город Омск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А70-22680/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-14346/2023, 08АП-14344/2023) акционерного общества "Россети Тюмень" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2023 по делу N А70-22680/2023 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (потерпевшего), Турчиной Юлии Васильевны, о признании незаконным постановления от 02.10.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-411/2023 об административно нарушении, представления от 02.10.2023 N 072/04/9.21-411/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, Общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление, административный орган) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-411/2023 об административно нарушении, представления от 02.10.2023 N 072/04/9.21-411/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Турчина Юлия Васильевна (далее - третье лицо, Турчина Ю.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.11.2023 по делу N А70-22680/2023 постановление Тюменского УФАС России от 02.10.2023 по делу N 072/04/9.21-411/2023 изменено в части назначения административного наказания. Административное наказание, назначенное АО "Россети Тюмень" постановлением Управления от 02.10.2023 по делу N 072/04/9.21-411/2023 в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб., снижено судом до 500 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество и административный орган обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование своей апелляционной жалобы АО "Россети Тюмень", ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что при проведении данных работ филиал Общества столкнулся с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору. АО "Россети Тюмень" ссылается на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией.
Кроме того, АО "Россети Тюмень" утверждает о том, что с 10.03.2022 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Ссылаясь на то, что дело возбуждено УФАС по Тюменской области 28.07.2023, заявитель считает, что оспариваемое постановление подлежащим отмене, как не соответствующим правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022.
В своей апелляционной жалобе Тюменское УФАС России ссылается на то, что административный штраф был назначен Управлением с учетом характера совершенного административного правонарушения и имущественного положения юридического лица, систематического нарушения АО "Россети Тюмень". Тюменское УФАС России полагает, что при рассмотрении дела АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие возможность снижения штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд, снижая размер штрафа менее минимального размера, не указал, какие исключительные обстоятельства явились основанием для снижения штрафа.
Тюменское УФАС России представило отзыв на жалобу АО "Россети Тюмень".
Представитель АО "Россети Тюмень" Долганов Николай Павлович и Дегтярев Алексей Сергеевич не обеспечили свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудио-сигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания.
Тюменское УФАС России, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей также не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 02.12.2022 между АО "Россети Тюмень" и Турчиной Ю.В. был заключен договор N Т13/22/7703-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств: малоэтажная жилая застройка (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенных по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, 13,5 -16 км а/д Тюмень - Криводанова, участок N 37 с кадастровым номером 72:17:1206002:2349, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев, в соответствии с абзацем 13 подпунтка "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения).
В Управление поступило обращение Турчиной Ю.В. на действия Общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с поступившим обращением Управлением по данному факту было возбуждено дело N 072/04/9.21-411/2023 об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения, Обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
14.09.2023 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-411/2023.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, заместителем руководителя Управления, 04.10.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 07/04/9.21-411/2023 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Кроме того, 02.10.2023 Обществу выдано представление N 072/04/9.21-411/2023, согласно которому АО "Россети Тюмень" следует принять меры по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства третьего лица к электрическим сетям.
Не согласившись с представлением и постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.11.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, при одновременном соблюдении соответствующих условий (подпункт "б" пункта 16 Правил N 861).
Материалами дела подтверждено, что 02.12.2022 между Обществом и Турчиной Ю.В. был заключен договор N Т13/22/7703-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с условиями договора и изложенными выше нормами срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем.
Согласно платежному поручению от 02.12.2022 Турчиной Ю.В. внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены не позднее 02.06.2023.
АО "Россети Тюмень" в своей апелляционной жалобе не оспаривает обстоятельства того, что на текущий момент мероприятий по технологическому присоединению не выполнены, срок нарушен.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861, в части нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 02.08.2022 по 02.08.2023).
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что Общество не оспаривается обстоятельства заключения договора с третьим лицом, однако ссылается на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было вызвано отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861 является для Общества обязательным, в том числе соблюдения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Обстоятельства проведения закупок находятся в зоне контроля, а, соответственно, ответственности АО "Россети Тюмень". При этом Общество не лишено возможности получения необходимых лицензий, набора штатных сотрудников и самостоятельного выполнения работ.
Таким образом, событие административного правонарушения подтверждается материалами дела и признается судом установленным.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу пункта 3.3. статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 1 000 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) характера совершенного обществом административного правонарушения: факт неосуществления обществом на момент рассмотрения дела мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьего лица, что может свидетельствовать о причинении ему ущерба;
2) имущественного и финансового положения общества: по данным бухгалтерской отчетности выручка АО "Россети Тюмень" за 2022 год составила 76 млрд. руб.;
3) систематического нарушения АО "Россети Тюмень" Правил N 861 - за период с 01.01.2022 по 31.05.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 104 постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч руб.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, а также с целью соблюдения конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 500 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Так, оценка наличия обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, помимо зависимости этой оценки от представленных в их обоснование доказательств также носит в определенной мере и субъективный, оценочный, зависящий от усмотрения (внутреннего убеждения - часть 1 статьи 71 АПК РФ) каждого конкретного судьи характер, в связи с чем пересмотр выводов суда первой инстанции в этой части возможен только в исключительных случаях, а именно - при наличии в материалах дела безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что оценка судом (его внутреннее убеждение) имеющихся в деле документов полностью противоречит содержанию последних в результате их неправильной трактовки судом, недостоверности этих документов, их несоответствия императивным правовым нормам и т.д., что в данном случае места не имеет.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы акционерного общества "Россети Тюмень" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.11.2023 по делу N А70-22680/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22680/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Турчина Ю.В.