждения самого факта задержки ж/д составов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора N 325/2 от 27.03.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 Договора). Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства.
В соответствии с частью 19 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; -задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входят следующие обстоятельства:
- задержка вагонов в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, независящим от перевозчика;
- причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке;
- наличие причинно-следственной связи между задержкой и нарушением расчетного срока доставки вагонов.
Как следует из искового заявления, истцом начислена плата за нахождение на путях общего пользования вагонов, следовавших в поезде с индексом 5300-686-5210, который был задержан истцом в пути следования на промежуточных станциях истцом 08.12.2018 и 20.12.2018 на станции Моздок СКжд и отправлены на станцию назначения с вагонами, адресованными ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (грузополучатель).
В качестве доказательств, истцом в материалы дела представлены: акты общей формы N 9652 от 07.12.2018 и N 3538 от 08.12.2018
Указанное обстоятельство удостоверено актом общей формы от 08.12.2018 N 3/1026 о начале задержки доставки грузов.
О задержке вагонов в пути следования начальник жд станции Новороссийск уведомил ПАО "НМТП" (грузополучатель) извещением от 08.12.2018 N 11178. В котором указано задержка произошла в пути следования из-за невозможности приема их станцией Новороссийск по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на жд путях необщего пользования ПАО "НМТП".
Простой вагонов на ЖД станции Моздок СКжд был окончен 08.12.2018, что подтверждается актом общей формы от 08.12.2018 N 3/1028.
Извещением от 08.12.2018 N 11207 начальник ЖД станции Новороссийск уведомил грузополучателя о том, что на основании приказа от 08.12.2018 N 7858 поезд N 2512 отправлен.
Судом установлено, что в соответствии с приказом начальника СК дирекции управления от 20.12.2018 N 8532 на основании телефонограммы начальника ЖД станции Новороссийск от 20.12.2018, актов общей формы от 19.12.2018 N 5/9979, от 19.12.2018 N 3779 на станции Моздок СКжд был отставлен от движения поезд с индексом 5300-686-5210.
Указанное обстоятельство удостоверено актом общей формы от 20.12.2018 N 3/1096 о начале задержки доставки грузов.
О задержке вагонов в пути следования начальник жд станции Новороссийск уведомил ПАО "НМТП" (грузополучатель) извещением от 20.12.2018 N 11641. В котором указано задержка произошла в пути следования из-за невозможности приема их станцией Новороссийск по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на жд путях необщего пользования ПАО "НМТП".
Простой вагонов на ЖД станции Моздок СКжд был окончен 03.012019, что подтверждается актом общей формы от 03.01.2019 N 3/4.
Извещением от 03.01.2019 N 179 начальник ЖД станции Новороссийск уведомил АО "НМТП" о том, что на основании распоряжения (приказа) от 03.01.2019 N 131 поезд N 3034 отправлен.
На станции назначения 06.01.2019 был составлен акт общей формы N 15/2712 на начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, по причине неприема поезда жд станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "НМТП".
Факт невыполнения ответчиком норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 122602, 122604, 125185, 125177, 125254, 125258, 125296, 125301, 125302, 126321, 126323, 126358, 126369, 126477, 126488, 126494, 126508, 126566, 126590, 011008, 011028, 011048, 011087, 011090, 011224, 012407, 012372, 012387, 012434, 013450, 013498, 013577, 013625, 013652, 013667.
Судом при исследовании представленных документов установлено следующее.
В соответствии с оригиналом транспортной железнодорожной накладной N ЭБ861881, вагоны, следующие в составе поезда с индексом 5300-686-5210 были направлены со станции Батайск СКжд на станцию Новороссийск. В соответствии с требованиями действующим нормативных актов был установлен срок доставки - 10.12.2018, исходя из расстояния, которое составляет 372 км.
В тоже время, согласно имеющихся в материалах дела документов, поезд с индексом 5300-686-5210 был брошен на станции Моздок СКжд 08.12.2018,т.к. до истечения срока доставки.
Следует отметить, что вагоны, указанные в ЖД накладной N ЭБ861881 следовали в составе поезда с индексом 5100-385-5210, сформированным на ДЛ станции Батайск и приняты к перевозке 05.12.2018.
Согласно акту общей формы N 19/1228 от 06.01.2019 поезд с индексом 5100-385-5210 пять дней (срок доставки до станции Новороссийск) простоял на промежуточных ж/ж станциях Батайск, Георгиевск, Моздок по не зависящим от ПАО "НМТП" причинам- отсутствие локомотива.
Кроме того, согласно акту общей формы N 15/271 от 06.01.2019 поезд с индексом 5100-385-5210 был отставлен от движения на ж/д станции Моздок в период с 03-56 часов 08.12.2018 по 10-51 часов 08.12.2018.
Расстояние от жд станции Моздок СКВ до жд станции назначения Новороссийск СКВ составляет 672 км.
Таким образом, с учетом сроков, определенных п. 2.2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245, для доставки данных вагонов до станции Новороссийск требовалось более 4 суток (672 км -расстояние от станции Моздок до станции Новороссийск)/160 км (норма суточного пробега при расстоянии перевозки от 200 до 599 км),т.е. вагоны даже при отсутствии бросания прибыли бы на станцию назначения Новороссийск за пределами расчетных сроков доставки.
Следовательно, нарушение расчетного срока доставки вагонов связано исключительно с логистическими процессами ОАО "РЖД".
Суд приходит к выводу, что непосредственно действия и логистические решения перевозчика привели к нарушению срока доставки вагонов на станцию назначения Новороссийск.
В соответствии с пунктом 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003): "Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возврата на выставочные пути".
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Перевозчиком в актах общей формы, оформленных станцией назначения Новороссийск для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" и в актах общей формы станций задержки составов указана причина составления: "неприем поездов железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт", а не нарушение технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика (ПАО "НМТП").
Согласно пункту 4 Договора N 325/2 - Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач по заявкам Владельца.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 г. к Договору:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач, установленными по каждому району Владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 мин.)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
Западный район, включая 3-ю пристань 3,3 часа (3 часа 20 мин.)
- вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные Перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными Владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов Перевозчиком на железнодорожные вставочные пути Владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными Владельцу с момента фактической подачи вагонов Перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные Перевозчиком на выставочные пути Владельца без заявки, считаются не переданными Владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются Владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п. 11 настоящего договора, с момента фактической подачи. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов Владельцем с выставочных путей.
Кроме того, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
Действуя добросовестно и осмотрительно, заинтересованный в оказании своих услуг, перевозчик обязан не только принимать к перевозке груз в количестве, соответствующем его возможностям по приему груза в пункте отправления и его продвижению, но и в количестве, соответствующем возможностям перевозчика по его приему на станции назначения. При этом ответчик вправе рассчитывать на то, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках отношений по перевозке, истец намерен соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором N 325/2 от 27.03.2017.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне. В условиях невыполнения истцом своих договорных обязательств, влекущих нарушение ритмичности подач вагонов в адрес ответчика, его требования по выполнению последним технологического срока оборота вагонов, переданных на пути необщего пользования с нарушением порядка их передачи и с нарушением правил расчета данного срока, не отвечают общим принципам гражданского оборота, основанным на равенстве участников гражданского оборота.
Согласно п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 фактом задержки считается невозможность подачи Перевозчиком вагонов Владельцу на железнодорожные выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, установленных по каждому району отдельно, по причине их занятости ранее переданными и не убранными вагонами Владельцем. При этом в случае нахождения на соответствующем районе Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине не возможности приема очередной группы вагонов, время на которое произошла задержка уборки, либо приема вагонов Перевозчиком исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, а вагоны, находящиеся на выставочных путях в ожидании подачи под выгрузку и станции Новороссийск, для каждого района отдельно, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца. Данный факт оформляется Владельцем актом общей либо произвольной формы.
Согласно пункту 9 договора N 325/2 в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018 готовые к уборке вагоны принимаются Перевозчиком с выставочных путей Центрального района. ТНРС в течение 2,2 часа (2 часа 15 мин.) после получения перевозчиком уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются перевозчиком с путей Западного района. 3-й пристани в течение 3,3 часа (3 часа 20 мин.) после получения перевозчиком уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются перевозчиком с Восточного района в течение 2,7 часа (2 часа 45 мин.) после получения перевозчиком уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемосдаточных операций, а также не приема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной ПАО "НМТП" и согласованной ОАО "РЖД" "Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающих к станции Новороссийск СКЖД" от 05.10.2017 г (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца на выставочные пути. Все действия порта по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда и указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ПАО "НМТП" не могло принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования Порта и препятствовали приему груженных вагонов.
Истец считает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является только: невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования (технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Истец ссылается на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), согласно которому основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Вышеприведенное правило регламентирует отношения сторон в части начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными в пути следования, но не платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава. В соответствии с пунктом 11 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27 марта 2017 года (далее - Договор N 325/2 от 27.03.2017) технологический срок оборота вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ПАО "НМТП" составляет 13 (тринадцать) часов.
При этом в рамках настоящего дела истец утверждает, что реальной причиной задержки поезда явилась невозможность его приема железнодорожной станцией назначения вследствие несоблюдения Портом технологических сроков оборота вагонов.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что только установление факта нарушения технологического срока оборота вагонов, не является основанием для задержки вагонов в пути следования.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) вносит владельцу инфраструктуры как перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N 2. Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Данным Регламентом оформления документов установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: - акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; - обращение Клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР. Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования ___________по станции __________за период ________по__________ (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД".
Так, истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов. В графе 4 ведомостей указана дата и время подачи вагонов и дата и время завершения грузовой операции.
Ведомости подачи и уборки вагонов не были приняты судом в качестве допустимого доказательства нарушения технологического срока оборота вагонов, по причинам, зависящим от ответчика, так как, безусловно не доказывают данного факта.
Анализ занятости путей необщего пользования ПАО "НМТП" в объемах, препятствующих подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношения в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования, истцом в материалы дела не предоставлен.
Представленные истцом в материалы дела акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями по следующим причинам: пути порта заняты порожними вагонами, готовыми к уборке со ссылками на номера актов; выставочные пути станции заняты порожними вагонами; вагоны, указанные в акте не были заявлены; вагоны поданы в количестве превышающей единовременную партию вагонов - 30 ед. согласно условий договора.
Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ - Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: - вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; - обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; - вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В соответствии с частью 5 пункта 9 Договора N 325/2 от 27.03.2017 г. в случае нахождения на соответствующем районе Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине невозможности приема очередной группы вагонов, вагоны, находящиеся на выставочных путях, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца. Данный факт оформляется Владельцем актом общей либо произвольной формы. В качестве доказательства задержки приема истцом вагонов с путей ответчика на выставочные пути в период задержки составов ответчиком представлены в материалы дела акты, оформленные о простое вагонов на путях порта по причинам, не зависящей от ответчика.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в связи с чем, они не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2021 по делу N А32-5547/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5547/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"